Вопрос 1. Экономические методы управления качеством
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются следующие методы:
– экономические;
– организационно-распорядительные;
– научно-технические;
– социально-психологические.
Таблица 1
Классификационные признаки
Экономических методов управления качеством
Признак | Содержание признака |
Мотивы поведения | Материальный интерес |
Объект управления | Стоимость |
Проблема управления | Экономическая |
Основа выбора метода | Технико-экономический анализ |
Рис. 1. Виды экономических методы управления качеством продукции
Экономические методы управления реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
В группу экономических методов включают следующие: (финансирование деятельности в области управления качеством; хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством; экономическое стимулирование производства; бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; применение системы оплаты труда и материального поощрения; использование экономических мер воздействия на поставщиков.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов управления качеством.
Целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли), поэтому административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы.
Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя.
В этой связи необходимо:
а) для достижения экономического эффекта, получения прибыли:
– постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;
– постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;
б) для уменьшения затрат:
– внимательно отслеживать затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
– учитывать издержки в следствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в том числе на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) для минимизации риска:
– стремиться исключить такие риски, которые связаны со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;
– стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.
Классификация затрат на качество
Международные стандарты на системы качества подчеркивают, что затраты для обеспечения качества составляются (классифицируются) внутри организации по ее собственным критериям.
Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества.
К составляющим затрат относят:
– профилактику - деятельность по предотвращению и недопущению дефектов, например, метрологическое обеспечение производства, обучение персонала и т.д.;
– оценивание - контроль, испытание и обследование с целью оценки выполнения требований к качеству;
– внутренние затраты - следствие дефектов, выявленных до поставки продукции, например, повторная обработка, переделка, брак, повторное предоставление услуги, повторное проведение испытаний.
– внешние затраты - следствие дефектов, проявившихся после поставки продукции, когда продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству. Например, затраты на ремонт продукции, ее возврат, гарантийное обслуживание, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Данный метод оперирует понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса:
а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса.
Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.
Метод определения потерь из-за низкого качества
Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты , являющиеся следствием дефектов.
Классификационные признаки
Классификационные признаки
Классификационные признаки
Фазы процессов изменения
Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений.
В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь.
Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность.
Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал.
После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен.
Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики | Теория Е | Теория О |
Цель изменений | Увеличение прибыли (экономические цели) | Развитие организационных способностей |
Лидерство | Сверху вниз (автократичное) | Участвующее (партисипативное) |
Объект изменений | Структура и системы («жесткие» элементы) | Организационная культура («мягкие» элементы) |
Планирование изменений | Программируемые и планируемые изменения | Спонтанные изменения (реакция на появляющиеся возможности) |
Мотивация изменений | Финансовые стимулы | Сочетание разных стимулов |
Участие консультантов | Консультанты используют готовые технологии и решения | Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений |
Ключевая проблема эффективной перестройки работы предприятий лежит в продуманном управлении изменениями корпоративной структуры как в стратегическом и деловом планировании, так и в управлении деятельностью предприятия. Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала.
Внедрение TQM и новых подходов к управлению человеческими ресурсами требует от организации особых усилий для того, чтобы преодолеть структурные и культурные препятствия.
Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются:
- потеря лояльности к организации;
- потеря мотивации к работе;
- увеличение погрешности или ошибки;
- увеличение числа прогулов и т.д.
Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности.
Ощущение бесконтрольности ситуации. Изменяясь, система стремится сохранить свою уникальную сущность, таким образом, сопротивление выступает агентом защиты стабильности.
Сопротивление должно послужить сигналом к замедлению темпа проведения изменений, поскольку указывает на то, что скорость изменений превышает возможную скорость адаптации. Нужно дать людям возможность вновь почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы адаптироваться.
Вопрос 1. Экономические методы управления качеством
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются следующие методы:
– экономические;
– организационно-распорядительные;
– научно-технические;
– социально-психологические.
Таблица 1
Классификационные признаки
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.