Лекция 2. Терроризм в историческом контексте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Истоки терроризма, его проявления  в Древнем мире

и Средневековье

Один из первых достоверных фактов государственного террора упоминается в истории Древнего Рима и связывается с именем полководца Луция Корнелия Суллы, который после победы в гражданской войне над Гаем Марием установил в Риме диктатуру (82-79 гг. до н.э.). В 83 году для расправы над политическими противниками и пополнения казны он применил проскрипции – списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской республики. Гражданин, убивший любого указанного в проскрипции человека  и представивший доказательство этому, получал половину его имущества, чем тут же воспользовались люмпенизированные слои населения, криминала, разного рода политические аферисты, да и просто люди для сведения личных счетов.  
На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террор как метод устрашения людей широко использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами для достижения своих целей.

                        

получал половину его имущества, чем

 

       Впервые методы террора для борьбы против официальной власти использовала еврейская религиозно-политическая группировка зелотов (от греч. zilotai – ревнители), активно боровшаяся против господства Рима господства в Иудее и Палестине. В I веке н.э. представители их радикального крыла, получившего  в Иудеи название сикарии (от лат. sika – кинжал), развязали террор не только против римлян, но и против
населения, криминала, разного рода политические аферисты, да и просто люди для сведения личных счетов.

 

пред­ставителей еврейской знати и гражданских служащих, сотрудничавших с Римом.

В итоге зелоты и сикарии подняли восстание, вылившееся в Иудейскую войну (66-74 гг.), которая закончилось их сокрушительным поражением, вылившимся в страшные бедствия для еврейского народа.

В XI веке в недрах шиитской секты исмаилитов возникло тайное общество ассасинов, исповедующих террор как средство достижения любой цели. Поскольку по структуре, методам деятельности и психологической обработке своих членов это тайное религиозное общество по сути является прообразом современных террористических организаций, на ней целесообразно остановиться подробнее. Основателем ордена ассасинов был Хасан ибн Саббах, известный как Великий Владыка или «Старец  
 

Достоверно известны факты беспощадного уничтожения ими в XI-XIII вв. халифов-инородцев в Сирии. По свидетельству историков, французский король Филипп Август, так их боялся, что постоянно был окружен телохранителелями. И это не случайно, ибо ассасины активно практиковали исполнение заказных убийств. Так, в использовании их услуг по уничтожению своих врагов
Горы». И хотя ядро этой организации (Дом Богатства) находился в Ираке, все ближневосточные и европейские монархи были в ужасе от ее кровавой деятельности, ибо ассасины настигали свои жертвы повсюду.

                                                                                                                                                                                                                                                           

 

историки обвиняют английского короля Ричарда Львиное Сердце, а также племянника германского императора Фридриха Барбароссы. Сам же Фридрих, в свою очередь, в письме к богемскому королю обвиняет эрцгерцога австрийского в покушении на свою жизнь, фактически осуществленном теми же ассасинами.

    Для понимания психологии терроризма, в том числе и современного, важно разобраться, что же заставляло людей вступать в орден ассасинов, обрекая себя на верную смерть, и чем была вызвана такая беспрекословная преданность их Великому Владыке?

Дело в том, что ассасины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей, как правило, сирот, так как от ассасина требовалось навсегда порвать с семьей. Юношей, желавших вступить в орден, подвергали суровым испытаниям. Их неделями держали перед закрытыми воротами. Только самых настойчивых впускали во внутренний двор. Там их заставляли по несколько дней сидеть на каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем, снегопадом или, наоборот, под палящим солнцем, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды ассасинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Владыки. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду. Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».

В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал по сути школу по подготовке разведчиков и террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи.

Организация ассасинов подразделялось а две части.

1. «Саможертвователи» («верные»), которые были готовы к любым

испытаниям – невзгодам, пыткам, смерти – по приказу своего владыки. Они были обязаны стойко защищать его и беспрекословно исполнять по его повелению смертные приговоры.   

2. «Искатели», были предназначены для безусловного исполнения

повелений владыки. При этом ни опасность для жизни, ни расстояние, ни место нахождения жертвы не могло их остановить. 

Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден ассасинов настолько сложным, что примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть замка, ему сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Ибн Саббах придумал довольно простую, но весьма эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов». Он объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай». Погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему смертнику, что он сможет сюда вернуться, как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в настоящем раю, после чего реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду.

После вступления в секту их жизнь ассасина  всецело принадлежала Великому Владыке, который гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

О верности ассасинов Владыке свидетельствуют потрясающие факты. Так, во время одного из крестовых походов он пригласил графа Генриха Шампанского посетить свою крепость, во время осмотра которой двое «верных» по знаку владыки зарезали себя кинжалами и упали к ногам испуганного графа, а хозяин хладнокровно заметил, что по его повелению все они окончат жизнь также. Или, второй пример, когда султан Сельджуков прислал посланника уговорить ассасинов принять его верховную власть, Великий Владыка приказал одному из них убить себя, и тот немедленно это сделал. Второму он приказал спрыгнуть с башни, и тот бросился вниз. Потом обратился к потрясенному посланнику со словами: «Семьдесят тысяч последователей повинуются мне точно таким же образом. Это и есть мой ответ».

Следует подчеркнуть, что сегодня подобная манипуляция сознанием широко используется для обработки террористов-шахидов, верность которых своему повелителю также не знает пределов.

После «промывания мозгов», ассасины много времени проводили в ежедневных изнурительных тренировках. Будущий смертник был обязан в совершенстве владеть оружием (метко стрелять из лука, фехтовать, метать ножи и т.д.) и сражаться голыми руками. Он должен был превосходно разбираться в различных ядах. Будущих смертников заставляли по много часов и в зной, и в лютую стужу сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать у «носителя возмездия» терпение и силу воли. Каждого ассасина готовили для «работы» в строго определённом регионе. В программу его обучения входило также изучение языка того государства, в котором его могли задействовать. Особое внимание уделялось актёрскому мастерству – талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. При желании они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, ассасины пробирались в самое логово врага, чтобы убить там свою жертву. Как правило, после выполнения приговора, вынесенного Владыкой, они даже не пытались скрыться с места покушения, с готовностью принимая смерть или убивая себя самостоятельно. Саббахиты, или «люди горных крепостей», как часто называли ассасинов, даже находясь в руках палача и подвергаясь изуверским пыткам пытались сохранять улыбки на своих лицах.

История сохранила убедительный пример одного из террористических актов, произведенных членами этой организации. Так, два ассасина, готовясь убить короля Иерусалима маркграфа Конрада Монферратского, допустили окрестить себя и, встав возле жертвы, усердно начали молиться. Когда же представился благоприятный случай, совершили покушение и скрылись. Однако услышав, что Конрада унесли еще живого, один из них вернулся и нанес ему уже смертельный удар. После того, как его схватили, он умер от страшных пыток без малейшего ропота.

В 1256 году тайное общество ассасинов было уничтожено монголами.

Примерно в эти же времена различные тайные террористические общества действовали в Индии. Так, с XI по XIX вв. здесь священный ужас вызывали деяния секты «душителей», многочисленные представители которой бродили босиком в сумерках по пыльным дорогам со своими смертоносными платками. Доходное убийство было для них священным долгом. Они поклонялись богине Бхавани, которая изображалась в виде черного идола и величалась священными именами Дурга, Парвати или Кали Ма (богиня смерти). Ей посвящались платок, которым душили жертву, кусок ритуального сахара, который должны были съесть вступающие в секту (чаще всего такое вступление наследовалось), и лопата, которой копали могилу.

Душители бродили по страны шайками по 15-200 человек и делились на четыре группы: · соблазнителей, завлекающих путников в места их убийства; · исполнителей – душителей; · похоронщиков, заранее готовящих могилы; · очистителей, собирающих вещи задушенных. Члены секты общались между собой либо на языке жестов, либо  


 

 

на утраченном ныне языке "рамаси" – своеобразном воровском жаргоне. Они часто переодевшись, нанимались к караванщикам якобы для охраны от душителей. Тогда они многие мили шли с караваном до указанного авгурами секты места, где и совершал свой «священный долг». Самым знаменитым среди секты душителей был Бухрам из Аллахабада, который за сорок лет своей деятельности погубил более 900 человек.

Приверженцам Бхавани запрещалось удушать прачек, поэтов, факиров, сикхов, музыкантов, танцоров, продавцов масла, плотников, кузнецов, подметальщиков улиц, а также увечных и прокаженных.

«Триада» – традиционная форма преступного сообщества, существующая со II века до н.э. по настоящее время. Впервые о триадах в китайской летописи упоминается при императоре Цинь Ши-хуанди (221-210 гг. до н.э.), когда мелкие общины пиратов и работорговцев объединились в три больших сообщества, названных «Тень лотоса».
В Китае и китайской диаспоре в других странах традиционной формой тайных преступных организаций были триады, история которых насчитывает без малого 2500 лет.

 

 

По мнению исследователей, свое название эта мафия Поднебесной заимствовала из священного символа китайского общества «небо, земля, человек», образующих символический треугольник.  Согласно дошедшим до наших дней письменным манускриптам, в 1644 году всадники-кочевники маньчжурской династии Цин захватили Китай и разрушили знаменитый своими боевыми искусствами монастырь Шаолинь. В живых остались лишь трое монахов, которые и основали первую Триаду – «Союз Земли, Человека и Неба во имя справедливости».

Считается, что именно тогда за китайскими триадами это название закрепилось окончательно. По схеме триад были организованы партизанские отряды против маньчжурского императора, которые, по некоторым данным,  возникли на острове Тайвань, куда бежали с материкового Китая разбитые маньчжурами остатки сторонников прежней китайской династии Мин.

Боевые ячейки нового тайного общества охватили страну, лавочники отчисляли ему налог, на который покупалось оружие для отрядов партизан “триады”, сражавшихся с маньчжурами-захватчиками. После того, как монахи умерли, их последователи получили власть над организацией, скрепленной железной дисциплиной, беспрекословным повиновением и сторонниками, готовыми выполнить любой приказ. Однако новые лидеры триады вместо партизанской войны предпочли заняться работорговлей, пиратством, нелегальной добычей золота и рэкетом, мотивируя это тем, что финансовых средств, добываемых обществом, недостаточно для борьбы с маньчжурами. Вот именно тогда «Триада» и стала мафией.

Первым достоверно известным главарём якудза был бывший самурай Бандзуйин Тёбэй, живший в XVII в., который, потеряв покровительство феодала, отправился в город Эдо и открыл там игорный притон. Вскоре разбогатевшему Тёбэю городские власти предложили заняться наймом рабочей силы для прокладки дорог и ремонта стен замка Эдо. Он решил эту задачу весьма своеобразно:  
В средневековой Японии наиболее распространенным и опасным преступным сообществом, состоящим из соперничающих между собой групп традиционной японской организованной преступности, носящих общее название, являлась Якудза (гокудо).

     

 

обыгранные им в притоне картёжники отрабатывали долги на стройках. С тех пор посредничество при найме на подённую работу стало одной из важнейших сфер интересов японской мафии.

Термин «якудза» произошёл от группировок карточных игроков бакуто (профессиональные игроки), названных так по одной из комбинаций игры ойтё-кабу («я» в переводе с японского означало «восемь», «ку» – «девять», «дза» – видоизменённое «сан», то есть «три»; в сумме – двадцать, или самое плохое число в этой японской карточной игре, ещё эта комбинация известна как «свинья»). Впоследствии название «якудза» стало применяться не только к бакуто, но и ко всем японским группам организованной преступности и до сих пор используется для их обозначения наряду с термином «борёкудан». Некоторые криминологи оперируют словом «борёкудан» в значении «банда» («группировка»), а под «якудза» понимают членов борёкудана, то есть гангстеров, состоящих в организованной группе. Другие специалисты употребляют термины «борёкудан» и «якудза» синонимически, в значении «банда»

Издревле японские феодалы прибегали к услугам либо самураев, которых использовали для открытой борьбы с противником, либо якудза, которые действовали исподтишка, сохраняя облик незаметных и незадиристых исполнителей. В основном структура, традиции и законы якудза сложились в период Эдо (1603-1868 гг.), а родоначальниками современных борёкудан были возникшие в XVII веке группировки бакуто и тэкия.

Членами групп бакуто становились в основном вассалы дома Токугава, лишившиеся своих земель и имущества по воле сёгуна, а также много-численные ронины, переходившие с места на место в поисках пропитания и нередко сбивавшиеся в банды, промышлявшие грабежом. Позже к бакуто стали примыкать бродяги и другие деклассированные элементы. В конце XVIII века, с распространением в Японии азартных игр и возвышением в обществе сословия горожан, основным занятием бакуто стала организация азартных игр в городских притонах и на постоялых дворах почтовых станций, особенно расположенных на главных дорогах.

Группы тэкия (коробейники) создавались из разбойников (яси), основную массу которых также составляли ронины, утратившие своих сюзеренов в ходе череды беспрерывных междоусобных войн. Со временем они трансформировались в странствующих торговцев, мелких воров, вымогателей и мошенников, которые промышляли под прикрытием своих переносных ларьков на улицах и ярмарках, проводимых около монастырей по большим религиозным праздникам. Уже тогда тэкия заслужили плохую репутацию, продавая некачественные товары или обманывая покупателей при совершении сделки с помощью различных технических приёмов. Поклонялись тэкия богу Синно, алтари которого и сейчас можно встретить в домах якудза.

Бакуто и тэкия, связанные в своих объединениях псевдородственными отношениями преданности и клятвой, скреплённой кровью, выработали свой кодекс поведения, за нарушение которого следовало наказание. Новобранец, вступавший в группу, проходил обряд посвящения (ритуал со «священной чашей»), после завершения которого между ним и боссом устанавливались отношения как бы отца и сына. Инициация символизировала отречение от кровных родителей, роль которых теперь выполнял босс и старшие члены группы, требовавшие по отношению к себе безграничной преданности. Тогда же зародился обычай ампутации фаланги пальца, чем новичок демонстрировал свою искренность и самопожертвование перед авторитетом босса и своей новой «семьёй» (позже фалангу пальца стали ампутировать для искупления провинности или ради выхода из банды).

В основу структуры якудза были положены традиционные ценности японского института семьи с его строгой регламентацией места и поведения каждого её члена, безграничной преданностью самой семье и её главе (оябуну), который обладал неограниченной властью над членами семьи и являлся единственным распорядителем средств, но также в обязанности которого входила забота обо всех членах семьи и защита их от внешних врагов. Псевдосемейные (или псевдоклановые) отношения гарантировали преступному объединению устойчивые связи не только между боссом и его подчинёнными (отношения «отец – сын»), но и взаимную сплочённость между другими членами группировки (отношения старших и младших братьев); то есть, такие отношения скрепляли не только вертикальные, но и горизонтальные связи между гангстерами одного ранга, нередко разбросанными по разным городам и даже странам.

В дополнение к семейным традициям якудза в своей идеологии широко применяли элементы самурайского кодекса бусидо, воспевая насильственную смерть всего лишь как трагическую фатальность. Многие оябуны тэкия и бакуто, особенно вышедшие из числа ронинов, культивировали традиции и образ жизни самураев (изучали литературу, обучались владению мечом, подражали самурайскому стилю одежды и поведения). Так как одной из главных функций тэкия и бакуто являлась защита территории и доходов своей группы от посягательств со стороны оябуны, постоянно поддерживали и развивали в своих бойцах агрессивный дух, создавали силовые подразделения для борьбы с конкурентами. Жёсткая дисциплина и взаимная преданность якудза создавали условия, при которых высокопоставленные лица или богатые коммерсанты привлекали гангстеров в качестве телохранителей, а также для выбивания долгов или давления на выходивших из подчинения работников

Позиции тэкия и бакуто усиливались действиями официальных властей. Например, в целях прекращения уличных драк правительство в 1735-1740 гг. назначило некоторых боссов тэкия «надзирателями» на подконтрольных им территориях, наделив преступников титулом, близким к статусу самурая. Начальники полицейских участков из созданного в 1805 году центрального полицейского ведомства привлекали в качестве осведомителей боссов бакуто, которые за обещание ограничить нелегальную деятельность своих групп получали покровительство со стороны правоохранителей и содействие в борьбе с конкурентами.

Также группы якудза охраняли «свои» кварталы от воров, грабителей и насильников, способствуя предупреждению уличной преступности. Такие группы получили название мати-екко (городские стражи). Поэтому среди населения бытовала популярная поговорка: «Днём нас охраняет полиция, а ночью – якудза».

Таким образом, якудза возводит свою историю к трем полукриминальным сообществам средневековой Японии: бакуто (профессиональные игроки), тэкия (коробейники) и мати-ёкко (городские стражи).

Террор феодальных правителей и церкви против народа и своих политических противников был характерен и для средневековой Европы.

В XII-XIII вв. на фоне борьбы папского Рима с королевскими династи­ями Европы религиозные авторитеты католической церкви обо­сновали право-мочность убийств монархов поданными – монархомахии.

       Яркий пример террора этой эпохи – Варфоломеевская ночь – массовая резня гугенотов католиками в Париже в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в время этой акции погибло около 30 тысяч человек. С августа по октябрь 1572 года подобные эксцессы вспыхивали и в других городах Франции, таких как Бордо, Бурж, Лион, Тулуза, Орлеан,
К XVI в. эта идея становятся необычайно ак­туальной. Были убиты противники воинствующего католицизма Вильгельм Оранский (1584), Генрих III (1589) и Генрих IV (1610).

 

 

Руан. В них также погибло около 6 тысяч человек. Принцы крови – Генрих Наваррский и Генрих де Конде – были помилованы лишь под условие принятия католичества.

    Варфоломеевская ночь поразила воображение современников и заслонила собой другие события противостояния католиков и гугенотов. После этой резни около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Англия, Польша и немецкие герцогства выразили свое недовольство такой возмутительной вспышкой насилия. Даже царь Иван Грозный осудил столь жестокое обращение с народом.

    Несмотря на религиозную подоплеку этого кровавого события, главной его причиной была борьба за власть во Франции между династией Валуа, поддерживаемой католической партией, ратующей за абсолютную монархию, и домом Бурбонов – сторонников протестантизма (гугеноты), выражающих интересы нарождающейся буржуазии.

    Отдельной строкой в истории средневековья выделяется террор, устроенный испанскими королями после освобождения Пиренейского полуострова от владычества мавров в 1492 году. Вместе с мусульманами из Испании были изгнаны и иудеи. Те же мавры и евреи, которые отказались своей веры и перешли в христианство, попали под зоркое око инквизиции. При малейшем подозрении в ереси или вероотступничестве их судили и отправляли на костер. Но для суда над ними инквизиция должна была иметь хоть какие-то законные основания. И тогда в борьбу вступил своего рода «спецназ» инквизиции. Для розыска и уничтожения евреев и мавров создавались специальные комиссии и сообщества.

       Самым крупным и влиятельным сообществом  подобной направленности в Испании была «Гардуна», возникшая в середине XV века (хотя некоторые источники считают, что это общество существовало уже более 1000 лет).  Несмотря на явную криминальную направленность, это общество считалась религиозным. Есть даже исторические свидетельства, что на начальном этапе своей деятельности оно поддерживалась      
Поскольку Пиренеи под властью мавров находились более  700 лет, это была, по сути, первая религиозно-этническая чистка или геноцид, что обеспечило широкое поле деятельности для различных террористических и криминальных сообществ, прикрывающих свою деятельность религиозными и этническими лозунгами.

        

 

 

инквизицией, выполнив за период с 1520 по 1667 годы более 2000 тысяч ее тайных поручений. Общество имело девизы, обряды, посвящения, ритуалы, предания, тайные знаки и другие действа, характеризующие ее именно как религиозную организацию.

Согласно преданию, это общество основал почитаемый в Испании святой Аполлинарий – аскет, отшельник, человек суровых привычек и великой святости, после того, как в одно утро ему явилась Мадонна и предписала создать из патриотов и храбрецов общество, которое от ее имени будет бороться против врагов. А поскольку они будут сражаться за веру, то получат свою награду и по справедливости могут присвоить себе богатства мавров, каким бы образом не получили их[12]. В подтверждении этому, Мадонна подарила монаху пуговицу с одежды Иисуса Христа.         С тех пор тайным знаком членов «Гардуны» стала пришитая в определенном месте пуговица, а паролем – фраза: «Муэрто а лос мароньос!» («Смерть свиньям!»).

Вне всякого сомнения, после такого идейного обоснования, святая «Гардуна» могла предъявлять свое божественное право на любое насилие, вплоть до жесточайших пыток и убийств. Ни одна акция этого сообщества не проводилась без принятого в нем религиозного ритуала.

Со временем, лишившись поддержки инквизиции, это сообщество превратилось в обычную преступную организацию, конец беспределу которой положил декрет парламента Испании, принятый в 1811 году.

Законы этого сообщества, как и большинство законов тайных обществ того времени, нигде не были записаны и передавались исключительно устно, однако его члены вели довольно подробную летопись, свидетельства которой стали достоянием суда и легли в основу обвинения, выдвинутого в 1821 году. Материалы летописи свидетельствовали, что «Гардуна» имела свои отделения во многих испанских городах. Деятельность общества была направлена на похищение людей, грабежи, лжесвидетельства, заведомо ложные доносы и убийства. Именно эти факты, дали возможность властям выдвинуть аргументированные обвинения и арестовать многих членов «Гаруны». 25 ноября 1822 года последний Великий мастер «Гаруны» –Франциск Кортина и шестнадцать высших членов общества были казнены в Севилье. С обществом было покончено, хотя вплоть до начала ХХ века еще встречались в Испании шайки разбойников, объявляющих себя членами «Гаруны».

    Известными террористическими сообществами средневековой Европы, представленные низами общества, были бандитские шайки «Шоферов» и «Козлов»[13].

    Общество «Шоферов» («Топильщиков»), члены которого занимались грабежами,  разбоями  и  убийствами,  возникло  во  Франции  в  конце XVI - начале XVII вв. Это весьма сплоченное общество, управляемое одним руководителем – Мастером. Оно имело свою религию, уложение гражданских и религиозных законов, которое, хотя и существовало изустно, тем не менее, неукоснительно соблюдалось и уважалось. Вместе с тем, никакой идеологии, обосновывающей их социальные или политические позиции у них не было.

В общество могли вступить все желающие, но предпочтение отдавалось все же тем, кто уже отличился преступными деяниями. Однако, несмотря на то, что каждый мог быть посвящен в таинство этого общества, оно предпочитало само готовить своих членов. Целые семейства посвящали ему свои жизни. Детей с раннего возраста учили вымогательству, воровству, шпионажу и пр., награждая за успехи (смелость, ловкость, изворотливость и т.д.) в этих делах, и жестоко наказывая неудачников. Это делалось также для того, чтобы научить молодых членов общества стойкости и способности переносить физическую боль.

    Мастер имел над простыми членами организации практически неограниченную власть, содержал общую казну и распределял добычу по своему усмотрению, назначал награды и наказывал.

    Религия шоферов была своего рода пародией на католическую церковь.

Проповедники направляли свои поучения в основном на то, как выгоднее обирать профанов (обычных людей) и при этом избегать преследования. Также были свои обряды брака, развода и способы судопроизводства.

    Наибольшего развития это общество достигло в период Большого Террора, развязанного якобинцами в годы Великой Французской революции.

По ночам шайки шоферов нападали на отдельно стоящие на окраинах городов дома и дворянские имения, разоряя их подчистую. При этом широко применялись наводчики. Так, днем дети или старики в разных костюмах и под различным предлогом проникали в дома, выискивали ценное имущество и по их сообщениям члены шаек планировали нападение.

    Нередко шоферы, переодетые солдатами Национальной гвардии, врывались «именем закона». При этом, если им сопротивление не оказывалось, то жертв просто грабили, однако, если сопротивление все-таки оказывалось, то бандиты не останавливались перед самым изощренным насилием.         В случае же, когда хозяева скрывали ценности, их жестоко пытали до тех пор, пока они не указывали место сокрытия этих ценностей, или же умирали от пыток. Кто не умирал, как правило, становился калекой.

    Подобные действия шоферов привели к тому, что население активно способствовало их уничтожению жандармерией и правительственными войсками, что было в принципе не характерно для французского народа.

    По материалам Шартского суда, членов общества «Шоферов» было несколько тысяч. Они обвинялись во многих преступлениях, связанных     с фактами воровства, поджогов и убийств.

    Если шоферы действовали в основном в пригородах, то общество «Козлов» действовало в сельской местности. Причем их деятельность имела определенное идейное оправдание, ибо с посредством грабежей и насилия «Козлы» пытались бороться с феодалами, что обеспечивало поддержку со стороны сельского населения. «Козлами» членов общества называли потому, что они носили маски, изображающую козлиную морду.

    Около 1770 года по территории Лимбурга прошла война невиданного насилия. Церкви и замки подвергались разбойным нападениям и грабежам, которые сопровождались массовыми убийствами. При этом бандиты кричали: «Козлы идут!». К тому же нападения совершались исключительно ночью, когда рабы становились господами и со свирепым наслаждением предавались мести за несправедливость, выносимую в течении дня. Утром же все становилось на свои места, все возвращались к повседневной работе.

    Секта становилась все многочисленнее и ее члены могли уже за одну ночь несколько вылазок в различных местах одновременно, что дало повод для обвинения их в союзе с сатаной, который якобы в образе козла переносил членов секты в любое место.

    Власти предавали «козлов» и всех подозреваемых в содействии им ужасным пыткам и казням, которые стали массовыми, Практически в каждом поселении были воздвигнуты эшафоты для казней. С 1772 по 1774 годы один только Фокемонский суд приговорил к повешению или четвертованию четыреста «козлов». Однако даже столь крутые меры долго не могли уничтожить это общество, которое было ликвидировано только в 1820 году.

    Первой в истории попыткой совершить террористический акт при помощи взрывного устройства был, так называемый «Пороховой заговор», который связывается с именем Гая Фокса – капитана английской армии.

Взрыв предполагалось совершить 5 ноября 1605 года, во время тронной речи короля, когда в здании Палаты лордов присутствовали бы все члены парламента и представители судебной власти страны. Гай Фокс не был главой заговора, но в истории именно его имя запомнилось в связи с этим событием. Он, как и другие заговорщики, был казнен.
Это была неудачная попытка группы английских католиков взорвать здание английского парламента с целью уничтожения симпатизировавшего протестантам и предпринявшего ряд репрессий в отношении католиков короля Якова I.

Взрыв предполагалось совершить 5 ноября 1605 года, во время тронной речи короля, когда в здании Палаты лордов присутствовали бы все члены парламента и представители судебной власти страны. Гай Фокс не был главой заговора, но в истории именно его имя запомнилось в связи с этим событием. Он, как и другие заговорщики, был казнен.  

 

 

Парламент постановил ежегодно отмечать 5 ноября как радостный праздник спасения. Сейчас этот праздник известен под названием «Ночь Гая Фокса». Во время праздника традиционно сжигают чучело Гая Фокса и устраивают фейерверки.

Хотя многие историки называют этот заговор террористическим актом, однако скорее это неудачная попытка государственного переворота. Вместе с тем, данное событие стало прецедентом для других попыток такого рода, в частности, покушения на убийство, совершенное французскими монархистами 24 декабря 1800 года на Наполеона Бонапарта.

    Указанные в рассматриваемом вопросе лекции факты насилия говорят лишь об истоках терроризма, проявлявшихся в форме государственного, религиозного или этнического террора против населения, и ответной террор сообществ, представляющих те или иные социальные слои народа.

    Все описанные сообщества имели одну отличительную особенность: их члены с таким же упорством не покорялись законной власти, с какой подчиняли свою волю абсолютной власти одного человека. Причем повиновались ему со слепой и рабской покорностью. Эту особенность отметил еще в 1874 году английский исследователь тайных обществ Чарльз Уильям Геккертон, по мнению которого, «это единственное условие, по которому подобные общества могут существовать»[14].

     Таким образом, история тайных сообществ древности и средневековья, имеющих тенденцию к терроризму, свидетельствует, что, в о-первых, если они в начале своей деятельности использовали террор как средство достижения политических целей, то в конечном итоге она приобретала характер грабежей и убийств с чисто утилитарной целью – наживы, и, во-вторых, уже тогда законная власть нередко тайно поддерживала создание и деятельность тех или иных тайных сообществ, использующих террор, для борьбы со своими политическими противниками, но в дальнейшем они, как правило, выходили из-под контроля, и тогда борьба с ними приобретала затяжной характер и не могла быть успешной без поддержки населения.

 

 

2.  Терроризм в истории Нового времени

Какой бы впечатляющей не была бы деятельность тайных обществ

террористической направленности, массовый террор все-таки связывается с Великой Французской революцией (1789-1795 гг.), которая сопровождалась кровавой расправой шедшей к власти буржуазии со своими противниками, а затем террором против ее руководителей, в том числе и Максимилиана Робеспьера – главного идеолога и вдохновителя Большого Террора. Именно он объявил террор внутренней политикой государства, направленной на истребление аристократии как класса.

Якобинский террор, ставший, по сути, основой революционной диктатуры, вызвал ответную реакцию ее врагов. В июле 1793 года аристократка Шарлотта Корде убила «Друга народа» Жан Поля Марата – члена Конвента, председателя Якобинского клуба, одного из самых ярых сторонников террора.  


 

 

Благодаря политике государственного террора, в этот период возникло великое множество разного рода криминальных и террористических сообществ, главной целью которых были убийства и нажива, а не идея свободы, равенства и братства. Именно на это время приходится наибольший рассвет деятельности упоминавшихся уже «Шоферов» и «Козлов».

Великая Французская революция и наполеоновские войны раз­деляют предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи Французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил меха­низм вызревания тактики терроризма.

Этим не преминули воспользоваться революционные и национально-

освободительные сообщества, возникающие в Европе, Америке и Азии. С 1848 года термин «терроризм» стал употребляться для характеристики насильственных действий против государственной власти революционеров, как правило, республиканцев и националистов.

    В государствах Южной Европы (Италия, Испания и др.) со второй половины XIX века, террористическая активность достигает наибольшего размаха. Здесь проходят обкатку различные виды террора. Это связано с тем, что исторически насилие и террор имели здесь наиболее глубокие корни. В политической жизни этих стран большую роль играли буржуазно-помещичьи круги и армия, установившие там авторитарные режимы, в основе которых лежали насильственные методы подавления народа. Однако террор «верхов», порождал ответный террор «низов» – терроризм.

каморра, бриганти и др., Большинство из этих обществ отпочковалось от «Молодой Италии» – революционно- террористической партии (Джузеппе Мадзини), созданной для освобождения и объединения Италии. Названия этих обществ впечатляют: «Товарищество смерти», «Адское общество», «Тайное общество убийств». В документах многих из них упоминались тайные общины зелотов, сикарией, ассасинов и др., что свидетельствует о фактическом признании ими преемственности идей, организации и методов своей деятельности с традициями указанных сообществ.    
В 1820-х гг. в Италии возни­кают общества, борющиеся за создание национального госу­дарства. На Сицилии для борьбы с монархией Бурбонов зарождается мафия. Одновременно на юге Италии возникает братство кар­бонариев, раскинувшее свою сеть по всей стране. Изначально его целью была защита крестьян от произвола землевладельцев, но позднее оно приобретает политический характер и ставит задачи борьбы с австрийским владычеством террористическими методами. Возникают также общества

 

 

    В конце XIX века многие организации потеряли свое влияние,             а мафия эволюционировала в преступный синдикат, куда влилась каморра и некоторые другие сообщества, захватившие впоследствии не только Италию, но и США, и с которыми они не могут справиться до сих пор.

В это же время терроризм получил распространение во Фран­ции,

Германии. Сербии и других странах Европы. Во второй половине XIX века терроризм приходит и в Российскую империю.

    Вот только некоторые примеры размаха терроризма. Так, на короля Франции Луи Филиппа было совершено семь покушений. В 1835 году в одном из них было убито 18 человека и ранено 22. В этом же году был убит герцог Пармский. В 1856 году совершены по­кушения на Фердинанда III Неаполитанского и испанскую коро­леву Изабеллу, в 1858 – на Наполеона III. В 1868 году убит сербский князь Михаил Обренович III. По два покушения пережили прусский король Вильгельм I и канцлер Отто Бисмарк.

14 апреля 1865 года, через пять дней после окончания гражданской войны в Вашингтоне в театре Форда актёром сторонником южан Джоном Уилксом Бутом был смертельно ранен президент США Авраам Линкольн, который умер утром следующего дня. Бут был убит полицейским при захвате 26 апреля 1865 года в штате Виргиния.


  В 1864 году в южных штатах США в конце гражданской войны возникает одно из самых одиозных террористических организаций – Ку-клукс-клан (ККК), основателем которого был генерал Форест. Первоначально это общество позиционировало себя как тайная организация, призванная в условиях гражданской войны защищать  


собственность  и  интересы  белых граждан от разбойников и мародеров, что нашло самую широкую поддержку граждан американского Юга. Однако в последствие это общество эволюционировало в право-радикальную расистскую организацию, идеология и политика которой базировались шовинизме, антисемитизме и религиозной нетерпимости.

Фактически ККК был создан для борьбы с неграми, незадолго до гражданской войны освобожденных от рабства. Но отношение южан к этой расистской организации было далеко не однозначным, так как многие из них считали негров виновниками массовых бесчинств, грабежей и убийств, начавшихся после получения ими свободы, В связи с этим, ККК ввел закон Линча, предполагавший немедленную внесудебную расправу как с неграми, виновными в преступлениях, так и с белыми, оказывавшими им содействие. Естественно, такой защитник белого населения от произвола и насилия пользовался такой его поддержкой в южных штатах, что ни один его член не был уличен в преступлениях и подвергнут наказанию.

В 1869 году ККК добровольно  был формально расформирован, но некоторые ее неформальные группы действовали в южных штатах США под его именем до 1872 года, а в 1920-х годах был воссоздан.

Террористическую направленность принимает и деятельность тайных

сообществ в Азии. Так, китайские триады неоднократно предпринимали попытки к народному восстанию, которые жестоко подавлялись манчжурами. В период Тайпинского восстания (1850-1864 гг.) роль триад усилилась, а Боксерское восстание (1898-1901 гг.) явилось их попыткой избавить Китай от западного и христианского влияния. Позднее Триады оказывали поддержку китайскому государственному деятелю Сунь Ятсену в его стремлении покончить со старым имперским правлением и учредить республику.

Однако к началу XX века позитивная деятельность Триад было сильно подорвана репрессиями манчжур. Постепенно они перешли на использование криминальных методов обеспечения своей деятельности: рэкету, контрабанде, пиратству, вымогательству. В 1911 году деятельность Триад полностью превратилась из патриотической в криминальную. Впервые в истории образовалось государство, возглавляемое и управляемой членами тайных криминальных обществ, которые привлекали отряды боевиков Триад для расправы над своими политическими противниками.

В 1949 году власти КНР начали жестокую борьбу против тайных обществ. Триады стали спутниками китайской иммиграции. И хотя их деятельность носит глобальный характер, наиболее активны они в Азии.

В настоящее время триады известны как преступные организации мафиозного толка, распространенные на Тайване, в США, в центрах китайской иммиграции, и, как правило, специализируются на торговле наркотиками и другой преступной деятельности.

В 1871 году в мировой прессе впервые имеет место упоминание о ваххабитах, которые однако ведут свое летоисчисление с 1740 года, когда исламский реформатор шейх Абдул Ваххаб отвоевал у турок большую часть Аравийского полуострова.

В 1816 году ваххабиты появились в Индии. Их идеологом стал Саид Ахмад Баверви, который, объявив себя вождем «джихада», проповедовал убивать неверных и гнать из Индии чужеземные войска, чем привлек на свою сторону немало сторонников. Община быстро росла. В 1823 году ваххабиты подняли мятеж в северо-восточных горных областях страны. В 1830 году Саид Ахмад захватил Пешавар, где им было провозглашено ваххабистское государство. Однако его попытка взыскать, согласно исламской традиции, с населения, вызвала резкое противодействие местной знати, Саид Ахмад вынужден был со своими сторонниками уйти в горы, а в 1831 года был убит сикхами. Но, несмотря на это, мятеж, поднятый ваххабитами, длился почти до конца XIX века. Колониальные войска Великобритании провели против них более двадцати военных операций, но не смогли с их усмирить, так как местное население поддерживало ваххабитов. Даже подкуп англичанами вождей афганских племен не давал желаемого результата в борьбе с ними.

Расположенный на территории современного Пакистана, именно Пешавар, где было провозглашено в 1830 году ваххабитское государство, в 1980-х годах стал центром подготовки моджахедов, сражавшихся против советских войск в Афганистане.

Во второй половине XIX века в мире расширяется круг политических движений, прибе­гающих к тактике терроризма. Теперь это не только националисты, но и республиканцы, анархисты и другие. Формирует­ся идеология терроризма.

С 1880-1890-х гг. Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма: в 1894 году убит президент Французской республики С.Карно;

в 1881 – смертельно ранен президент США Дж. Гарфилд; в 1901 – президент США У. Мак-Кинли. В это же время происходили и менее громкие террористические акты – взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т.д. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910—1920 гг.

В XIX веке терроризм превратился в значимый фактор полити­ческой

жизни. Многие террористические организации, такие как итальянская мафия, Ку-клукс-клан, Триада, ваххабиты и др., активно действовавшие     в XIX веке продолжали не менее эффективно действовать и в ХХ веке.

 

3.  Трансформация терроризма в ХХ веке

 

Минувший XX век характеризовался беспрецедентным ростом и качественным преобразованием терроризма. Сложились его международные связи. Он охватил не только Европу, но и Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в фактор межгосудар­ственного противостояния. Террористические организации стали нередко по­лучать поддержку от правительств стран, выступающих как противники госу­дарства – объекта их атак. Терроризм стал дробится на глобально и локально ориентирован­ный.

Складываются политические движения, имеющие гло­бальные интересы и претензии, и при этом активно использующие тактику терроризма. Эти движения нередко опирались на государства, спонсирующие и организующие  террористические акции на территории тех или иных государств, являющихся объектами политической экспансии, и многочисленные террористические организации, уже действующие в этих странах.

В начале прошлого века к тактике терроризма стали небезуспешно

прибегать нацио­нально-освободительные и революционные движения, действу­ющие на территориях Австрийской, Британской, Российской, Османской и других им­перий. Вчерашние террористы нередко превращаются в леги­тимных политических лидеров. Поддержка террористов на госу­дарственном уровне стала элементом международной деятельнос­ти ряда ведущих государств.

Так, перед Первой мировой войной, действовавшие на территории России террористические структуры политических партий (эсеры, анархисты, польские, армянские, грузинские националисты  и пр.), получали крупные суммы денег из Япо­нии, Австрии, Германии, Великобритании, Франции.

Мировая война, начавшаяся в июле 1914 года, была спровоцирована выстрелом тер­рориста Гаврилы Принципа, убившего в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда.

В ее ходе Германия поддерживала ирландских сепаратистов, которые вели борьбу с британской армией в Ирландии методами террора (взрывы на военных объектах, в жилых домах, клубах, ресторанах и т.д., где находились английские военные). Россия спонсировала боевые организации армянс­кой партии «Дашнакцутюн» («Единство»), действовавшие на тер­ритории Турции. Власти Османской империи организовывали кон­трабандную переправу динамита для российских террористов. Результатом этой войны явился распад трех империй.

Период между двумя мировыми войнами характеризовался резким

измене­нием географии и видов терроризма. Терроризм на территории конкретного государства все более увязывался с внешней поддерж­кой. За спиной террористических группировок стали отчетливо просматриваться спецслужбы заинтересованных государств. Государственная под­держка терроризма становится основных компонентов политики тоталитарных режимов, существенно рас­ширяется его география. Возникают очаги терроризма на Ближнем и Дальнем Востоке, в Африке.

В это время в ряде государств Европы приходят к власти фашистские

режимы. Фашисты широко использовали тактику терроризма на пути к власти и сразу после формального прихода к ней. На этом этапе для расправы с противниками нового режима привлекались боевики (например, штурмовики Рема с момента прихода Гитлера к власти в 1933 г. до «ночи длинных ножей» 1934 года, когда они были уничтожены). Позднее нацисты создают в Германии эффективную систему государственного насилия. Закрепившись у власти и создав систему карательных органов, они переходят к планомерному государственному террору, а тактика тер­роризма начинает широко применяться за рубежоь, превращаясь в один из ин­струментов политической экспансии.

Фашистские режимы спонсировали терроризм. В 1934 году в ходе

неудавшейся попытки фашистского переворота в Австрии сторонники аншлюса совер­шили убийство ее канцлера Э. Дольфуса. В том же году хорватские усташи, действовавшие в тесном контакте со спецслужбами нацистской Германии убили короля Югославии Александра Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту. Эти теракты подорвали один из инструментов, обеспечивавших стабильность в межвоенной Европе – военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии под общим названием «Малая Антанта», созданный под патронажем Франции.

В начале 1920-х гг. был возрожден Ку-клукс-клана, который быстро

пре­вратился в праворадикальную расистскую организацию, идеоло­гия и политика которой базировалась на принципах шовинизма, расизма, религиозной нетерпимости, садизма. Его члены действовали практически открыто, Эта организация до сих пор состоит из множества многочисленных и независимых групп, действующих в различных штатах США.

Вторая мировая война – очередной этап трансформации терроризма,

который способствовал тому, что в послевоенный период он становится гло­бальным явлением и переживает очередное качественное превра­щение. Если до 1939 года объектами терроризма преимущественно были, как правило, представители власти, военные, лица, сотрудничающие с режи­мом, но никак не мирное население, то террор на оккупированной фашистами территории, новые, жесточайшие средства ведения боевых действий, в частности, атомная бомбардировка американцами мирного населения Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года изме­нили отношение к цене человеческой жизни в глобальных масшта­бах. В результате формируется теория и практика современного терроризма. Теперь субъект терроризма – мощная профессиональ­ная боевая организация, опирающаяся на поддержку государства – спон­сора. Прямые объекты террористического насилия – мирные граждане, иностранцы, дипломаты и т.д. Теракт по своей сути  становится механизмом давления на власть через общественное мнение и международное сообщество. Противостояние терроризма и демократического  государ­ства – это противостояние двух культур, кардинально различа­ющихся по своему отношению к цене человеческой жизни.

После войны узел национальных проблем окончательно сме­щается

на Восток и на Юг. Исчезают фашистские режимы, спон­сирующие терроризм. В 1960-е годы складывается исламский круг государств-спонсоров терроризма. Во главе этих государств стоят как светские панарабские националисты фашистского толка, так и исламские фундаменталисты.

Со второй половины 1940-х годов на новый уровень государственного

терроризма перешли США, на пути которых к пол­ному мировому господству в эти годы стоял Советский Союз. В 1948 году основатель ЦРУ А. Даллес сформулиро­вал стратегию относительно этого главного соперника США, цель которых – уничтожение СССР путем развязывания психологического терроризма, направленного на разложения СССР изнутри. Это цель была достигнута в 1991 году.

Для реализации своей политики США интенсифицировали политику двойных стандартов. Так, например, известный террорист Усана бен Ладен в 1980-х годах получает поддержку и вооружение от США и выполняет задачи, поставленные перед ним американ­цами в Афганистане, но становится врагом № 1 для США после того, как обращает оружие против своих заокеанских хозяев. Ша­миль Басаев в 1990-х годах был внесен США в список международных террористов, но ведущие телевизионные каналы предоставляют ему свой экран (июль 2005 г.) для пропаганды терроризма на территории Рос­сии.

После Второй мировой войны в Европе действует ряд сепаратистских

движений. Крупнейшие из них – Ирландская республиканская армия (ИРА), которая после обретения Ирландией независимости борется (особенно активно – с 1970 год) за присоединение к ней Северной Ирландии (Белфаст), входящей в состав Великобритании, и ЭТА ( EuskaditaAscatasuna ), созданная в 1959 году в Испании для борьбы за полную независимость Басконии, пик актив­ности которой надает на 1960-1980-е годы (одна из наиболее известных акций – убийство премьер-министра Испании Карьеро Бланко в 1973 году. Сегодня активность ЭТА снижена, она пережила серию разгромов и арестов, ее популярность и поддер­жка среди масс падает. Кроме ИРА и ЭТА можно упомянуть бри­танских и корсиканских сепаратистов во Франции, валлонских – в Бельгии.

Ярким явлением истории послевоенной западной цивилизации стал

«левый» терроризм. Он охватил Испанию, Португалию, Францию, Ита­лию, ФРГ, а также Японию и США. Самый мощный натиск леворадикаль­ного терроризма пережили Испания, Италия и ФРГ.

В Испании в середине 1960-х годов  была  создана  промаоистская

«Коммунистическая партия Испании». В качестве боевой органи­зации этой партии в середине 1970-х годов выступали «Революцион­ный патриотический   и народный фронт» (ФРАП) и «Группа пат­риотического антифашистского сопротивления первого октября» (ГРАПО). Пик активности этих структур падает на вторую поло­вину 1970-х годов.

В 1970 году в Италии возникает организация марксистской ориентации «Красные бригады». Пик ее активности приходится на вторую половину 1970-х – начало 1980-х годов. Наиболее громкая акция этой террористической организации – похищение и убийство лидера христианских демок­ратов Альдо Моро в 1978 году. Другая организация анархистского тол­ка «Рабочая автономия» тяготела к массовым акциям и стремилась разворачивать городскую герилью

        

 (пикетирование, захват предпри­ятий, порча оборудования и т.д.). С начала 1980-х гг. итальянский терроризм пребывает в кризисе.

Истоки левого терроризма в ФРГ восходят к студенческим бунтам 1968 года. Именно тогда возникла организация «Фракция Красной армии» (РАФ ) , которая имела целью раз­вязывание в стране пролетарской, коммунистической революции и была исключительно активна в 1970-1972 годы. После ее разгрома возникло «Движение июля», взявшее своей эмблемой также крас­ную звезду и пулемет. Максимум активности этой организации приходится на 1975 год


 

 

 

Террористы захватывали в заложники крупных политиков. В 1974 году они убили президента Верховного суда Гюнтера фон Дренкмана. Самая известная акция западногерманских терро­ристов – похищение председателя «Союза германских промыш­ленников» Ганса Шляйера в 1977 году.  В ответ на этот теракт прави­тельство ФРГ создало спецподразделения по борьбе с терро­ризмом. В 1980-1982 годы полиция разгромила практически все террористические организации.

В США в конце 1960-х годов возникает группа « Weathermen »

(синоптики). Вслед за пиком ее активности в начале 1970-х годов последовал ее разгром. Другая организация – «Объединенная освободительная армия» заявляет о себе в начале 1970-х гг. Пик ее известности связан с похищением Патриции Херст – дочери газетного магната, кото­рая затем выразила желание вступить в ряды этой организации. В последующие годы левый терроризм в США быстро идет на убыль.

Одной из самых крупных и активных террористических организацией была «Фракция крас­ной армии», позднее – «Красная армия Японии», которая отличались авторитарным стилем, маоистской риторикой, самурайской преданностью делу и презрением к смерти. Они стали известны после побоища  в аэропорту Лод (в 1975 г.), где были убиты 25 человек.
Серьезный натиск терроризма с конца 1960-х года пережила Япония.

 

В 1960-е годы новый фронт левого терроризма открывается в Ла­тинской Америке, импульс к развертыванию которого задала Кубинская революция, после победы которой, сторонники Ф. Кастро стали осуществлять «экспорт революции». В этих целях за на Кубе возникли специальные учебные центры по подготовке партизан.  
Вскоре эта организация была разгромлена и ушла с территории Японии, перенеся активность по развязыва­нию мировой революции вначале в Европу, а затем в страны Азии.

 

 

Специфическая ситуация сложилась в Турции, на границе Ев­ропы и Азии. Наряду с курдскими сепаратистами здесь действова­ли как «правые», так и «левые» террористические организации. В 1970-х годах страна переживала острый модернизационый кризис, выражавшийся в том числе в противостоянии правого и левого экстремизма. Правые организации – фашистского толка, и ле­вые – промаоистские, активно боролись как с правительством, так и друг с другом. Широко практиковался безадресный террор – взры­вы на объектах массового посещения. Пик активности пришелся на конец 1970-х годов. Правительству удалось локализовать собствен­но турецких террористов, а активность сепаратистов из «Курд­ской рабочей партии» удалось снизить лишь в последнее время, чему способствовал арест ее лидера Абдуллы Оджалана.

С 1960-х до начала 2000 годов динамично разрастался ареал ближне-  

В 1950-х годах в Египте возникает организация ФАТХ (Движение национального освобожде­ния Палестины), провозгласила своей целью борьбу с Израилем вплоть до его уничтожения и создания палестинского государства. В 1968 году формируется «Организация освобождения Палестины» (ООП), председателем которой в1969 году стал лидер ФАТХ Ясир Арафат. ООП вела долгую упорную борьбу за обретение Палестиной государственности.  
вос­точного терроризма, который вы­рос из палестинской проблемы.

 

 

 

 

Созда­ние в 1993 году Палестинской автономии стало возможно на основе политического компромисса, предусматривавшего отказ ООП от ликвидации израильской государственности и от методов тер­роризма, признанного далеко не всеми ее членами.

Формально ООП и руководство Палестинской автономии отказались от террористических методов. Од­нако на территории автономии под крылом ООП действуют тер­рористические структуры «Хамаз», «Исламский джихад» и др. Специфика палестинского терроризма заключаются в его безадресности, подготовке и использовании террористов-смертников в массовом порядке, планировании и реализа­ция громких акций, ориентированных на мировое общественное мнение (угоны самолетов и др.), гибком использовании терактов как элемента политики.

В 1970-х годах западный мир переживал пик активности терроризма. В это время окончательно складывается система меж­дународного терроризма, суть которой заключалась в том, что и террористические организации и государства-спонсоры взаимодействовали во имя общей цели – дестаби­лизации Запада. Например, известный террорист венесуэлец Ильич Рамирес Санчес работал как на группировки, отколовшиеся от ООП, так и на лидера Ливии Муамара Каддафи.

В конце 1970-х годов в исламском мире начинается резкий поворот

от свет­ской социально-политической ориентации к исламским ценностям. Иранская революция 1978 года ознаменовала эпоху наступления религиозного фундамен­талистского радикализма, отличающегося предельным накалом страстей и глобальными устремлениями, переходом к священной, без границ, «войне с неверными» – джихаду.

Особого упоминания заслуживает ситуация в Индии. Полиэтничное

и поликонфессиональное индийское общество развивалось во второй

половине ХХ века весьма болезненно. Межэтнические и межконфессиональные стычки и беспорядки происходят регулярно. Терроризм стал устойчивым элементом индий­ской реальности. Среди наиболее громких терактов стали убийства в 1984 году индуистами-фундаменталистами премьер-министра Индиры Ганди, а в 1991 году членами организации «Тигры освобождения Тамил-илама – премьер-министра Раджива Ганди. Один из устойчи­вых центров терроризма в Индии – штаты Джамму и Кашмир, примыкающие к Пакистану и населенные преимущественно  му­сульманами.

Разгрому левого терроризма непосредственно предшествовал распад социалистического лагеря. Однако сохранился спонсируемый Западом, арабо-мусульманский терроризм. По-прежнему сохраняется традиционный сепаратистский терроризм в Европе, Индии, Шри-Ланке и других странах.

К концу ХХ века сложилась так называемая «дуга нестабиль­ности»,

тянущаяся от Индонезии и Филиппин в Азии до Боснии и Алба­нии в Европе. Одна из примет этой дуги – терроризм, направленный про­тив носителей неисламской (христианской, иудаистской, индуист­ской) идентичности или носителей светских ценностей в тради­ционно исламских странах. Это позволяет таким крупным теоре­тикам международных отношений, как Самуэл Хантингтон, го­ворить о противостоянии переживающего кризис модернизации исламского мира и динамичной цивилизации Запада.

В 1990-х годах на территории распавшейся Югославии возник но­вый

очаг терроризма, где к террористическим методам решения назревших социально-политических проблем прибегали самые разные этнические и конфессиональные ориентированные силы. В 2003 году убийство премьер-министра Сербии Зорана Джинжича потрясло всю страну.

В этот же период возник терроризм активизировался на территории

Алжира. В 1992 году правящий светский режим отменил результаты выборов, на которых одержала победу фундаменталистская политическая организация – Исламский Фронт Спасения, следствием чего стало развязывание его сторонниками волны терроризма. Власть ответила репрессиями. В стране фактически развернулась граждан­ская война. Террор власти и терроризм религиозных фанатиков привели к чудовищным по масштабам жертвам. Погибли десятки тысяч людей. Алжирский терроризм отличало широкое примене­ние массового безадресного террора. Ситуация нормализовалась лишь к концу минувшего столетия.

В Израиле напор терроризма нарастал в течение всех 1990-х годов.

Теракты происходят практически ежедневно. Сложилась патовая ситуация: Израиль не может уничтожить инфраструктуру и базу терроризма, а антиизраильские силы – заставить Израиль выпол­нить их требования.

Примета последнего десятилетия XX века – нескончаемые войны      

в Афганистане, Югославии, Чечне, где вызревают террористические организации, происходит профессионализация террористов, складывается интернациональное сообщество «вои­нов Джихада».

В 1988 году создается Аль-Каида – интернациональная организация

исламских фундаменталистов, осуществляющая бое­вые операции по всему

В 1998 году лидер Аль-Каиды Усама Бен Ладен объявил о созда­нии  «Исламского мирового фронта для джихада против евреев и крестоносцев» – международной организации, в которую наряду с Аль-Каидой вошли алжирские, пакистанские, афганские, кашмир­ские и другие террористические организации, действующие прак­тически на всем пространстве исламского мира.    
миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся любыми средствами вытеснить СССР из Афганис­тана. По неофициальным данным ЦРУ выделяло ежегодно на под­готовку и военную помощь моджахедов около 500 млн долларов[15]. Среди наиболее крупных получателей американского оружия был и будущий террорист № 1 Уса­ма бен Ладен, о чем так не любят вспоминать американцы. Боль­шая часть того оружия все еще используется. Основная цель Аль-Каиды – ниспровержение светских
 В 1998 году лидер Аль-Каиды Усама Бен Ладен объявил о созда­нии  «Исламского мирового фронта для джихада против евреев и крестоносцев» – международной организации, в которую наряду с Аль-Каидой вошли алжирские, пакистанские, афганские, кашмир­ские и другие террористические организации, действующие прак­тически на всем пространстве исламского мира.  
режи­мов в и установление исламского поряд­ка, основанного на шариате.

 

Взрыв торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года стал еще

одной вехой в истории терроризма. Создание международной анти-террористической коалиции, объявление терроризма ведущей опасностью для мировой цивилизации, изжитие его из мировой практики была возведена в ранг первоочередных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия, испытавшая а себе заметные удары терроризма, стала одним из активных участников антитеррористической коалиции.

 

Выводы.

1. Его истоки восходят к деятельности тайных сообществ древности

и средневековья, использовавших террор как средство достижения своих социально-политических целей, что в конечном итоге приобретало характер беспредельного насилия с чисто утилитарной целью – наживы. Причем уже в те времена законная власть нередко тайно поддерживала создание и деятельность подобных сообществ для уничтожения своих политических противников, но в дальнейшем они, как правило, выходили из-под контроля, делая борьбу с ними малоэффективной и затяжной.

2. Современные историки терроризма связывают массовый террор 

с Великой Французской революцией, фактически раз­делившей предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим, массовый террор этой эпохи продемонстрировал модель управления страхом и запустил меха­низм вызревания тактики терроризма. В XIX веке терроризм превратился в значимый фактор полити­ческой жизни многих стран мира. Некоторые террористические организации, возникшие и активно действовавшие тогда продолжали не менее эффективно действовать и в ХХ веке.

3. Минувший XX век характеризовался беспрецедентным ростом     

и трансформацией терроризма. Сложились его международные связи.     Он охватил не только Европу, но и Америку, Азию, Африку, превратился в локально и глобально ориентированный, в фактор межгосудар­ственного противостояния. Террористические организации стали получать чуть ли не открытую военную, финансовую и моральную поддержку от правительств противоборствующих госу­дарства. После окончания «холодной войны», исчезновения СССР м мировой системы социализма, резкого снижения политического противостояния казалось бы настало время и для исчезновения терроризма, Однако поражение режима талибов в Афганистане, окончание войны в Чечне, уничтожение лидера «Аль-Каиды» Усама бен Ладена не остановило террористической активности в мире. Более того, установление в Египте, Ливии, Тунисе при прямой поддержке США и НАТО откровенно происламистских режимов ситуацию с терроризмом усугубляется. И сегодня терроризм остается угрозой миру и безопасности народов нашей планеты.

 






Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.