Функции социологии. Социология и право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует радикальных преобразований.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта.

Прогностическая функция социологии - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

• определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

• представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

• рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений.Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Социология и право

Взаимодействие и взаимопроникновение двух наук: права и социологии наглядно проявляется при обращении к их особенностям. Во-первых, возникновению и становлению отечественной социологии во многом способствовали правоведы, юристы (Н.М.

Коркунов, Л.И. Пет- ражицкий, П.И. Новгородцев, Б А Кистя- ковский, Б.Н. Чичерин и др.). Они задолго до проведения социально-правовых изысканий занимались осмыслением общественных отношений и накопили знания о праве как общественном явлении. Это предопределялось тем фундаментальным обстоятельством, что изучение права долгое время не было ориентировано на рассмотрение его сущности в системе социальных связей, а исследовалось в рамках долженствования, сформулированного политической властью.

Считается, что до XX в. методы эмпирических исследований правовых отношений в их современном виде не применялись. Однако в реальности некоторые юристы — теоретики и практики постепенно стали использовать «включенные наблюдения», экспериментальные проверки принятых решений.

В этой связи велика заслуга ученых- юристов (Ж. Карбонье, Р. Пэнто, М. Гра- витца, О. Вайнбергера и др.), которые отошли от чисто нормативного подхода и приступили к анализу реальной ситуации и тем самым вышли на проблемное поле социального развития общества, ориентированное на изыскание проблемных проявлений права. Выявляя проблемы права как регулятора общественных отношений, исследователи раскрыли социальную обусловленность и социальную роль права, влияние социальных условий и знаний социальных последствий его действия.

В то же время спор о границах юридической науки между представителями различных школ шел постоянно. За чистку юридической науки от всех примесей, включая социологию, выступал Г Кепь- зен. В наиболее концентрированном виде юридическая догматика им представлена и развита в неопозитивистском «чистом учении о праве». Он в духе неокантианства трактовал позитивное право как систему нормативных долженствований, не обусловленных социальной реальностью. В настоящее время наличие в рамках юриспруденции и социологии такой области знания, как социология права, признается большинством современных ученых.

Во-вторых, особенность взаимодействия социологии и права проявляется в том, что ученые-социологи, исследуя социальные процессы, пришли к выводу, что нельзя проблемы их развития объяснить только экономическими, политическими или культурными причинами — необходимо изучение правовых факторов, действующих наряду с другими. Ибо, по сути, право — это такая же сфера отношений, участники которых выступают как носители конституционных прав и обязанностей при регулировании различных форм поведения (деятельности) людей.

Развитие любого общества невозможно без правопорядка, без законов и норм, удовлетворяющих интересы и потребности населения в различных сферах жизнеобеспечения. Эффективность правового мировосприятия зависит от общественной потребности соблюдать законы во всех сферах жизни. Формирование правовой культуры, признания истинности и правомочности законов — дело сложное, поскольку достигается как разъяснением правовых норм, так и личным опытом и практикой, которые опираются не только на собственное, но и общественное мнение о целесообразности и правильности применения законов. Безвластие в период застоя привело к деформации как правосознания, так и гражданской убежденности людей.

В начале XX в. австрийский юрист Е. Эрлих считал, что право представляет собой определенный аспект общественного бытия. Чтобы понять сущность, истоки и развитие права, отмечал он, нужно, прежде всего, изучить порядок, существующий в человеческих сообществах. Реально действующее право, полагал ученый, находится не в статьях закона, а в практических отношениях.

В-третьих, специфика взаимодействия двух наук связана с тем, что реальная ситуация требует обращения внимания на то, что право регламентирует и тем самым ограничивает поведение людей, организаций, взаимоотношения личности и государства, положение граждан, а также предполагает меры борьбы с посягательством на государственный строй и существующие права и свободы. По этому поводу существует несколько точек зрения: 1) человек дифференцированно относится к праву: одни нормы права поддерживает, к другим относится нейтрально или пассивно, а третьим противостоит или сопротивляется; 2) чем ниже оценка правовых норм, тем пассивнее действуют люди на правовом пространстве. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях, определяющих правопорядок в государстве. Отсутствие или деформированные правовые нормы могут привести к экономическому кризису, политическим конфликтам, противодействовать духовному здоровью народа.

В-четвертых, особенность взаимодействия социологии и права обусловлена тем, что соотношение нравственности и права существует в любом обществе. Исходя из этого, важным показателем зрелости общества является его правовая культура, осознание нормативных требований не как навязанных извне, а как объективно необходимых, в том числе и для личной жизни. Устойчивость и рациональность общественного устройства придает принятие каждым его членом нравственных норм и права как самых надежных, долговременных, не подверженных конъюнктурным обстоятельствам.

Этот постулат учеными воспринимался по-разному. Под целью права Р. Паунд понимал гармонизацию социальных интересов на основе традиций и ценностей общества. Т. Парсонс утверждал, что благодаря определенной связи между ценностями и нормами, с одной стороны, обеспечивается реальное осуществление ценностных ориентаций, с другой — стимулируется выполнение нормативных требований. Разработанная им концепция общества как ценностнонормативной системы представляет значительный интерес для анализа места и роли права в процессе развития и функционирования общества.

В-пятых, для современных исследований социально-правовых процессов характерным является то, что большинство из них в значительной мере направлены на изучение негативных процессов, связанных с такими антиобщественными явлениями, как преступность, коррупция, хищения государственной, акционерной, частной и личной собственности, различные формы девиантного поведения. Такой перекос в сторону изысканий отрицательных событий продиктован разными причинами. Согласно позиции В.В. Лапаевой, на правовую ситуацию пагубно сказывается выборочное действие закона: к людям, обладающим властью и материально обеспеченным закон более снисходителен, чем к рядовым людям. Разрушительно на правовое сознание воздействует союз трех сил — воровского бизнеса, криминала и коррупционного чиновничества. Усугубляет ситуацию и многовековая практика правового нигилизма. Несмотря на правовую и административные реформы, в российском обществе продолжает царить правовая неразбериха, переходящая в произвол. И как результат происходит потеря всякого доверия к праву, к его субъектам и их деятельности. Правовая информированность стала более низкой, что порождает правовую некомпетентность, правовую неграмотность и приводит к многочисленным сознательным и стихийным нарушениям законодательства.

Если говорить об общих закономерностях, то, во-первых, социология и право социальны по своим генезису и природе, поскольку в центре их внимания в первую очередь находятся люди, общественные явления и процессы и их правовое сознание является продуктом отражения общественного бытия; во-вторых, на содержание правового сознания непосредственное воздействие оказывают экономическая и политическая жизнь общества, экономические и политические отношения. Исходя из этого, для правового сознания характерна близость к политическому и экономическому сознанию. Наличие тесных связей между ними указывает не только на их взаимодополняемость, но и до определенных пределов и на их взаимозаменяемость. Такое положение обусловлено и тем, что и правовое, и политическое, и экономическое сознания направлены на регулирование схожих по своей сути общественных интересов.

Правовое сознание, как и другие формы общественного сознания, существуют в форме знания. Результаты его анализа показывают, что люди, получая правовую информацию, не всегда способны ее осмыслить в нужном объеме. Более того, в условиях реформ, когда население сталкивается с правовым беспределом, желание признавать и исполнять законы исчезает. Его сменяет правовой нигилизм, так как правовые знания, правовая культура не помогают в решении проблем и не гарантируют положительного результата в делах.

Взаимодействие социологии и права имеет большое эвристическое значение. Социологические материалы (итоги опросов общественного мнения, экспертов, отдельных социальных групп и др.) расширяют возможности и вероятность выработки и принятия законов, отвечающих потребностям людей. Юристы серьезно обеспечивают свою деятельность при разработке, обсуждении и принятии законопроектов, при регулировании и контроле за реализацией правовых норм, если используют социологические методы (наблюдение, эксперимент, опросы, интервью, контент-анализ). Взаимодействие социологии и права имеет теоретикоприкладное значение, так как связано с формированием в стране гражданского общества и правового государства.

Взаимодействие социологии и права имеет политическое значение, так как связано с проведением в России радикальных реформ, реализацией социальной политики, стремлением к демократизации общества, а также с трансформацией духовно-нравственной сферы.

Взаимодействие социологии и права имеет и воспитательное значение, поскольку вносит определенный вклад в утверждение правовой и политической культуры общества и государства, повышает информированность, содействует укреплению правового сознания населения и тем самым предотвращает социально-правовые противоречия и конфликты.

Что касается перспектив соотношения социологии с правом, то в современных исследованиях акценты научного интереса все в большей степени смещаются в сторону выявления природы права как специфического социального явления, изучения объективных процессов правотворчества и правоприменения, поиска правообразующих мотивов, лежащих в основе принятия правовых решений. Ибо практика показала, что главным фактором неэффективности законодательных норм является не только отсутствие механизмов их реализации, но и упущения социального характера, неспособность к учету и согласованию интересов и потребностей людей, различных социальных групп и общностей.

Таким образом, объективная необходимость тесного взаимодействия социологии и права предопределила появление новой отрасли социологического знания — социологии права.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 232.