Государственная политика занятости населения в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

§ бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

§ компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

§ выплату пособия по безработице;

§ возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

31. Особенности реализации социального партнерства.

Социальное партнерство –это особый тип социально-трудовых отношений, который обеспечивает оптимальный баланс реализации интересов различных социальных групп, прежде всего наемных работников и работодателей.

Объектом социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни в стране и регионах.

Содержание социального партнерства состоит в следующем:

1) совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда;

2) выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства;

3) преимущественно переговорно-договорные взаимоотношения между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникших разногласий.

Система социального партнерства включает следующие элементы: принципы, субъекты, уровни и механизм реализации.

Общие принципы социального партнерства заложены Международной организацией труда, которая является центром социально-трудового сотрудничества.

Общие принципы социального партнерства следующие:

1) всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

2) непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

3) свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;

4) нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;

5) все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие;

6) полная занятость и повышение жизненного уровня.

Правовой базой социального партнерства является закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В этом законе отражены следующие основные принципы:

1) полномочность представителей сторон,

2) равноправие сторон в свободе выбора и обсуждении вопросов в коллективных договора и соглашениях,

3) добровольность сторон в принятии на себя обязательств;

4) систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

Субъектами социального партнерства выступают работники, работодатели и государство. В переговорном процессе представителями работников являются профсоюзы, представителями работодателей – сам руководитель предприятия или уполномоченное им лицо, представителями государства – федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Основные функции государства как социального партнера следующие:

1) формирование правового полясоциального партнерства;

2) координация действий участников социального диалога;

3) участие в разрешении трудовых конфликтов, примирение сторон.

Уровни социального партнерства.Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, региональном, отраслевом или профессиональном уровнях и через заключение коллективных договоров на предприятиях.

Механизм реализации социального партнерства в РФ:

1. Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами РФ и охватывают интересы работников и работодателей. Они являются трехсторонними и заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

2. Отраслевые или профессиональные соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Они являются тоже трехсторонними и заключаются между отраслевыми профсоюзами, работодателями и Министерством труда и социального развития РФ. Данные соглашения включают правовые нормы трудовых отношений, права и обязанности сторон.

3. Территориальные соглашения заключаются между территориальными советами профсоюзов, объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти.

4. На предприятии заключаются коллективные договоры для регулирования трудовых отношений. В них конкретизируются нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях.

Развитиесоциального партнерства в РФ наталкивается на следующие трудности:

1) высокий уровень зарегистрированной и скрытой безработицы;

2) задержка с выплатой заработной платы;

3) расслоение населения по уровню доходов;

4) низкие темпы структурной перестройки экономики.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г. с изменениями и дополнениями работодатели и работники имеют право сами определять содержание коллективного договора. В коллективном договоре отражаются взаимные обязательства работодателя и наемного работника: оплата труда, продолжительность рабочего времени и времени отпуска, льготы для отдельных категорий работников, нормы по социальному обеспечению и медицинскому страхованию работника.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.