Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) или пломбы-запоры (ПЗ) предназначены для опломбирования вагонов, контейнеров, цистерн и других хранилищ материальных ценностей на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. В некоторых случаях они могут использоваться для пломбирования стационарных складских помещений. Область применения каждого конкретного вида ЗПУ определяется его конструкцией, формой, размерами конструкционных элементов и защитными свойствами - в первую очередь величиной разрушающей нагрузки.
1 - стержень; 2 - корпус; 3 - стопорная проволока; 4 - отверстие для введения стопорной проволоки
Рис. 9.19. Схематическое изображение пломбы-запора «Клещ-М»
Рис. 9.20. Стержневые запорно-пломбировочные устройства:
А - Клещ-бОСЦ; б - Oneseal 79 S; в - Oneseal 79T91; г - Интермодал; д - Родлок-3; е - PNV: 1 - стержень; 2 - корпус
Рис. 9.21. Запорно-пломбировочные устройства с гибким пружинно-тросовым соединением: а - Клещ-МЦ; б - Oneseal 96; в - Oneseal T91; 1 - гибкий стержень; 2 - втулка (корпус)
1 - корпус; 2 - колпачок; 3 - стержень-пломба; 4 - предохранительная втулка
Рис. 9.24. Детали фиксатора ЗПУ «ЛаВР» и «ЛаВР-Гарант»: 1 - шайба; 2 - пружина; 3 - кулачки
Рис. 9.25. Схема удержания стержень-пломбы фиксатором корпуса ЗПУ «ЛаВР»
Рис. 9.26. Схема опломбирования с помощью ЗПУ «ЛэВР»: а - крытый вагон, вагонный вариант «ЛаВР»; б - контейнер, контейнерный вариант «ЛаВР»
Рис. 9.27. ЗПУ «ЛаВР-Гарант»: 1 - корпус; 2 - гибкий трос с наконечником и плоской головкой
Рис. 9.28. ЗПУ «Лавр-2000» (для блокирования крытых вагонов, хоппер-зерновозов,
автомобилевозов, цистерн, контейнеров, автофургонов, складских помещений и др.)
Рис. 9.29. Схематическое изображение запорно-пломбировочного устройства «Ерш»
Рис 9.30. Пломба-запор «Ерш» в разобранном виде: 1 - корпус; 2 - нож; 3 - пружина; 4 - колпачок
Рис. 9.31. ЗПУ «Спрут-М4»: 1- корпус; 2 - тросе наконечником
Рис. 9.32. Корпус ЗПУ «Спрут» в разрезе: 1 - корпус; 2 - кольцевая проточка корпуса; 3 - наконечник подвижного конца тросика; 4 - фиксатор
Рис. 9.33. ЗПУ «RailseaI»: 1 - корпус; 2 - гибкий трос с наконечником и плоской головкой
Рис. 9.34. ЗУРП «Закрутка»: 1 - корпус; 2 - трос; 3 - стопорный элемент;
4 - кольцевая проточка, по которой происходит отламывание стопорного элемента после его закрутки
Рис. 9.35. ЗПУ «Скат»: 1 - корпус; 2 - пломбировочный тросик
Рис. 9.36. ЗПУ «Комплекс-ТМК»: 1 - плашка; 2 - замок; 3 - номерная шайба; 4 - пломбировочный трос; 5 - самозажимная головка; 6 - палец; 7 - наконечник; 8 - дистанционная втулка
Рис. 9.37. Схема установки: а - ЗПУ «Скат» на цистерну с откидывающимся болтом: 1 - пломбировочный тросик; 2 - ручка люка; 3 - проушина контргайки; 4 - откидывающийся болт; 5 - корпус пломбы-запора; б - ЗПУ «Комплекс-TNK» на запорном узле крытого вагона: 1 - палец; 2 - пломбировочный трос; 3 - накладка запорного узла вагона; 4 - ушко стойки вагона; 5 - замок; 6 - плашка; 7 - самозажимная головка; 8 - номерная шайба; 9 - дистанционная втулка; 10 - наконечник; 11 - стенка вагона
Рис. 9.38.,ЗПУ «Кэйблсил» (модель А): 1 - корпус; 2 - пломбировочный трос с наконечником
Рис. 9.39 Схематическое устройство пломбы-запора иностранного производства
Рис. 9.40. ЗПУ «Спрут-Универсал»: 1 - пломбировочный трос; 2 - корпус (зажим); 3 - плашка; 4 - грибообразная шайба с контрольным знаком и наконечником
Рис. 9.41. Корпус (зажим) ЗПУ «Спрут - Универсал» в разрезе:
1 - корпус; 2 - пломбировочный трос; 3 - шайба-звездочка; 4 - контрольное кольцо; 5 - отверстия для шариков с пружинами и толкателями; 6 - стальные шарики; 7 - пружины; 8 – толкатели
Рис. 9.42. Схема установки ЗПУ «ЛаВГарант» (а - д) и «Спрут-Универсал» (е) на запорных узлах хранилищ различных типов: а - рефрижераторов и вагонов-термосов; б - хоппер-зерновозов; в - цистерн с люком ригельного типа; г - автомобилевозов; д - цистерн с откидывающимся болтом; е - крытых вагонов; 1 - место перекусывания при вскрытии; 2 - пломбировочный трос; 3 - корпус устройства; 4 - штурвал запирания разгрузочных люков; 5 - фиксатор штурвала; 6 - гайка барашковая; 7 - ригель люка; 8 - болт откидывающийся; 9 - ручка люка; 10 - контргайка; 11- накладка; 12 - стойка запорного узла; 13 - грибообразная шайба; 14 - зажим; 15 - плашка
Рис. 9.43. ЗПУ «Блок-Гарант»: а - общий вид: 1 - корпус; 2 - пломбировочный трос; 3 - бирка; б - устройство фиксатора: 1 - корпус ЗПУ; 2 - пломбировочный трос; 3 - конический корпус фиксатора; 4 – ограничительные шайбы; 5 - пружина; 6 - сепаратор; 7 - стальные шарики
Рис. 9.44. ЗПУ «Нукер»: а - общий вид: 1 - корпус; 2 - пломбировочный трос; 3 - бирка; б - устройство фиксатора: 1 - корпус ЗПУ; 2 - стальные шарики; 3 - пазы корпуса; 4 - отверстие для троса; 5 - пружинки; 6 - ограничительная шайба; 7 - пломбировочный трос
Рис. 9.45. ЗПУ «Варта-Универсал»: а - общий вид: 1 - корпус; 2 - боковой стержень; 3 - расширение бокового стержня; 4 - пломбировочный трос; б - устройство фиксатора: 1 - корпус ЗПУ; 2 - корпус фиксатора; 3 - ограничительная шайба; 4 - пружина; 5 - сепаратор; 6 - стальные шарики; 7 - пломбировочный трос
Рис. 9.46. Номерная индикаторная пломба «Секьюрпул 3,8 мм» для пломбирования железнодорожных цистерн, грузовых автомобилей, складских и служебных помещений, сейфов, контейнеров, инкассаторских сумок, почтовых посыпок
Рис. 9.47. Трубчатая пломба. Пломба применяется при пломбировании автомобилей. Гибкий тросик пропускается через отверстие в корпусе пломбы, фиксируется винтом, после чего головка винта отламывается
Рис. 9.48. Схематическое изображение пломб ВАЗа: 1 - для моторных отсеков; 2 - для моторных отсеков, дверей, багажников; 3 - для задней двери
Рис. 9.49. Схема повторного использования пломб для автомобилей ВАЗ-2108, 2109 с подвеской на новой проволоке: 1 - расположение проволоки при первоначальном опломбировании; 2 - при повторном использовании пломбы
Рис. 9.50. Логотипы {товарные знаки) предприятий-изготовителей ЗПУ России и ближнего зарубежья: 1 - ЗАО «Страж», г. Москва; 2 - ЗАО «Энергет и К°», г. Москва; 3 - Компания «Брукс ЛМ», г. Москва; 4 - ОАО «Краснооктябрьский завод металлоизделий»; 5 - ООО «Далко-Страж», Латвия;
6 - ЗАО «Нукер», Казахстан
Рис. 9.51. Устройства для перекусывания и снятия стержней и тросов ЗПУ: а - клещи-кусачки «Страж»: 1 - лезвия; 2 - система рычагов; 3 - рукоятка; б - клещи-кусачки Краснооктябрьского завода металлоизделий: 1 - нож зубчатый; 2 - система рычагов; 3 - рукоятка; в, г - тросорезы ЗАО «Энергет и К0»: 1 - лезвия; 2 - система рычагов; 3 - рукоятка; д - съемник пломбы - запора «ЛаВР»
Способы криминального вскрытия запорно-пломбировочных устройств
Неразрушающие способы вскрытия
Большинство моделей ЗПУ имеют высокую степень надежности. Конструкции лишь некоторых из них недостаточно совершенны. При вскрытии таких ЗПУ преступники используют различные ухищрения для маскировки своих действий.
Кражи с участием лиц, ответственных за отправление грузов, совершаются с предварительной подготовкой преступления, которая выражается в нарушении правил установки ЗПУ. Так, для отпирания ЗПУ «Лавр», чтобы облегчить извлечение из корпуса запирающего стержня, его вводят не до упора, а лишь до сцепления с 2 -3 уступами. Другим вариантом является обертывание стержня фольгой, которая ослабляет прочность его сцепления с уступами в корпусе ЗПУ.
При навешивании ЗПУ «Клещ» для стопорения запирающей дужки используют не стальную, а алюминиевую проволоку. Проволока при вырывании дужки деформируется и частично срезается кромкой кольцевой канавки.
ЗПУ с шариковыми фиксаторами отпирают, нанося удары по заднему торцу корпуса через резиновую прокладку, одновременно вращая корпус вокруг тросика в одном и другом направлениях. При этом нити тросика разрыхляются, его контакт с фиксирующими шариками ослабевает, и корпус удается снять с тросика.
Разрушающие способы вскрытия
При снятии ЗПУ разрушающими способами используют орудия ударного, рубящего, перекусывающего, рычажного действия:
- ударного действия (кувалда, молоток и другие орудия ударного действия);
- рычажного действия (фомка, лом, железнодорожная лапа);
- рубящего действия (слесарное зубило, топор);
- пилящего действия (ножовка по металлу, напильник, электрическая дисковая пила «болгарка»);
- взлом с помощью дрели или перфоратора;
- выбивание стержня из фиксатора (пломбы-запора «ЛаВР» и «ЛаВРГарант»);
- перекусывание стержня, дужки или пломбировочного троса ЗПУ саперными ножницами и самодельными устройствами типа ножниц или кусачек с гидравлическим или винтовым приводом;
- использование винтовых съемников, работающих по типу домкрата, создают растягивающее усилие, которое приводит к разрыву запирающего стержня;
- химическое воздействие и разрушение деталей стопорного устройства происходит за счет растворения стали в кислотах, которые вводят внутрь пломбы-запора с помощью пипетки или шприца. Чтобы кислота не выливалась и не испарялась, отверстия заделывают смолой, мастикой, пластилином, скотчем и другими подручными средствами. Для растворения металла обычно используют азотную, серную,
фосфорную или плавиковую кислоту.
Химический способ обычно используется как вспомогательный, значительно облегчающий последующее вскрытие пломбы-запора механическими способами.
Разрушение термическим воздействием
Использование автогена или электросварочного аппарата позволяет без шума разрушать практически любые запирающие устройства, в том числе и любые пломбы-запоры.
Вскрытие ЗПУ облегчается при воздействии и низких температур. При низкой температуре окружающего воздуха, воздействии жидкого азота или другого сжиженного газа сопротивление металла хрупкому разрушению при ударе значительно снижается.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 833.