Феномена современного терроризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие терроризма, его сущность и содержание

Реалии наступившего XXI века, заставляют признать, что терроризм,  доставшийся ему в наследство от прошлого века, остается весьма серьезной угрозой национальной и международной безопасности. Безусловно, это не случайно, ибо данное явление обусловлено целым рядом факторов развития современной мировой системы как объективного, так и субъективного характера. Новая геополитическая и экономическая ситуация, социальная поляризация, культурная экспансия либерализма, претензии ведущих западных держав во главе с США на мировое господство обусловливают всплеск современного терроризма как крайнюю форму протеста против негативных последствий глобализации.

К этому добавляется и то, что в условиях размывания сложившихся поведенческих стереотипов в различных сферах жизни (экономической, политикой, социальной, правовой, духовной и др.) утрачены прежние, веками вырабатывавшиеся механизмы упорядочения и конституционного регулирования отношений, которые влияют на основы государственного   и общественного устройства.

В значительной степени обесценены также дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала такие, как патриотизм, чувство долга, нравственность, солидарность и доверие между различными народами.

Беспрецедентные террористические атаки, осуществленные в США      11 сентября 2011 года, показали, что даже самое мощное государство планеты не в состоянии защитить своих граждан от террористических угроз. Это способствовало кардинальному изменению международной ситуации – возникновению антитеррористической коалиции, в которой видное место занимает и Российская Федерация.

В связи с этим, необходимо прежде всего уяснить сущность понятия «терроризм» и его содержание.

В настоящее время определились следующие направления исследования терроризма [6].

1. Теория терроризма. В ее рамках разрабатываются такие аспекты, как понятие терроризм, его природа и сущность, специфика современного терроризма и особенности подходов к исследованию проблемы в контексте глобализации и политического осмысления современных международных отношений. Особое место в рамках указанного направления занимает изучение основных тенденций современного терроризма, его факторов и рисков, связанных с терроризмом различного уровня – национальным, региональным и международным. Начало ХХI века отмечено углублением специализации в исследованиях терроризма, в частности наблюдается их дифференциация по изучению различных видов современного терроризма. В целом для современной теории терроризма характерно его рассмотрение как глобальной проблемы, представляющей собой угрозу и создающей риски национальной и международной безопасности.

2. Терроризм и проблемы безопасности. Одним из основных аспектов

аспектов данного научного направления является проблема определения угроз и рисков современного терроризма, которая разрабатывается прежде всего в ключе всестороннего анализа в рамках современного терроризма и эффективности стратегий противодействия этому социально-политическому явлению.

3. Риски национализма, религиозного фундаментализма и исламского радикализма. Это направление исследования современного терроризма как глобальной проблемы отличается концентрацией внимания на его социальных, культурологических и идеологических факторах. Особое внимание при этом уделяется проблеме связи терроризма и религиозного радикализма и, в первую очередь, исламского фундаментализма.

4. Терроризм и политический экстремизм. В рамках этого направления разрабатываются проблемы, имеющие прямое отношение к политическому экстремизму и радикализму как факторам современных рисков политической стабильности России и всего мирового сообщества.

5. Международные, региональные и национальные аспекты современного терроризма. Глобальные риски современного терроризма предполагают исследование не только международного терроризма, но и специфики его в различных регионах мира (Ближний Восток, Центральная Азия, Африка, Латинская Америка, Европа), и странах (Германия, Великобритания, Испания, Италия, Россия, Израиль, Индия, Индонезия, Пакистан и др.). Причем общим моментом здесь является акцент на изучение исторических и правовых аспектов указанных проблем.

Тенденция к расширению спектра социально-политических исследований терроризма как глобальной проблемы современного развития и потребность в развитии теории терроризма (террологии) определяют необходимость проведения специальных исследований по выявлению закономерностей развития научного знания о рисках безопасности и стабильности в современном мире, определению направлений политического анализа рисков и стратегий противодействия терроризму, как международному, так и национальному  в условиях глобализации. 

Для отечественной науки актуальным является не только развитие отечественных исследовательских традиций, но и обобщение зарубежного опыта соответствующих исследований, использование эффективных теоретических подходов, методологий и технологий исследования проблемы, учитывающих преимуществу и недостатки существующих подходов к пониманию современного терроризма, его связи с процессами глобализации.

Глобализация является определяющим фактором развития мирового в XXI веке. Тенденции формирования новых международных отношений и возникновение глобального характера становятся объектом пристального внимания исследователей проблем современного терроризма. 

В общественном сознании бытует достаточно устойчивое мнение, что терроризм стар как человеческая цивилизация. Однако это не совсем соответствует действительности, поскольку в данном случае речь идет не  о терроризме, а о насилии, которое возникло вместе с человечеством, вызывая у людей тревогу, страх, состояние беспомощности.

К сожалению, насилие всегда было и сегодня является неотъемлемым атрибутом общественной жизни, возникающим как в отношениях между отдельными людьми и общественными группами, так и между народами и государствами. Формы проявления его весьма многообразны: от принуждения и угроз до физического уничтожения людей.

Насилие сопровождается прямым попиранием прав и свобод личности и общества, давлением на органы государственной власти. Страх перед ним – мощное средство, которому нередко прибегают не только отдельные лица и общественные группы, но и государства для достижения определенных и, прежде всего, политических целей.

Применение насилия, или готовность к этому, то есть стремление решать возникающие проблемы и поставленные цели радикальными средствами, не останавливаясь не перед какими видами насилия, есть ни что иное, как экстремизм, который выступает сегодня в самых разнообразных формах – от экстремизма ультраправых группировок неофашистской, этнической, религиозной и иной направленности до левацкого, псевдо-коммунистического.

Крайним проявлением насилия и экстремизма, когда на карту ставится жизнь людей, является терроризм

В настоящее время существуют самые различные формулировки, пытающиеся определить сущность понятия терроризма, как «насилия», «террора», «крайней формы экстремизма», «террористического акта» и пр.

Так, В.И. Даль в словаре великорусского языка определяет терроризм как устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства, то есть, как насилие и террор. А в толковом словаре  С.И. Ожегова, где нет понятия терроризма, террор трактуется как физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам», то есть как терроризм. То же самое имеет место и других современных словарях. И террористический акт понимается как убийство или нанесение тяжкого телесного повреждения физическому лицу в связи с выполнением им политических задач.

Если проанализировать многочисленные определения терроризма, которые имеются в нормативно-правовых документах различных государств и международных организаций, а также в научной и юридической литературе, то можно выделить, встречающиеся наиболее часто.

1. Отождествление терроризма с насилием, но трактующее его весьма ограниченно: как угрозу или использование силы для причинения физического ущерба отдельному лицу либо группе лиц – в отличие от использования этого термина в широком смысле как лишение свободы и нарушение прав человека. Последнее наиболее распространено. Так, по уголовному законодательству Франции террористические акты образуют умышленные посягательства на жизнь, на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении, а также угон самолета и др.

2. Отождествление терроризма с использованием силы в политических целях, со специфической формой насилия. С такой трактовкой терроризма соглашается большинство специалистов, так как она позволяет отделить терроризм от чисто уголовного преступления. Следует, правда, заметить, что не так давно появился и такой термин, как уголовный терроризм – совершение террористических акций уголовными элементами, например мафией, с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власти, население и т.д. Особое распространение терроризм такого рода получил в последние годы, в частности в Колумбии. Представляется, что значительное распространение террористической практики на обширных просторах бывшего Советского Союза вряд ли сможет избежать типичного уголовного уклона. Предыстория развития новой волны терроризма включает войну в Афганистане с ее последствиями, оживление националистических и анархических настроений, сопряженных с желанием применения в соответствующих условиях вооруженного насилия, боевые действия в Чечне и других северокавказских субъектах, а также появление десятков тысяч социально и нравственно дезадаптированных, разочаровавшихся, обозленных молодых людей, усвоивших привычку в конфликтных ситуациях немедленно браться за оружие, которым перенасыщены не только теневые рынки, но и вполне легальные структуры.

3. Практически все авторы, дающие определение понятию терроризму, подчеркивают, что террористическая акция, помимо причинения физического ущерба жертве, рассчитана на определенный психологический эффект – посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц, то есть именно терроризировать; вызвать общественный резонанс, что, в свою очередь, создает в обществе ощущение всемогущества террористов, беззащитности каждого человека и бессилия властей. Одновременно террористы нередко стремятся добиться широкой саморекламы, используя многочисленные средства массовой информации, падкие на сенсации.

4. И, наконец, терроризм рассматривается как особый метод борьбы, поэтому отнесение того или иного акта к террористическому должно производиться на основании типа действия, а не в зависимости от личности преступника или мотива преступления. Особо следует отметить социальную опасность терроризма.

За свою долгую историю терроризм представал в самых разных обличьях. В настоящее время общество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма. С конца ХХ века мотивы, стратегия и оружие террористов претерпели значительные изменения. Практически исчезли анархисты,       а пришедшие им на смену левые террористические группы, включая «красные бригады», действовавшие в Германии, Италии и Японии в 1970-х годах по существу, оказались на одном фланге с крайне правыми. Да и снизили свою активность. Однако в большинстве своих проявлений международный и внутригосударственный терроризм – не левый и не правый, а возникает чаще всего на почве этнического и религиозного сепаратизма, который        в настоящее время более активен и агрессивен, чем терроризм идеологический, поскольку имеет более широкую социальную базу.

Самая крупная перемена последних десятилетий состоит в том, что терроризм стал одним из методов, используемых воинствующими элементами общества. Разветвленное «Мусульманское братство», палестинский ХАМАС, Ирландская республиканская армия (ИРА), курдские экстремисты в Турции и Ираке, «Тамильские тигры» в Шри-Ланке, движение испанских басков «ЭТА», армянская секретная освободительная армия (АСОА) и многие другие возникшие в ХХ столетии организации с самого начала имели два крыла: политическое и террористическое. Политическое крыло обеспечивает социальные услуги, образование, имеет деловые предприятия, ведет предвыборную борьбу, в то время как военное или террористическое крыло занимается организацией актов устрашения, устраивает засады и организует убийства. Такое «разделение труда» имеет определенные преимущества: политическое руководство может официально отмежеваться от террористов, когда те совершают особо дерзкие акции или терпят неудачу. Заявление политических руководителей о том, что они не контролируют военное крыло, порой соответствует истине, поскольку террористы предпочитают действовать в условиях бесконтрольности. Люди, вооруженные автоматами и бомбами, нередко теряют из виду широкие цели политического движения, и в конечном счете скатываются к обычной уголовщине.

Изменился и характер террористических операций, тенденция которых сегодня состоит в том, чтобы нападать не на конкретные цели (например, на руководителей противной стороны), а совершать массовые убийства без разбора. Стирается грань между городским терроризмом и другими его формами. Нередко весьма затруднительно отличить политический терроризм от акций национальных и международных криминальных сообществ. Принципиальное различие между ними и терроризмом состоит в том, что эти структуры, как правило, не стремятся к свержению правительств и резкому ослаблению общества, по существу, они заинтересованы в процветающей экономике.

Новым и весьма опасным явлением современного терроризма стало совершение террористических актов добровольцами-самоубийцами, которые, по мнению многих исследователей терроризма, невозможно предотвратить. Однако это не совсем так, ибо люди, которые готовы на самопожертвование ради какой-то, как им кажется большой, а в действительности призрачной цели, были во все эпохи и во всех цивилизациях. Они исповедовали самые различные взгляды, например, от левых взглядов банды Баадер – Майнхофа в Германии в 1970-е годы до правого экстремизма. Когда японской армии в конце второй мировой войны потребовались летчики-камикадзе, на эту роль объявились тысячи добровольцев. Так что молодые арабские террористы, взрывающие себя в автобусах в Иерусалиме в надежде на то, что в раю будут вознаграждены ласками девственниц, не более чем звено той же самой цепи.

Однако влияние терроризма, которое нередко преувеличивают средства массовой информации, общественность и политические руководители, может усилиться в связи с тем, что растет потенциал его разрушительной активности. Речь идет как о появлении все большего числа групп и лиц, занимающихся или могущих быть вовлеченными в террористическую деятельность, так и о доступе к оружию. В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света – от индуистских националистов в Индии до неофашистов в Европе и секты «Ветвь Давидова» в Уэйко, (штат Техас США).

Традиционный терроризм предполагает героический жест, готовность пожертвовать жизнью в доказательство идейной верности, но трудно назвать героическим поступок человека, распространяющего бактерии ботулизма или сибирской язвы. Поскольку большинство террористических групп стремится привлечь к себе общественное внимание, а публика наверняка станет реагировать на массовые отравления или на применение ядерного оружия гораздо острее, чем на террористический акт с использованием обычного оружия, браться за оружие массового уничтожения будут только те террористы, для кого общественное мнение не имеет значения.

В целом можно сказать, что террористы не станут прибегать к мощным видам оружия, если будут считать достаточными для продолжения «борьбы» и достижения целей традиционные виды оружия – автомат или бомбу. Однако решение о террористическом акте не всегда принимается рационально; если бы было так, терроризм был бы гораздо менее распространен, поскольку террористические акты редко достигают поставленной цели.

Терроризм традиционно был замешан на квазирелигиозном фанатизме, ибо только абсолютная убежденность (абсолютный этический релятивизм) может оправдать насильственное лишение человека жизни только потому, что это «нужно» для политических или идеологических целей. Данный элемент присутствовал у дореволюционных террористов в России, у румынских фашистов «железной гвардии» 1930-х годов, присутствует у «Тамильских тигров» сейчас. У фанатиков – мусульман одна из религиозных заповедей – убивать врагов Аллаха. Они считают, что неверные в их собственной стране и в государстве Израиль будут уничтожены потому, что такова воля Аллаха. Секта «Аум синрике» исповедовала доктрину, что акт убийства способствует спасению души как жертвы, так и убийцы. В последнее десятилетие ХХ века имели место террористические акты, совершенные представителями фанатических сект, причем, как правило, чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма.

Тогда же оживились различного рода апокалиптические движения. Идея о скором конце света стара как мир, но замечено, что не по вполне еще ясным причинам секты и движения, проповедующие конец света, обычно активизируются к концу столетия и особенно к концу тысячелетия. Проповедники такой идеи, как правило, не призывают к актам насилия, а некоторые из них считают себя провозвестниками возрождения, рождения нового человека. Другие, наоборот, считают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет «прогнивший мир» и установится рай на земле, как предвидели святой Иоанн в «Откровениях», Нострадамус и многочисленные другие пророки. Наиболее рьяные сторонники подобных сект стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя хаос, всеобщую войну, голод, эпидемии и иные бедствия, которые уничтожат современный мир.

Элементы апокалиптического мышления имеют место в новейших интеллектуальных течениях и во взглядах экстремистских политиков. Так, наиболее ярые участники экологического движения, в особенности так называемые «реставрационные экологи», считают, что цивилизация погибнет в результате экологической катастрофы, что, по их мнению, будет небольшой потерей, поскольку жизнь подавляющего большинства людей «не имеет ценности». От таких взглядов всего один шаг до терроризма. Если искоренение оспы нарушает экосистему, почему бы не восстановить равновесие, возродив ее вирус? Один из многочисленных журналов этого направления называется «Хаос интернэшнл».

Обществу угрожает еще один новый вид терроризма, при котором террорист-одиночка и терроризм как тактика будут обладать бесконечно большей деструктивной силой. В прежние времена террористы могли убивать королей и сановников, но на их место быстро заступали другие. Общество в современных развитых странах во все большей степени зависит от электронного хранения, доступа, анализа и передачи информации. Таким образом, жизненно важные для страны функции оказываются беззащитными перед компьютерщиком-хулиганом, а скоординированная диверсия такого рода может парализовать всю страну или некую международную систему в целом. Все это породило разговоры о новой угрозе информационного терроризма и кибернетических войн.

В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказываются не вполне эффективными. Известно, что увлекающиеся компьютерами подростки проникали в самые засекреченные системы во всех областях. Уже сейчас существуют бесконечные возможности создать хаос, и в дальнейшем компьютерные системы станут еще более уязвимыми. Изменяются и цели террористов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения более драматичных и широкомасштабных последствий. Если новый терроризм направит свою энергию на информационные средства боевых действий, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия, доступных в прошлом, включая биологическое и химическое оружие.

Библия доносит до нас деяния Самсона, который разрушил храм, погребя под его руинами себя и филистимлян, погубив больше жизней, чем за всю свою жизнь. Во все века на Земле было сравнительно мало подобных «героев», но, учитывая новые технологии и изменившийся характер мира, в котором они действуют, горстка озлобленных «Самсонов» и последователей идеи Апокалипсиса вполне могут ввергнуть мир в хаос. Из ста попыток совершения глобального террористического акта девяносто девять будут наверняка безуспешными. Но единственная успешная попытка принесет больше жертв, больше материального ущерба и больше паники, чем все, что испытал мир до сих пор.

Безусловно, чтобы успешно бороться с терроризмом, необходимо разобраться в том, что же лежит в его основе, и сделать все для устранения не только следствий, а прежде всего причин этого явления.

Научный анализ причин терроризма показывает, что они кроются в нарастании кризисных общественных явлений, неспособности общества регулировать сложные социально-политические процессы, быстрой смене идеалов и ценностей, в подключении к политической жизни широких масс населения, не имеющие политического опыта. В результате возникают стремления использовать слабости общественной и государственной систем и проложить скорый путь к цели, каким нередко видится насилие и террор.

Однако одной из главных причин терроризма является неспособность государства и международного сообщества создать условия для реализации надежд того или иного народа на обретение государственности, разрешение возникающих или давно существующих общинных, этнонациональных, расовых, экономических, социально-политических и иных проблем.    

Учитывая все изложенное, специалистам в сфере противодействия терроризму, необходимо владеть методологией его научного анализа.

 

2. Методология научного анализа современного терроризма

Необходимость в точном определении понятия современного терроризма объясняется тем, что выстроенное субъективно на тех или иных политико-идеологических установках определение, оказывает влияние на заключение о причинах и динамике его развития, а затем, как следствие, и на выводы относительно средств и форм противодействия. В результате недостаточного внимания к терминологии заметно усложняется не только исследовательская работа, но и практическая деятельность, возникают серьезные препятствия по использованию в области борьбы с терроризмом высоких технологий   и эффективных методов противодействия этому опасному явлению.

Как показывает анализ научной литературы, во всех существующих определениях терроризм есть два основных его признака: устрашение и насилие. Однако стоит заметить, что назвать терроризмом любое насилие будет не совсем корректно. Объясняется это тем, что насилие неизбежно сопровождает различного рода войны, революции, восстания, которые имеют мало общего с терроризмом. Важнейшее отличие заключается в том, что он направлен прежде всего против мирного населения. Для него важно не само по себе уничтожение того или иного объекта, а воздействие на психику масс и состояние их духа, т.к. в результате этого запуганные люди сами требуют от властей то, что нужно террористам.

Исходя из этого, можно назвать три важнейших элемента терроризма:

1. Применение или угроза применения насилия.

2. Политические цели (мотивы) деятельности.

3. «Идейный абсолютизм», твердое убеждение в обладании высшей, непререкаемой и окончательной истиной, уникальным знанием «рецепта спасения» своего народа или какой-то социальной группы, пусть даже через страдания и смерть невинных людей.

4. Население в качестве объекта воздействия.

Все это обусловливают раскрытие понятия «терроризм» как идеологию насилия, что вполне обоснованно и конкретно отмечается в Федеральном закона «О противодействии терроризму» (2006 г.)[7].

В Уголовном кодексе Российской Федерации вполне определенно установлено понятие преступления террористического характера (ст.205), которое включает в себя следующие общественно опасные деяния:

· терроризм (ст.205);

· захват заложника (ст. 206);

· организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208);

· угон судна воздушного или водного транспорта либо         железнодорожного подвижного состава (ст. 211);

· посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 211);

· нападение на лиц или учреждения, которые пользуются       международной защитой (ст. 360).

Современный терроризм представляет сложную систему, состоящую

из комплекса взаимообусловленных процессов (политических, экономических, военных, идеологических, криминальных, этнических, религиозных и пр.), поэтому он оценивается как ответная реакция на длительное затягивание решения связанных с этими процессами проблем.

    В отечественной и международной юридической практике отсутствует общепринятое и однозначное представление о феномене терроризма. Это объясняется как историческими и национальными традициями, так и степенью стабильности политической ситуации в той или иной стране, спецификой регионов, особенностями юридических школ. Тем не менее, анализ различных толкований терроризма позволяет выделить содержащиеся в них общие признаки, компоненты, черты, комплекс которых способен дать достаточно объективное представление о социально-политическом феномене этого явления (см. схему 1)[8].

Важное значение для научного анализа терроризма имеет определение его субъектов и объектов (см. схему 2).

В качестве субъектов терроризма могут выступать:

· группы граждан и отдельные лица,  стремящиеся достичь своих

целей (индивидуальный терроризм);

· политические течения и партии экстремистской направленности

(политический терроризм);

· националистические террористические организации, как внутри,

так и за пределами государства (этнонациональный терроризм);

· государство, его специальные службы (государственный террор);

· международные террористические центры и организации

(международный терроризм).

Объектами терроризма являются:

· физические лица;

· транспортные средства;

· опасные промышленные объекты;

· объекты инфраструктуры (авто- и железнодорожные магистрали,

мосты, трубопроводы, гидросооружения, аэропорты, вокзалы и пр.);

· системы связи и управления;

· общественные и жилые здания и т.д.

Учитывая высокий уровень социальной опасности терроризма, его последствиями могут быть:

· деформация общественного сознания;

· разрушение духовных и материальных ценностей;

· трансформационные процессы в обществе, которые на фоне социально-экономических и политических противоречий, проявляются в усилении этнической и религиозной нетерпимости, способной вызвать новые волны преступлений террористического характера.

Все это актуализировало потребность общества в социологическом знании динамики феномена «терроризм», а также необходимость расширения концептуальных подходов к снижению его угроз. Это связано с тем, что принцип реагирования, функционирование которого представляется в виде схемы «вызов, опасность, угроза, риск – ответ – результат – анализ результата – корректировка ответа» как источник динамики процессов и механизмов обеспечения глобальной и региональной безопасности явно устарел. На первый план сегодня выступает не борьба с терроризмом и его последствиями, а потребность в выработке стратегии его предотвращения и, в первую очередь, выявление на самой ранней стадии условий и факторов, обусловливающих возникновение этого опасного явления, формирующих риски, опасности и угрозы социуму, и дальнейшая ликвидация социальных,


                                                                                                                                                                                     Схема 1

 


                                                                                                                                                                                   Схема 2

 


экономических, политических, культурных причин усиления и распространения террористической активности в современном обществе. Помимо этого политика предотвращения должна осуществляться с учетом слабых взаимодействий, «пронизывающих» основные этапы функционирования безопасности. И не случайно, Федеральный закон «О противодействии терроризму», принятый в 2006 году, отличается и терминологически, и содержательно от закона «О борьбе с терроризмом» 1998 года.

Указанные обстоятельства определяют необходимость внедрения технологий мониторинга терроризма, то есть выявления социальных факторов, способствующих проявлению террористических устремлений, и затем реальных упреждающих действий по устранению и блокированию как условий, так и еще только возникающих опасностей в целях профилактики общественных процессов и явлений, обладающих террористическим эффектом.

Без построения теоретической модели терроризма просто невозможно выявление причин и условий его возникновения. В рамках социально-психологического анализа отношения между человеческим сообществом и субъектами террористической деятельности могут на определенном уровне

абстракции рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющийся законам человеческого общежития. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного действия, включающего следующий ряд взаимосвязанных элементов: «Зачем? Канал? Способ? Кому? Что?»

Однако это лишь общая схема анализа террористического акта. Сегодня общепризнанным стало понимание терроризма, как сложного, многоликого, разнокачественного социального явления. По существу, речь идет о разных видах терроризма, объединенного рамками его общего определения, которое дано в Федеральном законе «О противодействии терроризму», и характеризуется как «..идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанны с устрашение населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[9].

Следовательно, конкретное содержательное наполнение каждого элемента предложенной модели может быть различным.

Такая позиция позволяет констатировать, что понимание природы терроризма и выработка путей снижения террористической угрозы возможны лишь в рамках комплексного, всестороннего, непредвзятого анализа этого сложнейшего социального явления.

Исходным моментом такого анализа является, как уже подчеркивалось ранее, построение теоретических моделей терроризма.

В результате такого анализа можно выделить четыре качественно различающихся видов терроризма, которые представлены:

1) силами, стремящимися сохранить доминирование в мире;

2) сепаратистские силы;

3) силами, пытающимися сохранить свою культуру и образ жизни     

в глобализирующемся мир.

4) новыми силами, стремящимися к доминированию в мире;

    Рассмотрим их в последовательности, отражающей снижение их реальной воплощенности в жизнедеятельности человеческого сообщества.

1. К силам, стремящихся сохранить доминирование в мире, относятся множество различных социальных групп и государственных элит. Но, в первую очередь она олицетворяется США (и практически неотрывной от них Великобританией).

США переживает один из самых трагических системных кризисов в своей истории. Крах «великой» американской экономики уже сегодня привел к утрате статуса единственной сверхдержавы, вершителя судеб мира. Впереди маячат угрозы не только экономических, но и социальных потрясений. Для того, что сохранить статус великой державы, главного борца с терроризмом, США стремятся максимально масштабировать, демонизировать, мифо-логизировать терроризм, сформировать в общественном сознании его образ, как мирового спрута, единой мировой паутины, силы, перед которой несостоятельны государства и мировое сообщество. На эту цель призваны работать созданные американцами мифы о Бен Ладене и Аль-Каиде.

Одновременно США ведут деятельность по реальной активизации террористических организаций вдали от своих границ. В последнее время они даже не утруждают себя проведением «операций прикрытия». В 2007 году 59 неправительственных организаций в США и Европе, нередко работающих под эгидой спецслужб, поддерживали террористов в Чечне. Следовательно, к вовлечению в террористическую деятельность граждан могут быть причастны и неправительственные организации.

Резкий рост анонимных террористических актов указывает на то, что их организаторы скрываются от общественности, не желают приобретать имидж «борцов за веру», «шахидов», «моджахедов». Это позволяет говорить о появлении у террористов «нового почерка», который имеет уже не явно исламское происхождение.

После того, как мир узнал о миллиардах ничем не обеспеченных долларах, вброшенных США в мировую экономику, и поставивших ее на грань катастрофы, многие другие американские акции сложились в целостную картину. Эта картина дает вполне конкретный портрет американской политики и способов ее осуществления, в которых обнаруживается террористический почерк: фабрикация событий в Тонкинском заливе, спровоцировавшие войну во Вьетнаме; создание Бен Ладена и Аль-Каиды; странные события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, спровоцировавшие вторжеие в Афганистан; фабрикация информации о разработке в Ираке оружия массового поражения, ставшая поводом для агрессии в Ирак; инициирование агрессии Грузии в Южную Осетию; прямая агрессия против Ливии, поддержка террористов в Сирии, строительство стратегической боевой инфраструктуры вокруг границ России и др. Все это со всей очевидностью указывает, что в политике США просматриваются действия, указывающие на их причастность к современному терроризму.

2. Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическому «пирогу». Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению и, главным образом, пресловутый «синдром Герострата» (любым путем «войти в историю»).

Главная цель террористов-сепаратистов состоит в том, чтобы, во-первых, посредством страха убедить население государства-федерации в том, что лучший способ избавиться от смертельной угрозы – дать сепаратистам самостоятельность, и, во-вторых, вызвав неадекватную реакцию (чаще всего военную) со стороны федералов, вызвать страх у своего народа и усиление стремления к сепаратизму.

    Объектами терроризма являются не убитые, а живые люди, те, кто испытывают страх. Порождаемый им эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия. Главное средство терроризма –

воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание невротического страха, провокации и усиления психотических реакций, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Террористы рассматривают борьбу за умы масс и проникновение в гражданское общество в качестве приоритетной задачи. Создается система «клонирования» террористов посредством СМИ, Интернета, учреждения религиозного культа, лагеря подготовки террористов. Отмечается активная вербовка новых террористических рекрутов и консолидация террористов. При этом используются такие «каналы», как киберпространство, тюрьмы, мечети, молодежные организации, школы, диаспоры, члены семей погибших террористов.

В число террористов активно вовлекаются родственники, погибших или пострадавших от антитеррористической деятельности. Особенно ценными являются молодые люди, прошедшие социализацию в «коллективистских» институтах, в обстановке «гашения» потребностей человека в самореализации. У таких людей может формироваться жизненная ориентация на «прорыв к обретению Я в смерти». Благодаря террору на минуты, часы, а то и дни, такой индивид становится человеком планетарного масштаба, входит в поле мыслей и чувств миллиардов людей. Этому способствует развитие общественного сознания в сторону десимволизации основных экзистенциалов. В результате появляется все больше людей, для которых смерть от старости является пустым, лишенным смысла событием, подобно выбрасыванию старой вещи в утиль. Напротив, случайная смерть («со смыслом»), наделяет ее символическим ореолом, позволяющим обострить переживание жизни.

Поиск новых рекрутов активно ведется террористами в социальных слоях и группах, испытывающих выраженный недостаток ценностно-мотивационных подключений к социуму. Аналитики указывают на то, что в условиях вызревания и манифестации системного кризиса традиционной культуры одной из форм его купирования становится опора властвующей воли на роевые доминанты коллективной психики, на волю подавляющего большинства населения, что неизбежно порождает фоновое упрощение и нивелировку нюансов социодинамики. Появляющиеся при этом маргинальные группы населения (отдельные группы молодежи, старик, безработные, инвалиды и др.) практически исчезают с социального поля, социально умирают. В этом случае могут находиться желающие продемонстрировать в силовой форме свое несогласие с доминирующими социодинамическими тенденциями). Не менее важным источником рекрутирования террористов является группа людей с патологическими отклонениями в психике, которых сегодня, к сожалению, немало.

3. Силы, стремящиеся сохранить свою культуру и образ жизни  в мире в условиях глобализации. Анализируя эту сторону терроризма, исследователи, отмечают, что теракты со стороны этих сил по существу представляют собой своеобразные «послания», «вопросы» и «ответы» мировому сообществу. Задача человечества – расшифровать и понять эти послания и вступить в диалог с представителями этих сил.

В этнопсихологическом смысле террористы посредством страха пытаются заставить человеческое сообщество сменить национальный стандарт организации социальности на приоритет планетарных, общечеловеческих ценностей. Не насильственное распространение американской культуры и образа жизни, а созидание наднациональной, планетарной культуры. Поэтому, силы, представляющие этот вид террористической идеологии, стремятся полноценно и полноправно ассимилироваться в систему наднациональных доминант коллективной идентичности.

Некоторые форы террора могут рассматриваться и как сигналы, привлекающие внимание человечества к реальным угрозам, от которых человечество беспечно отвлеклось (техногенные аварии, экологические опасности, наличие оружия массового поражения и пр.).

Терроризм такого рода порождает боль и тем самым, как это не парадоксально, спасает человечество, привлекая внимание к болезни и призывая измениться перед лицом угрозы планетарной катастрофы, объединить усилия в борьбе за его выживание.

4. Новые силы, стремящиеся к доминированию в мире, – это силы, относящиеся к «планетарным террористическим организациям», «всемирным спрутам», «мировым террористическим системам», в которые необоснованно объединяются такие мало совместимые образования, как «Аль Каида», «Красные кхмеры», «Аум Синрекё», «Ирландская республиканская армия, «Тигры освобождения Тамил Элама», «Исламское движение сопротивления ХАМАС», «Красные бригады» и др.

Поиск субъекта, которому необходимо формирование в мировом общественном сознании образа «непобедимого» терроризма, который «объявил войну России», методом исключения, снова выводит на США.

Проведенный анализ теоретических моделей терроризма выводит напонимание того, что бороться с терроризмом методом «отлавливания» террористов бессмысленно. Пока картины мира, образ жизни, жизненная позиция антитеррористических и террористических сил «прописаны» на разных языках, непонятны друг другу и несовместимы, существует тяга к принятию простых, как правило «винтовочных» способов взаимодействия между ними. Однако опыт показывает, что необходимо входить в контакт с тем, кто шлет нам свои послания напрямую или через посредников и выяснять, что они означают.

Важное методологическое значение для научного анализа терроризма имеет и его классификация.

Терроризм как социально-политическое и правовое явление можно классифици­ровать по ряду признаков (см. схему 3)[10].

1. По идеологической основе и сфере проявления существует следующая его классификация.

· Политический терроризм, связанный с борьбой за власть и

направленный на устрашение либо устранение политических противников.

· Государственный терроризм, характеризующийся действием

властей по устра­шению народа, его полному подавлению и уничтожению тех, кто борется с государством. Он может также выступать компонентом его внешней политики (например, поддержка США в Афганистане в моджахедов и талибов в их борьбе против правительственных и советских войск, или же создание американцами для этой же цели террористической организация Усамы бен Ладена, ставшая позднее одной из частей Аль-Каиды и т.д.).

· Религиозный  терроризм,  призванный  навязать  и  заставить

признать местным населением религиозное вероучение, исповедуемое террористами, одновременно ослабить или уничтожать другие верования.

· Националистический (этнический) терроризм, проявляющийся

в вытеснении с территории государства или региона представителей других народов с целью захвата их земель, имущества, уничтожение культуры.

· Общеуголовный  (корыстный)  терроризм, направленный

устрашение тех, кто противодействует преступникам в захвате ими имущества, денежных средств и материальных ценностей, принуждении конкурентов принять их заведомо невыгодные условия.

· Криминальный терроризм, осуществляемый с целью устрашения

противников из соперничающих преступных группировок.

2. Классификация терроризма по масштабам.

· Внутренний терроризм, который осуществляется в пределах

одного государства и выражается в форме преступления против личности,


                                                                                                                                                   Схема 3

 


групповых убийств, массового уничтожения граждан, диверсий по всей его территории.

· Международный терроризм, проявляющийся в форме тайной

войны одного государства против другого, одного общественно-политического движения на мировой арене против другого или же против государственной власти, а также одних культур против других.

3. Классификация терроризма по видам.

· Обычный  терроризм, использующий обычные средства

поражения, в том числе взрывчатые вещества.

· Ядерный, химический и биологический терроризм (ЯХБ), который

осуществляет теракты с использованием ядерных веществ и ядерных взрывных устройств, опасных химически и биологически опасных веществ и средств их доставки. К этим видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химических и биологически опасных объектов.

· Электромагнитный терроризм, осуществляемый с использованием

генерирующих установок мощного электромагнитного излучения, воздействующих как на людей, так и на определенные технологические системы объектов инфраструктуры.

· Кибернетический терроризм, связанный с применением

специальных программ-вирусов для вывода из строя или нарушения нормального функционирования компьютерных сетей.

· Информационный терроризм, использующий источники

СМИ и других информационных средств в целях нагнетания негативной обстановки в обществе, разложения его определенных групп.

· Экономический терроризм, осуществляется для дестабили­зации

экономики и финансовой сферы объекта террористиче­ского акта.

4. Классификация терроризма по форме предполагает взрывы, поджоги, использование оружия массового поражения (ОМП), по­хищение людей, захват заложников и т.д.

5. Классификация терроризма по силам и средствам включает в себя

индивидуальный, групповой, массовый виды терроризма.

6. Классификация терроризма по целям и задачам.

· Меркантильный  {торгашеский,  мелочно-расчетливый)

терроризм, ставящий своей целью получение каких-либо уступок или выполне­ние определенных требований.

· Апокалиптический терроризм, предполагающий нанесение  

лю­бой ценой максимального ущерба объекту террористического акта.

    Современный научный анализ терроризма позволяет также провести типологию террористических объединений . Так, по целям, мотивации и объектам проводимых акций, можно выделить следующие их типы:

социально-революционные, праворадикальные, национально-сепаратистские, религиозно-фундаменталистские, нетрадиционно-религиозные[11].

1. Социально - революционные ( левые ) террористические организации

целью своей деятельности свержение капиталистического экономического и социально-политическое устройство современного общества.

2. Праворадикальные террористические организации выступают

за сохранение существующих порядков или за возврат общества к его «золотому веку», когда национальная политика проводилась в пользу этнического большинства или определенных социальных слоев населения. К ним относятся неонацистские и расистские сообщества типа «Ку-клукс-клана», японских ультраправых националистов. Члены этих организаций придерживаются также антисемитской и антиправительственной идеологии, расценивая политику своих правительств как пособничество национальным меньшинствам или отдельным немногочисленным слоям общества (масонам, евреям, мигрантам и т.д.) в посягательствах на права и привилегии национального большиства. 

3. Национально-сепаратистские (этнонациональные, националистические)

террористические организации целью своей деятельности ставят борьбу

за создание суверенных национальных государств, основанных на принципах моноэтничности или этнического большинства населения. Это такие

объединения, как «Отечество и свобода Басков» (ЭТА) в Испании, «Временная Ирландская республиканская Армия» (ВИРА) в Великобритании, «Народный фронт освобождения Палестины» (НФОП), «Организация Абу-Нидаля» в Палестине, «Фронт национального освобождения Моро» (ФНОМ) на Филиппинах, «Движение за свободу Аче» ( GFM ) в Индонезии, «Движение Папуа» (ОРМ) и др. Террористы этого направления, как правило, пытаются обеспечить международную поддержку своему движению и нанести ущерб властным структурам национального большинства с помощью насилия и террора. Взгляды и убеждения этносепаратистов практически не поддаются какой-либо прогрессивной эволюции, так как враждебное отношение к правящему национальному большинству исторически передается из поколения в поколение на протяжение весьма длительного времени.

4. Религиозно-фундаменталистские террористические организации ,  

в отличие от охарактеризованных выше, главенствующую роль отдают идеям их религиозных лидеров, которые воспринимаются представителями исповедуемых ими религий как единственно правильные толкования учения и воли бога, не только не устраняющие неприятие убийств, но и дающие право и возлагающие обязанность по уничтожению врагов во имя бога. Наиболее жестокие исламские радикальные организации, такие как «Братья-мусульмане», «Джамаат Ислама», ХАМАС», «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Хесбалла» имеют широкий круг сторонников и лиц, поддерживающих их в своих странах. Эти формирования также разделяют национально-сепаратистские настроения и сотрудничают в этих целях со многими нерелигиозными террористическими группировками в Южной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах. Необходимо подчеркнуть, что экстремистски настроенные религиозные радикалы и фундаменталисты представлены не только в исламе, но и среди деятелей практически всех религий, в том числе, и в иудаизме, и буддизме, и христианстве.

5. Нетрадиционно-религиозные (новокультовые или новорелигиозные)

террористические организации имеют целью уничтожение врагов новых религиозных культов для защиты новых верований в соответствии с экстремистскими теориями и воззрениями их лидеров, призывающих к убийствам во имя новых богов.

6. Религиозный терроризм, призванный навязать и заставить признать

местным населением религиозное вероучение, исповедуемое террористами, одновременно ослабить или уничтожать другие верования.

7. Националистический (этнический) терроризм, проявляющийся   

в вытеснении с территории государства или региона представителей других народов с целью захвата их земель, имущества, уничтожение культуры.

8. Общеуголовный (корыстный) терроризм, направленный устрашение

тех, кто противодействует преступникам в захвате ими имущества, денежных средств и материальных ценностей, принуждении конкурентов принять их заведомо невыгодные условия.

    9.  Криминальный терроризм, осуществляемый с целью устрашения противников из соперничающих преступных группировок.

10. Нетрадиционно-религиозные (новокультовые или новорелигиозные) террористические организации имеют целью уничтожение врагов новых религиозных культов для защиты новых верований в соответствии с экстремистскими теориями и воззрениями их лидеров, призывающих к убийствам во имя новых богов. Экстремальные сообщества подобной направленности в своем подавляющем большинстве представляют собой закрытые тоталитарные культы, борющиеся, по их представлениям, за свое выживание с «дьявольскими силами» которые должны быть во чтобы-то ни стало уничтожены. К тому же члены этих сект, как правило, ожидают апокалипсического конца света, а некоторые даже прилагают усилия для ускорения его прихода. Харизматические лидеры замкнутых сект видят себя новыми божествами, «миссиями» и одержимы идеей абсолютной власти, беспрекословным подчинением себе всех членов общины. Все, даже самые бредовые установки и проповеди этих лидеров считаются истинными и морально непогрешимыми. Последователи культа уступают право на истину лидеру. Однако большинство подобных культов все-таки не являются религиозными объединениями борцов за приближение апокалипсиса, как, например, японская «Аум-Синрике», а чаще всего проповедуют уход от общества и пассивное ожидание «конца света».       

Необходимо отметить, что религиозный терроризм в различных его проявлениях связан с борьбой приверженцев одной религии или культа в рамках какого-либо государства с адептами других религий, либо с подрывом и низвержением светской власти и утверждением теократической (религиозной) властью, либо с тем и другим одновременно. Вместе с тем, в чистом виде религиозный терроризм практически не встречается, а переплетается с другими видами терроризма – политическим, социальным, этническим и т.п. 

 

Выводы.

1. Научный анализ весьма многочисленных определений терроризма,

имеющихся в нормативно-правовых документах различных государств и международных организаций, а также в научной и юридической литературе, показывает, что он нередко отождествляется со специфической формой насилия, с крайней формой экстремизма, с террором, с особым методом борьбы, связанной с проявлениями террористического акта и т.д. Однако все без исключения подходы к определению терроризма выделяют его социальную опасность для общества, государства, личности.

2. Учитывая то обстоятельство, что все указанные подходы по своей

сути есть ни что иное, как разные виды терроризма в Федеральном законе «О противодействии терроризму» они обобщены и объединены общим определением, как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашение населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

3. Для успешной борьбы с терроризмом, необходимо ясно понимать,

что, причины его кроются в нарастании кризисных общественных явлений, неспособности государства и международного сообщества регулировать сложные социально-политические процессы. Современный терроризм как социально-политическое явление представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимообусловленных процессов (политических, экономических, военных, идеологических, криминальных, этнических, религиозных и пр.), поэтому он оценивается как ответная реакция на длительное затягивание решения связанных с этими процессами проблем.

4. Все это актуализировало потребность в социологическом знании

динамики феномена терроризма, а также необходимость расширения концептуальных подходов к снижению его угроз, что обусловливает необходимость внедрения технологий мониторинга терроризма, построения его теоретической модели, без которой невозможно выявление причин и условий его возникновения. Важное методологическое значение здесь имеет также классификация и типология терроризма.


 

 







Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.