Управление социальной политикой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется социальная политика, чрезвычайно сложный процесс. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Практика функционирования современных социальных государств основана на принципе социальной справедливости, при котором имеющий больший доход платит больший налог, делится с неимущим, небогатым. При этом в фокусе эффективной социальной политики находятся социальные отношения и социальные интересы человека и группы, без удовлетворения которых общество не может считаться благополучным. Её главной целью в рассматриваемом аспекте является регулирование социальных процессов и отношений, способствующее оптимальному состоянию социальной структуры общества и отношений между её компонентами. Поэтому для государства социальная политика выступает основным механизмом регуляции существующих отношений в обществе. Основной способ такой регуляции – согласование интересов различных групп населения с целью достижения гармоничного и устойчивого состояния социальной сферы.

Основными видами деятельности по реализации социальной политики государства являются:

1) правотворческая деятельность законодательных органов;

2) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

3) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

4) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставление им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список социальных гарантий.

Социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды.

Субъектами социальной политики выступают:

- государственные ведомства и учреждения;

- органы местного самоуправления;

- внебюджетные фонды;

- общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

- коммерческие структуры и бизнес;

- профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

- граждане (участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Перед субъектами социального управления стоит проблема определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, которые должны быть признаны на данном этапе развития той или иной социальной сферы наиболее настоятельным и неотложным, требующим первоочередного решения. При разработке социальных программ важно выявить те социальные группы, которым следует уделить преимущественное внимание в рассматриваемый период.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов в социальной сфере. При Президенте образован Совет по социальной политике, по вопросам женщин, семьи и демографии. В российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодёжи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры, Министерство регионального развития и др.

Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Именно на региональном уровне решаются задачи утверждения социальности в обществе, претворения на практике положений Конституции РФ о социальной форме Российского государства, что обусловлено приближенностью региональной и местной власти к социальным потребностям населения.

За последние 10 лет принят ряд законодательных актов: законы, указы, постановления по проблемам семьи и детей, в том числе Президентские Программы «Дети России», подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др. Начался процесс формирования общественных организаций, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – Российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», Фонд помощи детям-инвалидам» и др.

К нормам, закрепляющим права всех граждан независимо от возраста, относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ; «О государственной социальной помощи» от 17.07.99 №178-ФЗ, «Об основах федеральной жилищной политики», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.

40. Федеральные и региональные программы социально-экономической направленности.

Одной из важнейших форм организации государственной региональной политики в этих условиях становятся федеральные и региональные целевые программы. Они могут быть классифицированы по следующим типам:

президентские. Это и социальные (программы молодежи, ветеранов и др.), и экономические (программа поддержки военнослужащих, уволенных в запас и др.). Все они находятся под контролем Президента РФ;

федеральные. В ходе выполнения Программы Правительства Российской Федерации в области экономических реформ определилась необходимость в разработке и реализации федеральных программ экономического и социального развития геополитических регионов России (Курильские острова, Калининградская область), регионов, пострадавших в результате ядерной радиации, развитие депрессивных районов (Север, Республика Тува, Республика Калмыкия и др.), районов, отстающих в своем развитии от других регионов России, районов с особыми экологическими условиями (Тверская, Тульская области, район Кавказских Минеральных Вод и др.);

региональные. Получила развитие система программ, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации, финансируемых за счет их бюджетов, а также за счет привлечения средств предприятий и предпринимателей, кредитов и иностранных инвестиций. Разрабатываются многими субъектами Федерации специальные социальные программы, в том числе по возрождению репрессированных групп населения, исторических ценностей России, национально-культурных общин и др.;

межрегиональные. Субъекты Федерации могут эффективно использовать предоставленные им права для координации на их территории строительства объектов совместной с другими владельцами собственности, при решении общих задач научно-технического, экологического, ресурсного направлений развития. Вместе регионам значительно легче справляться с экстремальной обстановкой, решать стратегические цели, требующие больших средств и времени.

При подготовке и реализации программ учитываются особенности региональной инвестиционной политики, способствующие структурным преобразованиям, ускоряющим выход из кризисной ситуации, выравниванию уровней социального развития регионов, реабилитации зон экологического бедствия.

Среди механизмов реализации федеральных и региональных целевых программ все большее значение приобретают финансовые региональные фонды (научно-технического развития, социальной поддержки населения, регионального развития и др.) направленные на конкретные цели, под которые правительствами субъектов Федерации будут выделяться специальные средства на решение отдельных приоритетных социально-экономических или научно-технических задач, а также межрегиональных проблем, имеющих приоритетное значение для нескольких субъектов Федерации одновременно.

Трудности разработки целевых федеральных программ и особенно их исполнения связаны, главным образом, с отсутствием источников финансирования и необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие коммерческих и других негосударственных организаций.

41. Международные основы в реализации социальной политики в России.

Социальная политика реализуется и разрабатывается на различных уровнях: региональный, национальный, континентальный и глобальный. Помимо этого социальные программы учитывают существование различных возрастных и профессиональных групп населения, областей жизнедеятельности граждан, а также общества со всеми его потребностями и запросами. Концептуальные основы международной социальной политики Вместе с декларациями и конвенциями международного масштаба имеются региональные и континентальные договоры по человеческим правам. При рассмотрении международной социальной политики особое внимание следует уделить международным декларациям, на основании которых и были установлены права человека: Хартии Организации африканского единства, организованной в 1963 году; Африканская Хартия прав человека и народов, основанная в 1981 году; Африканская комиссия по правам народов и человека; Устав Организации американских государств (Американская декларация прав и обязанностей человека, основанная в 1948 году); Американская конвенция о правах человека, сформированная в 1969 году; Межамериканский суд по правам личности; Европейская социальная хартия, основанная в 1961 году; Европейский суд защиты прав человека; Конвенция Содружества Независимых Государств об основных свободах и правах человека, основанная в 1995 году; Хартия социальных гражданских гарантий независимых государств и другие организации.

Основные цели и задачи международной социальной политики Задачи и цели международной социальной политики являются производными от интересов и потребностей человека, которые в международных актах, современной политической мысли и законодательстве большинства государств получили отражение в форме человеческих прав в отдельных сферах жизнедеятельности личности и общества в целом. На основе Международного пакта о социальных, культурных и экономических правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации человеческих прав, а также на основе других международных актов интернациональные эксперты сформулировали основные права каждого человека:

право на безопасную жизнь, свободу и обеспечение личности; право на свободу и отсутствие подневольного состояния; право на освобождение от пыток и недостойного отношения к личности человека, что унижает его достоинство; право на равноправные действия перед действующим законодательством; право на гласное соблюдение международных требований справедливости; право от незаконного вмешательства в личную жизнь граждан, а также посягательства на жилое помещение или семейные тайны; право на свободный выбор места жительства и свободное перемещение в собственной стране и законна миграция в другие государства; право на гражданство и свободное вступление в брачные отношения; право на владение частной собственностью и имуществом; право на свободное выражение собственной мысли и религии; право на достойное социальное обеспечение; право на осуществление трудовой деятельности и свободный выбор интересующей квалификации; право на достойное вознаграждение за ведение законной трудовой деятельности; право на создание профессиональных союзов; право на рациональное питание; право на бесплатное и квалифицированное медицинское обслуживание; право на качественное и бесплатное образование; право на участие в политической жизни; право на защиту от возможной безработицы; право на участие в культурной общественной жизни; право на защиту материальных и моральных интересов; право на международный и социальный порядок, при котором осуществляются права человека. Соблюдение вышеперечисленных прав человека имеет огромное значение в отношениях с уязвимыми группами населения, к которым в соответствии с положениями ООН, можно отнести детей, женщин, людей пожилого возраста, люди с инвалидностью, мигранты и беженцы, бомжи, наркоманы и прочие уязвимые слои населения.

В процессе применения международного опыта социальной политики основную роль играют международные неправительственные учреждения – Международная ассоциация школ социальной работы, Международная Федерация социальных работников, а также Международный совет по социальному обеспечению.

Основными целями международных социальных организаций являются: помощь в развитии социальной работы, осуществление сотрудничества и деятельности на международном уровне, особенно в сфере профессиональной подготовки, этики, норм и условий труда, а также поддержка в создании национальных ассоциаций соцработников; поддержка и поощрение своих членов и социальных работников в сфере социального планирования, разработки социальной политики и механизма ее осуществления на международном уровне; развитие контактов и профессиональных связей между социальными работниками всех государств, а также обеспечение условий для обмена идеями в качестве проведения совещаний, командировок, реализации исследовательских акций и проектов; обеспечение международного форума для обсуждения вопросов по реализации международной социальной политики и обеспечения; оказание поддержки учебным учреждениям с целью проведения, семинаров, консультаций, индивидуальных социальных программ и публикаций; развитие и поощрение обмена преподавателей и студентов на международном уровне.
42. Деятельность международной организации труда в осуществлении социальной политики.

(мот): Конвенции и рекомендации

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:

• продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

• создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

• расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

• укрепление трипартизма и социального диалога.

Можно выделить следующие основные направления деятельности МОТ:

• разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;

• создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

• проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

• вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.

Международная организация труда построена на уставном принципе, гласящем, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. МОТ — это международный организационный центр для анализа таких проблем и выработки решений, ведущих к повсеместному улучшению условий труда.

Трехсторонняя структура МОТ, в которой задействованы организации, представляющие работодателей и трудящихся, а также правительства, является уникальной в системе Организации Объединенных Наций. Международная конференция труда созывается ежегодно. Она является международным форумом, на котором обсуждаются социально-трудовые проблемы, вырабатываются минимальные международные трудовые нормы и общая политика Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу деятельности МОТ и ее бюджет, который финансируется государствами-членами.

Каждое государство-член имеет право послать на Конференцию четыре делегата: два от правительства и по одному от трудящихся и от работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать самостоятельно.

МОТ занимает уникальное место среди других международных организаций, поскольку представители и работодателей, и трудящихся —"социальных партнеров" по экономической деятельности — имеют равный голос с представителями правительств в определении ее политики и программ. МОТ поощряет трипартизм и внутри государств-членов, содействуя "социальному диалогу" между профсоюзами и работодателями в выработке и — там, где это необходимо — проведении национальной политики в социально-экономической и многих других областях.

В период между конференциями работой МОТ руководит Административный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Международное бюро труда в Женеве является секретариатом Организации, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром. Администрация и управление децентрализованы по региональным и местным представительствам в более чем 40 странах.

Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное обучение, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы женщин и молодых работников.

Для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для различных районов мира, регулярно проводятся региональные конференции государств-членов МОТ.

Признанными национальными приоритетами в отмеченных направлениях являются:

в сфере труда: а) совершенствование трудового законодательства; б) реформа социального страхования; в) реформа системы охраны труда; г) обеспечение эффективной выплаты заработной платы; д) создание соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм;

в содействии занятости: а) содействие созданию полной, продуктивной и свободно выбранной занятости; б) помощь в реструктуризации и развитии предприятий; в) стимулирование развития людских ресурсов; г) содействие созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест; д) предотвращение массового высвобождения рабочей силы или помощь в эффективном перемещении сокращенных работников на продуктивные виды работ, уделяя при этом особое внимание кризисным районам; е) разработка мер по преодолению дискриминации на рынке труда;

в сфере социальной защиты: а) общее усиление и усовершенствование системы охраны труда, включая механизмы контроля и мониторинга; б) формирование системы государственных минимальных стандартов, в том числе законодательное закрепление порядка определения прожиточного минимума; в) повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и государственных пенсий; г) упорядочение действующих льгот и компенсаций; д) повышение адресности и обоснованности льгот и компенсаций, более широкое привлечение внебюджетных средств для их выплаты; е) равенство прав и обращения с трудящимися мужчинами и женщинами;

в социальном диалоге: а) реформирование и совершенствование правовой базы социально-трудовых отношений; б) развитие договорных процессов; в) консолидация государственных и общественных институтов по защите социальных и трудовых прав граждан, а также пропаганда и внедрение механизмов коллективных переговоров.

Кроме четырех отмеченных четырех основных направлений сотрудничества МОТ с Российской Федерацией определены две межсекториальные программы: 1) поиски дальнейшего прогресса в вопросах равноправия между мужчинами и женщинами; 2) поиски эффективной политики содействия экономическому развитию и сокращению риска бедности.

Вопросы равенства между женщинами и мужчинами будут находиться в центре внимания проведении мероприятий по всем разделам Программы, для чего создается гендерная группа как структурное подразделение Бюро МОТ. Планируется проведение регулярных мониторингов и конкретных мероприятий улучшения положения женщин.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.