В 2009 г. расходы консолидированного бюджета(общий бюджет) по статьям раздела «Социальная политика» (она не охватывает всю социальную сферу) составляла 1,7% ВВП или примерно 6% суммарных расходов консолидированного бюджета.
Чтобы полностью обеспечить финансированием все установленные законом на федеральном уровне льготы и пособия, потребовалось бы более 15% ВВП. Это превысило бы расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.
Поэтому в сфере социальной поддержки населения предусматривается максимальное расширение самостоятельности территории в принятии решений относительно того, какие выплаты этой территории действительно нужны и в каких объемах, а также в каких конкретных формах они должны предоставляться населению.
Федеральная власть в этих условиях призвана выполнять задачу межбюджетного выравнивания с целью повышения эффективности всей системы социальной защиты населения, борьбы с бедностью.
Стратегия жилищной политики
Реформирование жилищного сектора преследует цель повышения эффективности строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.
К стратегическим целям государственной жилищной политики следует отнести, прежде всего, создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция Российской Федерации, ст. 40), а также гарантии полных прав собственности в жилищной сфере и утверждение рыночных механизмов в инфраструктуре рынка жилья.
Важное место отводится соблюдению стандартов безопасности проживания граждан в жилище и качества продукции и услуг в жилищной сфере и защите малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантиям им жилищных условий в соответствии с установленными социальными стандартами.
Большое внимание уделяется созданию условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилья, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг. Наиболее общим требованием является повышение мобильности трудовых ресурсов.
Таким образом, недостаточный учет российским обществом мировых тенденций в развитии социальной сферы, сокращение источников финансирования и снижение эффективности функционирования обусловили необходимость ее реформирования (модернизации), уточнения функций и конкретизации направлений государственного регулирования социальных процессов.
Государственное регулирование социальной сферы в переходный период представляет собой регулирование органами государственной власти и управления функционирования отраслей и видов деятельности социальной сферы.
Регулирование включает установление принципов, методов, стандартов и организационных структур, осуществление мер законодательного характера, разработку механизмов реализации финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, политики заработной платы, направленные на совершенствование функционирования социальной сферы.
29. Социальная государственная политика в области образования.
Образование как отрасль социальной сферы– автономная система, имеющая относительную самостоятельность и способность оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных людей, являясь одним из самых важных этапов их личной биографии.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:
• гуманистический характер образования:
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• право личности на свободное развитие;
• единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и
региональных культур:
• общедоступность образования;
• адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
• светский характер образования в государственных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании
• демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи — доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой — желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
2. Основные цели и направления развития в области государственных и социальных гарантии обучающимся
Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основные направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся:
• обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;
• расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Программы реформирования и ожидаемые результаты развития системы образования
Основные мероприятия Программы:
• обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
• создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
• формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
• российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
• развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
• совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
• развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.