Тематика и жанровое разнообразие в неигровом кино
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящий момент на студии снято 17 документальных фильмов. Анализ тематической направленности данных фильмов позволяет выявить, что все неигровые фильмы студии в той или иной степени повествуют о судьбах конкретных людей, т. е. во многом являются биографическими. При этом в некоторых из них можно выделить «основную тему», которая объединяет судьбы всех героев.

Так, одним из основных тематических направлений студии во имя святого Иоанна Воина является освещение жизненного пути сильной личности, ее становление, решение каких-либо проблем. В данных фильмах зачастую тяжелая ситуация в жизни героев приводит их к порогу православного храма, где они обретают понимание реального значения христианства. К таким фильмам относятся «Космос Андрея Гойко», «Отец Герман». Также в рамках данной тематики может демонстрироваться благородство, милосердие, сила воли героев, проявляемые вопреки жизненным обстоятельствам, что ярко показано на примере фильмов «Инокиня», «Немного рая», «Два Андрея», «Сестра Иоанна». Таким образом, данное биографическое направление раскрывает этапы и условия становления сильной и интересной личности, отражает причины развития определенных черт личности.

Вторым тематическим направлением, разрабатываемым студией, является помощь социально-неблагополучным людям. Так, в фильмах «Путем любви», «Братия», «Пасха на Лысой горе», «Пусть живет маленький принц» освещается деятельность Свято-Елисаветинского монастыря по оказанию оступившимся людям, т. е. безработным и бездомным, бывшим заключенным, наркоманам, психически нездоровым людям.

Еще одна тематическая направленность представлена освещением актуальных социальных проблем, как например, алкоголизма, наркомании, ВИЧ и т. п., на конкретных примерах. Фильмы «Иного пути нет», «Главная роль», «Лампа не гаснет» в разных жанрах описывают тот или иной аспект социально опасных проблем, стремясь не только привлечь внимание к данным проблемам, но и найти путь их решения. В рамках данной направленности также может освещаться биография какого-либо человека, однако, акцент делается не на последовательность событий как фактор развития, а на ситуации как путь проявления способностей того или иного человека. Раскрывая судьбы людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, иногда заболеваниями, например, ВИЧ, приводятся пути преодоления данными людьми их проблем, а также роль веры в этом.

Последнее направление представлено фильмами о каких-либо исторических процессах. Студия не задается целью реконструировать какие-либо значимые для человеческой истории события, а описывает некоторые релевантные для истории храма процессы или же важные для сохранения христианских ценностей, но малоизвестные события. Наиболее ярко данное направление выражено в фильмах «Рядом с небесами», «Синергия», «Братская свеча», «Единым сердцем».

Наглядно данное разделение представлено на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Структура тематического разнообразия неигровых экранных произведений киностудии во имя святого Иоанна Воина

 

Говоря о жанровой структуре экранных произведений студии, следует отметить, что каждый из неигровых фильмов не может быть назван строго документальным в рамках понимания некоторых исследователей кино и критиков . Например , как отмечает Д. Луньков, документальный фильм должен быть объективным, отражать реальные события без привнесения какой-либо оценки, т. е. просвещать, а не поучать [20]. Тем не менее, фильмы студии во имя святого Иоанна Воина, хотя они строятся на основе достоверно зафиксированных кадров действительности, таковыми не являются. Это связано с тем, что их целью становится не информирование зрителя, а передача авторского отношения к изображаемым явлениям и фактам жизни. Хотя изображение действительности в данных фильмах носит в большей или меньшей степени объективный характер, имеет определенную доказательную базу, заложенную в то или иное изображение, по своей природе они носят черты авторской субъективности на всех этапах творческого процесса, что также проявляется при выборе объекта съёмки и на этапе последней монтажной склейки. Не будем тут подвергать критическому анализу слова Лунькова, ибо критика данного подхода к документалистике , не входит в задачи данного исследования , лишь укажем на то , что субъективный-авторский подход в том числе и в жанре документального кино, нередок в истории отечественного и мирового кино ,от момента зарождения вплоть до наших дней и такой подход имеет как своих сторонников так и противников. Более того, почти любое , а по некоторым оценкам почти все документальное и игровое кино имеет налет субъективности ,что и отличает кино от ТВ репортажа или  сухой хроники, вопрос в процентах художественной субъективности. Забегая вперед укажем , что опыт студии по субьективно –авторскому изложению реальных событий ,частично разделяет автор данного исследования , что  и выразилось в создании документального фильма «Невеста и Свет» и в написании 3 главы.

Более того, фильмы студии носят ярко выраженную эмоциональную окраску, которая выражается вербально и невербально. Признаками художественного начала неигровых фильмов студии выступают, например, метафора, гипербола с целью глубже раскрыть смысл и значение зафиксированных фактов или, напротив, с целью их завуалирования или даже дискредитации. Также музыкальное оформление, план съемок, структуризация кадров позволяют определить отношение режиссера к той или иной проблеме, определенному герою.

Однако, фильмы создаются в традициях документального кино: с использованием закадрового голоса, музыкального и шумового сопровождения, архивных вставок, интервью и современных зарисовок. При этом следует отметить, что особенностью фильмов студии можно назвать то, что в качестве закадрового голоса широко используется голос героев фильмов, а не «автора», который используется сравнительно редко. Также можно подчеркнуть характерные для документального кино длинные дубли, естественное освещение, натуральную съемку и т. д.

Таким образом, все неигровое кино студии можно признать документально-художественным. В данных рамках неигровые экранные произведения киностудии могут быть разделены на следующие жанры: биографическое описание, биографический очерк, исторический обзор, социальный обзор, социальное исследование, что отражено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Жанровое разнообразие неигровых экранных произведений киностудии во имя святого Иоанна Воина

 

Биографическое описание («Главная роль», «Космос Андрея Гойко», «Инокиня», «Лампа не гаснет», «Отец Герман») представляет собой пересказ хроники определенной части жизненных событий какого-либо человека. В рамках данных фильмов режиссерами предпринимается попытка раскрытия того или иного человека через демонстрацию его взаимоотношений с окружающим миром. В фильме «Главная роль», например, остро ощущается попытка режиссера вжиться в быт главной героини, пережить все ключевые события вместе с ней, что способствует переживанию зрителя за героиню, вытеснению режиссера за кадр, что весьма нехарактерно для документального кино.

Биографический очерк («Немного рая», «Пасха на Лысой Горе», «Сестра Иоанна», «Два Андрея») представляет собой описание какого-либо аспекта жизни личности, тесно вплетенного в определенный контекст. При этом режиссером создается «слепок» реальной личности, который, хотя и имеет общее с реальным образом, все же раскрывается как часть исследования определенной темы. Т. е. биографический очерк – это исследование конкретной жизненной ситуации или обстоятельств, к которым зачастую прилагается описание решения.

Исторический обзор («Братская свеча», «Единым сердцем») описывает какие-либо события в их динамике. В таких фильмах приводится историческая справка о каких-либо процессах, сопровождаемая уникальным голосовым оформлением, ритмом и динамикой. Темы, обладающие новизной и актуальностью, раскрываются студией не только для их увековечивания, но и для воспитания молодёжи в христианских традициях. Герои исторических обзоров подчинены какой-либо проблеме, раскрытие их характеров служит фоном для освещения проблемы через их поступки.

Социальный обзор («Путем любви», «Братия», «Пусть живет маленький принц») описывает какое-либо событие с точки зрения его социальной значимости. Зачастую в данных фильмах негативные события показываются сквозь призму поэзии в прозе жизни. В них документальное и художественное начало проявляются наиболее ярко. Герои данных фильмов, которыми часто выступают социально-неблагополучные люди, представляются не в качестве отрицательных персонажей, а как мужественные люди, находящиеся в поиске своего особого пути. В таких фильмах целью является не передача истории, а выявление человеческих взаимоотношений и эмоций, т. е. ключевым здесь является социологическое начало.

Социальное исследование («Иного пути нет», «Рядом с небесами», «Синергия») исследует ту или иную проблему, пытаясь не просто привлечь к ней внимание, но и найти решение. Для таких фильмов характерно обращение внимания на детали, особенно в характерах персонажей. Герои социальных исследований предстают не положительными и не отрицательными. Они прежде всего несут в себе роль реально существующих людей и их реальность. Как и в историческом обзоре, герои здесь подчинены какой-либо проблеме. Но если в историческом обзоре они помогают раскрыть ход событий, то здесь они служат выявлению решения той или иной проблемы.

Следует отметить, что ввиду сильного художественного начала в неигровых фильмах студии, индивидуальные и самобытные реальные люди предстают как в некоторой степени авторский вымысел, созданный из общения с реальным человеком.

Структура жанрового распределения экранных произведений студии наглядно представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Структура жанрового разнообразия неигровых экранных произведений киностудии во имя святого Иоанна Воина

 

Следует отметить, что несмотря на яркую выраженность неигрового характера всех указанных фильмов, в ряде из них, как указывает А. П. Бобкова, заметно стремление отойти от сугубо телевизионного формата, когда фильм представляет собой сплошные монологи на камеру. Так, в поисках художественной выразительности режиссеры используют такой прием, как съемка в отражениях зеркал, показ уменьшенных в масштабе фигурок героев на белом фоне и т. п.

Тем не менее, данные приемы выполнены несколько наивно, арсенал выразительных возможностей в целом довольно небогат. Сюжет редко основывается на развивающейся ситуации, которая придает цельность драматургии фильма [5, с. 12].

Таким образом, мы можем заключить, что тематическое разнообразие неигровых экранных произведений студии представлено различными аспектами социально-духовной тематики. В каждой из групп фильмов студия продвигает идеи христианской морали и общечеловеческих норм, что проявляется в следующих тематических направлениях: жизненный путь сильной личности, исправление социально-неблагополучных людей и помощь им, актуальные социальные проблемы, хроника исторических событий. Жанровое разнообразие в неигровом кино представлено биографическими описаниями, биографическими очерками, историческими обзорами, социальными обзорами, социальными исследованиями.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 276.