Анализ зарубежного опыта по реализации социальной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СП в каждой стране имеет свою специфику и свои модели. Она зависит от политических, экономических, социальных, демографических и национально-этнических факторов.

Основные направления реализации СП в мире: -сакрально-патерналистское;- либеральное.

Сакрально-патерналистская модель СП - полная ответственность гос структур за все, что происходит в отраслях соц сферы, искл-т участие и ответст-сть граждан в выборе направлений и осущ-ии принц-ов СП. Власть рассмат-ся в кач-ве всемогущего субъекта СП, а общ-во — в кач-ве её объекта. (народ работает, производит мат блага, а власть опред-ет что нужно для его благос-ия, решает все насущные проб-ы нас-ия, в том числе и определяет приоритеты.)

Европейский союз разработал модификацию СП и выделил 2 модели: -бисмаргская, при которой устанавливается связь м/у уровнем соц.защиты и продолжению профессиональной деят-ти, т.е. соц.права гражданина связаны с объемом перечисленных страховых взносов. Социальная защита не зависит от гос.бюджета, а для малообеспеченного населения используется лишь вспомогательные механизмы(н-р, благотворительность) –бивериджская, при которой каждый чел. независимо от принадлежности к экон-ки активному населению имеет право на минимальную защищенность. В таких странах действует система страхования: по болезни, пенсионное,т.е. минимальные доходы распределяется всем престарелым независимо от отчислений- социальных пенсии. Финансовая система социальной защиты идет через налоги из бюджета. При этом преобладает принципы национальной справедливости и концепции распределения солидарности (Швеция)

Иное напр-ие реал-ии СП либеральное, в наст время подразделяется на 3 основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную модели.

СП в странах европейского сообщ-ва реализуется по трем направлениям: - Социал-дем-ая модель.(Скандинавская) Типична для скандинавских стран. Напр-ия и пути реал-ии СП в этих стр-ах опред-ся полит союзом раб-х партий левого крыла и партий, предст-их интересы мелких фермеров и нацеливается на обесп-ие гос-ом широкого диапазона соц услуг всему нас-ию при полной его занятости. Характ-ся тем, что соц услуги опред-ся как гр-кие права, причем все гр-не имеют право на равное, финанс-ое за счет налогов соц обесп-ие. Работ-ее нас-ие получает доп соц льготы. От сист-ы гос соц обесп-ия отделено т страх-ние по безраб-це, основ-ое на пр-пе добров-ти. В целом уровень соц обесп-ия довольно высоки; финанс-ся в основном за счет налогов. Корпоративная модель(Континентальная) (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Пред-ет разв-ие сис-ы пособий по соц- стра-ию, дифферен-ных по видам труд деят-ти, и, соот-но, интеграцию профсоюзного движения с гос-ом. В её основе соц страх-ие (СС), т.е. соц обес-ие прямо или косвенно (для членов семьи) распрост-ся на раб-ее нас-ие. Услуги СС, фин-ые в осн-ом за счет взносов разл-ся в зав-ти от принадлежности к той или иной проф-ой группе. Либеральная модель (Англосаксонская) (Великобритания и Ирландия).опред-ся как предпол-ая мин-о необходимую гос- поддержку соц низов.. Вкл в себя СС, наход-ся на довольно низком уровне, и соц помощь, играющую решающую роль. Модель в том или ином виде нашла распр-ие и за пределами европ-го континента— в США, Австралии и Новой Зеландии.

 

 

В. Ханеш выделяет еще одну модель СП — рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием соц-эко-х струк-ых изменений созданы или усовершенствованы системы общего соц-го обеспечения. Они вкл в себя страх-ие на производстве и СС. В целом уровень соц обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что соц защита гр-н во многом осущ-ся через семью и частную благотв-сть. Эта модель интерпр-ся как развивающаяся или переходная.

Опыт СП в странах СНГ и Балтии: В результате распада СССР образовались 15 государств, в которых впервые возникли проблемы в социальной сфере. Для этих стран переходной экономикой основным формами социальной защиты становится: 1) переход от тотально-государственной социальной системы на страховую систему; 2) создание традиционной для рыночной экономики и структуры социальной защиты в том числе: пенсионное страхование, страхование по болезни, страхование по болезни, мед.страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, пособие для семей, пособие малообеспеченным. 3) ускоренное развитие социальных услуг характерных для экономики: - услуги, связанные с активной политикой на рынке труда; - услуги по социальному обслуживанию. Практическая реализация СП в странах СНГ и Балтии осуществляется по-разному. Так в Прибалтике так и в Эстонии за пол года внедрена модель медицинского страхования. Остальные находятся в поисках собственных стратегий, социальных реформ и способов реализации СП.

Основными формами СП являются: 1) углубление адресности оказания социальной помощи; 2) реформирование системы социального страхования, в том числе социального обслуживания; 3)предотвращение массовой безработицы и обеспечение эффективной занятости, создание безопасных условий труда; 4) реформирование системы здравоохранения и образования; 5)борьба с бедностью, повышение жизненного уровня и покупательной способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан.

46. Основные приоритеты социальной политики в Германии.

«Социальное рыночное хозяйство» является официальной экономической доктриной в Германии. Суть данного хозяйственного порядка определяется как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в этой модели стоит именно свободный рынок и только на втором – социальная справедливость или социальное выравнивание. Государством гарантированна возможность осуществления личной свободы с помощью государственно-правового регулирования, перераспределения и контроля над общественным богатством и социальным влиянием имущих.

В Германии государство активно воздействует на формирование предпринимательской среды и тем самым оказывает влияние на предпринимательскую структуру, использует сочетание методов финансового и антимонопольного регулирования, оказывает содействие малому и среднему бизнесу. В тоже время, можно отметить такой недостаток - социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, характерное для модели социального рыночного хозяйства, снижают склонность с самостоятельности. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела. Тем не менее, в Германской хозяйственной системе количественно явно преобладают мелкие и средние предприятия (с числом занятых до 500 человек и с оборотом до 50млн. евро). Обширный и устойчивый малый и средний бизнес является главным условием конкуренции, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.

На сегодняшний день система социального обеспечения включает в себя много направлений и мер: поддержка семьи, поддержка безработных и стимулирование занятости, забота о пожилых людях, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и др.

Политика стимулирования занятости в Германии осуществляется через Федеральное агентство по труду. В качестве основных мер для достижения поставленных целей Агентство использует различные консультации, координацию работодателей и кандидатов, психологическую помощь, подбор вакансий и различные тренинги, курсы повышения квалификации и переквалификации.

При выплате компенсации за потерю дохода для безработных в Германии действует несколько правил. Право на пособие по безработице имеют лишь те, кто за предшествующие два года имели работу и выплачивали взносы на страхование на случай безработицы – 3,5% от заработка до уплаты налогов. На протяжении всего периода выплаты пособия Агентство по труду оплачивает за безработного взносы на медицинское и пенсионное страхование. Период выплаты пособия по безработице составляет от 6 до 32 месяцев.

Основное отличие социальной помощи по безработице от пособия по безработице заключается в том, что пособия выплачиваются из средств страховых фондов, в то время как помощь финансируется из государственного бюджета.

Особое внимание следует уделить поддержке семьи в Германии. Политика по поддержке семьи проводится по нескольким направлениям. В первую очередь, это выплата так называемых «детских денег». На сегодняшний день право на пособие имеет один из родителей в течение 25 лет жизни ребенка. Размер пособия составляет до 7680 евро в год. Это пособие вычитается из налогооблагаемого дохода родителей. Семьям с детьми выплачивается «детская надбавка» на покупку недвижимости – 700 евро в год вплоть до наступления у ребенка восьмилетнего возраста. Одинокие родители имеют право на получение пособий на воспитание, а так же право на получение материальной компенсации для обеспечения ребенку достойного содержания. Родители так же имеют право на возмещение доходов утраченных в периоде рождения ребенка и уходе за ним. Так называемые «родительские деньги» покрывают 67% прежних доходов человека. Так же дополнительно предоставляются пособия по рождению ребенка.

Еще одно из направлений социальной политики – это система здравоохранения. Существующая на сегодняшний день в Германии, она считается одной из самых лучших в мире по качеству медицинского обслуживания и лекарственных препаратов. В основе немецкого здравоохранения лежат страховые фонды, в первую очередь, государственные. Взносы в государственные больничные кассы выплачиваются работающими гражданами либо Агентством по труду за безработных ежемесячно. Государственное медицинское страхование предусматривает широкий спектр медицинских услуг, такие, как диагностика и профилактика заболеваний, амбулаторное и стационарное лечение, а так же обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами. Взносы застрахованного обеспечивают так же страхование неработающих членов его семьи, при этом размер выплат не зависит от количества детей в семье застрахованного.

Так же четко развитой, выполняющей свою главную цель – обеспечение достойного уровня жизни людей старшего возраста, можно назвать систему пенсионного обеспечения в Германии. Данная система включает в себя четыре компонента:

1) обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих;

2) пенсии по старости от предприятий;

3) частное пенсионное страхование на добровольной основе;

4) институт социальных пенсий и пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.