Социальная защита— совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия социально не защищенных слоев, слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни (например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие). Социальная защита — важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер. осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.
Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты — приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной зашиты складывается из двух основные форм — социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финансирования. Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет его доходов при ограниченных дотациях из федерального бюджета. Социальная помощь имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности.
Социальная помощь— одна из основных форм социальной защиты, ориентированная преимущественно на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, при потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, пожилым людям, достигшим 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет и не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот, центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.
Состояние социальной помощи в России остается неудовлетворительным. Помимо общих социально-экономических условий одна из причин такого положения в том, что многочисленные льготы, компенсации и социальные выплаты, выполняющие функции социальной поддержки, невелики по размерам; кроме того, они устанавливаются и выплачиваются без учета доходов и реального благополучия семей, т.е. безадресно. Поэтому значительная часть социальных выплат достается обеспеченным группам населения (например, дотация на оплату коммунальных услуг в муниципальном секторе жилья), для которых они не имеют сколько-нибудь существенного экономического смысла; при этом ограничиваются возможности оказания социальной помощи действительно в ней нуждающимся. Для исправления сложившейся ситуации требуется усилить адресность социальной поддержки на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий. Это позволит сконцентрировать средства на оказании помощи социально уязвимым группам населения, увеличить размеры пособий реально нуждающимся в них семьям и отдельным гражданам.
В ходе реформирования социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федеральном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной
помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов РФ. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации. Предусматривается передача полномочий по упорядочению и осуществлению социальных выплат органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.