Тематика и жанровое разнообразие в игровом кино
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как было отмечено в подразделе 2.1, Студия во имя святого Иоанна Воина в большей степени специализируется на неигровом, т. е. документальном кино. Тем не менее, в 2010 году режиссер Виталий Ольгертович Любецкий представил снятую на студии художественную картину «Притчи», которая впоследствии стала первой из 4 серии фильмов.

В основу сценария всех четырех фильмов легли известные христианские притчи [84]. Целевая аудитория фильмов довольно широкая: как верующие, так и неверующие люди различных возрастов. Как отмечает сам режиссер фильма, «Человеку воцерковленному всё это близко и понятно. А мирскому человеку комментирующий истории священник объяснит тонкости духовной жизни православного верующего» [63].

Первые «Притчи» (2010), как и три последующих фильма, в своей основе имеют три истории, основанных на православном духовном наследии. Для обеспечения простоты восприятия действие было перенесено в настоящее время.

В. О. Любецкий, режиссер, своей главной задачей во время съемок видел передачу красоты и силы веры [63], для чего выбирает жанр лирической комедии. Сюжет, как было отмечено ранее, строится из трех притч: «Необычное послушание», «Немая молитва» и «Как Спаситель в гости ходил».

Первая история основана на притче из древнего Патерика. В центре современной интерпретации находится служитель церкви, который, усомнившись в вере из-за гордости, начал роптать на «глупого» духовника, не осознавая прозорливости последнего. Основная идея истории сводится к мысли, что похвала не должна вести к гордые, а критика – к обиде или злости.

История рассказана легко и непринужденно с долей иронии. Правильно подобранный актер, обладающий достаточным мастерством, создает доброжелательную, веселую атмосферу, которая противопоставляется настроению второй притчи.

В основе второй истории лежат рассказы святителя Василия Кинешемского. В ней демонстрируется истинное отношение ряда людей к вере, когда, желая быть услышанными Богом, они заняты мирскими делами. Режиссер за счет более серьезной и тяжелой атмосферы стремится показать силу и значение человеческой молитвы, показывая, как вера помогает справится с человеческими переживаниями.

Третья, заключительная притча «Как Спаситель в гости ходил», основана на рассказе отца Павла (Груздева) о том, Христос в земном обличье «в гости ходил», но был неоднократно отвергнут хозяином, а принял его совсем другой человек. Эмоциональный настрой данной истории сильнее, чем у двух предыдущих, что позволяет закрепить в сознании зрителя определенный посыл режиссера. Эффект усиливается музыкальным оформлением фильма, а также закадровым голосом и внешним видом актеров, которые выглядят в соответствии с их ролями: глупцы – наивны и забавны, дети – чисты и трогательны.

Сотрудники студии пригласили кинокритиков и журналистов к обсуждению результатов снятого фильма. Как отмечает в своей статье А. П. Бобкова, фильм есть за что похвалить и за что поругать. Так, плюсами выступают ирония, улыбка, нестандартность историй, ставших драматургическим стержнем новелл, простодушие. Также среди положительных сторон критик отмечает игру некоторых актеров и интересный звуковой ряд.

Среди недостатков А. П. Бобкова указывает невыверенность жанра, излишнюю дидактичность, визуальную упрощенность, художественную неравноценность первой и второй новелл по сравнению с третьей [5, с. 12].

Фильм «Притчи 2» (2011), как и «Притчи», был снят на средства монастыря с благословения протоиерея А. Лемешонка [64]. В структуру лирической комедии также вошло три притчи: «Лампадка», «Рубашка», «Трое вас – трое нас».

Первая история рассказывает о послушнике, который идёт принимать пожертвование у деревенской семьи, в которой, по его мнению, редко вспоминают Бога. Чтобы преподать послушнику урок и показать, что вера заключается не только в вознесении молитв, духовник поручает ему обойти вокруг деревни с лампадкой в руках, при этом не пролив масла и не затушив огня, что способствует пониманию сути веры послушником. Во второй истории речь идет о дачнице Марии, которая несмотря на сложную судьбу остается верна христианским принципам: платит добром за зло, верит Богу, в награду за что получает помощь от Бога через ближних. Третья история рассказывает о старцах рыбаках, которых посетил известный и почитаемый всеми архимандрит. Не поверив в чудотворные силы старцев, что укрепилось ввиду незнания ими даже «Отче наш», архимандрит начинает учить их правильно молиться, однако, в конце старцы показывают, что главное в вере – не молитвы, а состояние души и образ жизни.

В целом первый и второй фильмы «Притчи» довольно похожи, так как над ними работала одна и та же группа. Это касается не только технической составляющей фильмов, но и содержательной части. Тематическая направленность у данных притч одна. Согласно фильмам, вера в Бога – это не только , ежедневное вознесение молитв, регулярное посещение церкви и восхваление Бога, но и добрые дела и мысли, которые проявляются в отношении к окружающим. Эта мысль высказывается режиссером в разных вариациях, параллельно дополняясь и иным смыслами.

В притчах довольно часто происходит противопоставление амбициозного  и несколько горделивого человека с простым, но искренне верующим, на фоне которого первый кажется глупым и фальшивым. Подается это в простой, в некоторой степени примитивной форме: режиссер прямо указывает зрителю на положительные и отрицательные стороны персонажей, что было характерно для кино на более ранних этапах развития.

Фильм «Притчи. Три слова о прощении» (2012) носит несколько иной характер. Во-первых, это связано с тем, что над фильмом работал другой режиссер – монахиня Иоанна Орлова, а также другой оператор – Любовь Князева. Во-вторых, фильм был снят при финансовой поддержке Министерства культуры [40], что отразилось на техническом аспекте: использовалась другая камера, оборудование. В-третьих, в отличие от первых двух фильмов, в съемках «Трех слов о прощении» принимали участие такие признанные актеры, как Руслан Чернецкий, актер Национального академического драматического (русского) театра имени Горького, Лев Дуров, заслуженный актер СССР, Георгий Сивохин, актер Театра-студии киноактера национальной киностудии «Беларусьфильм». Также следует отметить, что в состав съемочной группы вошли художник, заслуженный деятель искусств Беларуси Александр Чертович, опытный гример Григорий Храпуцкий, художник по костюмам Алла Грибова, более сорока лет работающая на студии «Беларусьфильм» [44].

Еще одной особенностью фильма стало то, что над сценарием работали профессиональные сценаристы, ввиду чего, как отмечает режиссер И. Орлова, даже на подготовительном этапе фильм был подготовлен качественнее [44].

Также новшеством стало время повествования фильма – события третьей части фильма происходят в IX веке. Сюжет первой притчи, «Думай, о чём просишь», основывается на реальном случае, который был описан в книгах Сергея Нилуса и митрополита Вениамина (Федченкова). Главный герой, идущий на воровство ради любви, просит помощи у Николая Чудотворца. Святой угодник же не внимает молитвам и является грешнику, чтобы вразумить его. Вторая притча, которая называется «Гвозди», строит свой сюжет вокруг известной восточной притчи. В основе истории лежит идея о том, что ошибки, скорбь и боль потери ведут человека к мудрости. Так, герой с тяжелой судьбой учит своего сына, как избежать своих ошибок. Третья история, «Старый дед и внучек», осмысляет проблему отцов и детей. Отец, некрасиво поступивший со своим отцом, осознает свою неправоту после того, как сын повторяет его действие.

Таким образом, в данной части фильма «Притчи» мы можем наблюдать большее тематическое разнообразие и меньшую религиозную направленность. Фильм имеет более светский характер, что проявилось и в сюжете, и в костюмах, и в диалогах. При этом фильм не отказывается от передачи христианских ценностей, повествуя о моральных нормах человека.

В первой притче четко прослеживается мысль о не правомерности «преступления во благо». На примере простого и ясного преступления – кражи – режиссер повествует о недопустимости некоторых желаний. Так, устами Николая Чудотворца зрителю закладывается установка о том, что грех не может оправдываться благими намерениями и что каждый человек должен осознавать это.

Вторая история в своей основе имеет идею о взаимоуважении между людьми и их доброте по отношению друг к другу. Отец, некогда оставивший ребенка на жену, учит своего сына и зрителя сдерживать гнев, быть добросердечным, платить за зло добром, признавать свои ошибки. Таким образом, в данной притче воплощены ключевые аспекты христианской морали, касающиеся взаимоотношений меду людьми.

Заключительная притча представляет христианскую трактовку проблемы взаимоотношений поколений. Зритель учится уважать своих родителей, быть честными перед собой и справедливым. Также данная история поднимает вопрос преемственности поколений, т. е. показывает, что дети очень восприимчивы и они поступают так, как показывают им взрослые, что является поводом задуматься над собственным поведением.

Смысл данных притч лежит на поверхности, поэтому целевой аудиторией фильма являются люди различных возрастов, начиная от детей, заканчивая пожилыми людьми. При этом следует отметить архаическую стилистику фильма, что может быть  как плюсом в глазах зрителя, так и минусом.

Последняя на данный момент лента из серии «Притчи» была подготовлена съемочной группой, создавшей «Притчи» и «Притчи 2». В связи с этим она имеет довольно много общего с первыми двумя картинами. При этом, режиссер перенимает из предыдущей картины принцип разнообразия тематик, ввиду чего 3 истории передают отличный от первых двух фильмов посыл, хотя к ним и возвращается религиозность первых картин.

«Притчи-4» (2013), как и все предыдущие «Притчи», состоит из 3 историй: «Лествица», «Родничок», «Мудрый послушник».

В первой притче рассказывается о молодом и амбициозном бизнесмене, обратившемся в веру, оказывающем помощь бедным, что привело к непомерной гордыне. В результате главный герой падает с оказавшейся перед ним лествицы, ведущей на небо. Эта история учит зрителей скромности, честности и порядочности, которые щедро вознаграждаются в дальнейшем, так же о недопустимости и опасности гордыни, ведь согласно христианскому учению возгардится можно делая в том числе и добрые , богоугодные дела.  Схожий лейтмотив наблюдался в первой новелле первого фильма, однако та история носила несколько иной характер.

Вторая притча ведет повествование о послушнике, который, согрешив, превратился из «чистого родничка» в «смрадное болото». Режиссер без излишней иносказательности повествует о том, как просто оступиться и как сложно исправить свою ошибку. Важным моментом, достойным внимания, следует признать роль, которую играют близкие в становлении на путь истинный, в развитии плохих и хороших сторон личности.

Третья притча, продолжая повествование предыдущей, поднимает те же проблемы, затрагивая вопросы становления личности и роли отдельного человека в взаимоотношениях в рамках социальной группы.

Первый, второй и четвертый фильмы во многом схожи, так как их основной характерной чертой является религиозная направленность. Данное сходство усиливается за счет того, что над фильмами работала одна и та же съемочная группа. В этом плане более светский характер третьего фильма выделяет его из серии «Притчи». При этом каждая из притч повествует о каком-либо аспекте христианской и общечеловеческой морали, что позволяет нам заключить, что тематическая направленность каждого из фильмов одна – христианские ценности.

При этом каждая из притч характеризуется довольно высокой степенью обобщения, особым характером абстрагирования, предлагающим высокую меру условности. Данная условность помогает зрителю вырабатывать нужные суждения и выводы. Она проявляется и в отборе материала для притч, и в монтаже, когда происходит сопоставление реального и ирреального мира.

Как и литературная притча, кинопритча носит морализаторскую направленность, является для зрителя поводом для размышлений о судьбе человечества. При этом притчи киностудии во имя святого Иоанна Воина не являются строго поучительными. Неся в себе определенный посыл, они передают его в комедийном, лирическом жанре, не просто указывая на неправильное поведение, а по-доброму высмеивая его.

Следует также отметить, что фильмы были отмечены множеством различных наград на различных фестивалях, что представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Награды фильмов серии «Притчи» [37; 65; 70; 71; 86]

Фильм Мероприятие / Органзация Награда
Притчи XVI Международный фестиваль «Радонеж» Лучший продюсер

Притчи 2

VI Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» Специальный приз Президента
VI Международный фестиваль православных фильмов «Крест Святого Андрея» Лучший художественный фильм

Притчи 3

Национальная премия в области нравственности в искусстве «На Благо Мира» Второе место в номинации «Кино»
XI Киевский Международный фестиваль документальных фильмов «Kinolitopys» Диплом «За интересное творческое воплощение библейской притчи»

 

Публикации о кинокартинах постоянно появлялись на сайтах Белорусского информационного агентства БелТА, Информационного агентства Белорусской Православной Церкви, poccийского информагентства blagovest-info.ru, Официальном портале БПЦ, Свято-Елисаветинского монастыря; белорусских изданиях «Вечерний Минск», «Коммерческий курьер», «На экранах» и в российских журналах «Фома», «Нескучный сад», «Славянка».

Телесюжеты выходили на телеканалах «ОНТ», «Беларусь 1», российских «СПАС», «Союз», ТРО «СОЮЗ», украинском «Глас», радиостанциях «Первый канал белорусского радио», «Культура», «Радонеж».

В настоящая время ведется работа по продолжению проекта «Причти».

Таким образом, мы можем заключить, что «Притчи» сняты в условиях реалий современной жизни в доступном и динамичном стиле, понятном современному зрителю. Жанр серии притч – лирическая комедия, тематической направленностью которой является передача христианских ценностей.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.