Сырьевая, топливно-энергетическая проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минерально-сырьевые ресурсы принадлежат, в основном, к числу исчерпаемых и невозобновимых природных богатств. Прежние наивно-оптимистические представления о бездонности кладовых природы уже рассеялись. Лет двадцать назад были опубликованы прогнозы, согласно которым на нашей планете запасов угля и железа хватит на 200-300 лет, природного газа и нефти - на 40-100 лет, а запасы доступных месторождений свинца, олова, цинка, золота, платины могут быть исчерпаны уже в начале XXI века. Всего комплекса современных энергетических ресурсов хватит на 300 лет. Эти сроки приблизительны и могут отодвинуться, но надолго ли? Путей для решения этой проблемы немало.

Назовем главные:

1. Бережное отношение к природным богатствам.

2. Комплексное использование сырья, устранение любых потерь при добыче, переработке, транспортировке, хранении и применении. Создание и широкое использование технических средств и технологий для комплексного и более полного извлечения полезных элементов из руд, разработка бедных и сложных месторождений. Расширение масштабов использования в народном хозяйстве возобновляемых источников энергии (гидравлической, солнечной, ветровой, геотермической).  

3. Широкое, многоразовое использование вторичного сырья.

4. Поиски заменителей дефицитных видов сырья.

 

Экологическая проблема

В экологическом смысле у природы нет "грязи". Все вещества замкнуты в круговороты. Появление "ненужных веществ" вызвано неумелым вмешательством человека в естественные природные процессы. Загрязнение поразило как внешнюю среду (атмосферу, воду, почву), так и живую природу (растения, животные, в том числе и человека). Проблема защиты от загрязнения считается самой трудноразрешимой. Масштабы загрязнения велики, источников загрязнения много, последствия разнообразны и опасны.

В результате выбросов пыли строительных материалов, продуктов индустрии, в том числе продуктов сжигания топлива (зола, окись углерода, окислы азота, углеводороды, сернистый газ, сажа и другое) воздух над городами содержит примерно в 100 раз, а над селами в 10 раз больше загрязнений, чем над океаном.

Загрязнение воды местами достигло такой степени, что многие реки сравнивают со сточными канавами (Рейн, Дунай), а большие участки Мирового океана - с гигантскими помойками (Гавайские острова в Тихом океане).

Химическое воздействие на пашни (минеральные удобрения, ядохимикаты для защиты растений от болезней и вредителей, гербициды для борьбы с сорняками, ингредиенты выхлопных газов машин, различные соли оросительных вод) загрязняет почву.

Один из факторов загрязнения внешней среды - мусор. На одного городского жителя в среднем приходится около одной тонны образующегося мусора ежегодно! Тревогу вызывает загрязнение живой природы. В биологических цепях может происходить концентрация токсических веществ. Так, если концентрацию ДДТ в почве принять за единицу, то в организме земляного червя концентрация достигает уже 10-40 единиц, а в тканях птицы глухаря, питающегося этими червями - 200 единиц!

В решении проблемы загрязнения природной среды необходимо:

- совершенствовать технологические процессы для сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу и улучшения очистки отходящих газов от вредных примесей;

- увеличить выпуск высокоэффективных газопылеулавливающих аппаратов, водоочистного оборудования, а также приборов и автоматических станций контроля состояния окружающей природной среды;

- ускорить строительство водоохранных объектов в бассейнах не только Черного и Азовского морей, но и морей соседних государств;

- увеличить мощности систем оборотного и повторного использования вод, разработать и внедрить на предприятиях бессточные системы водопользования.

Таким образом, мы затронули три главные проблемы природопользования. В рамках этих общих задач заключено значительное число частных проблем как научно-технического, так и социального характера. Прежде всего, к ним принадлежат проблемы охраны важнейших природных ресурсов - почвы, земных недр, воды, атмосферного воздуха, растительности, животного мира, ландшафтов. Эти проблемы заслуживают специального рассмотрения. В последнее время возрастает и актуальность защиты Космоса, о чем следует сказать подробнее.              

ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Освоение космического пространства – впечатляющий результат научно-технической революции. Оно уже дает и обещает дать значительно больше ценнейших научных данных народному хозяйству и обороне страны. Однако обнаружились и некоторые негативные его стороны экологического характера.

В июле 1962 года в США взорвали водородную бомбу на высоте 400 км, в результате чего возник пояс интенсивной радиации, вызвавший целый ряд опасностей и помех. В июле 1963 года американцы осуществили новый эксперимент, при котором на высоте 3220 км был создан пояс из 400 млн. медных иголочек.  Для пресечения подобных преступных действий были подписаны договоры о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) и об исследовании и использовании космического пространства (1967).

Однако экологическая опасность для околоземного пространства полностью не снята. Так, наряду с действующими космическими аппаратами (примерно 1000 единиц), вокруг Земли находится около 5000 единиц отбросов. При запуске сверхмощных ракетоносителей нарушается целостность озонового слоя атмосферы, защищающего живые организмы от губительного ультрафиолетового космического излучения. Могут иметь место опасные проявления, связанные с микробиологическим заражением небесных тел, загрязнением их атмосферы и т. д. Космос должен быть зоной мира для всех народов земного шара. 

ЭКОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Выше подчеркивалось, что главными факторами давления человека на природу являются рост производства, демографический "взрыв" и накопление вредных веществ в природной среде. Все это так. Но за 25 послевоенных лет население в США увеличилось на 42 %, валовой национальный продукт - на 126 %, а уровень загрязнения природной среды в среднем на 1100 %. Почему же загрязнения растут значительно быстрее, чем производство и население? Оказывается, виновата технология, которая определялась соображениями выгоды без учета влияния на природную среду.

Налицо значительный рост доли синтетических волокон. Но любой кусочек синтетического волокна можно уничтожить только путем сжигания (а значит, увеличивая загрязнение воздуха) - иначе они будут накапливаться в виде мусора. От технологии зависит многое. Например, на Ново-Тульском металлургическом заводе на тонну выплавляемого чугуна расходуется 764 тонны воды, а на Мариупольском заводе им. Ильича расход воды на тонну продукции составляет лишь 25 тонн благодаря новой технологии. Во всем мире совершенствованию технологии производственных процессов уделяется исключительное внимание. Делается акцент на создание научных технологий, сберегающих энергетические и трудовые ресурсы, использующих замкнутые технологические циклы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Иждивенческий подход к природе и ошибочное представление о безграничных ее возможностях укоренились в сознании людей очень прочно и отступают гораздо медленнее, чем обнаруживаются опасные последствия такого отношения. Необходимы активные действия по экологическому образованию и воспитанию населения. Об актуальности проблемы говорят многочисленные примеры. Естественная потребность общения с природой влечет многочисленные массы отдыхающих в лес, на луг, к речке. Их приветливо встречает сочная зелень, красочные ковры цветов. Нынешняя обстановка требует от каждого из нас: полюбуйтесь красотой, насладитесь ароматом и унесите с собой воспоминание о прекрасном свидании с природой. К сожалению, еще многих посетителей обуревает неуемная страсть урвать у природы как можно больше: они охапками рвут цветы и обламывают ветви красивых кустарников. В результате в наших водоемах стали редкостью белоснежная кувшинка и желтая кубышка, а в степи – пион-воронец, ковыли и многие другие растения.

К несчастью, поведение отдельных людей в природе приобретает опасный, а иногда и злонамеренный характер. Об этом с болью писал поэт П. Бровка:          

          Все так изранено в лесу, как после дней войны,                            

              Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны,                             

              Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,

              Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

 

               От этой черствости людской болит душа моя,

               Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.

               Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,

               Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

 

Проблема экологического воспитания имеет весьма широкий и даже интернациональный характер. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров. И это воспитание надо начинать с ранних лет - в семье, в детском саду. Потому что если мы не будем бороться за восстановление природной среды, то может получиться такая ситуация, которую описал Эдуард Успенский:

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДИЛЛИЯ

Представляете – июнь, И в комбинезонах -
Благодать, куда ни плюнь. В них работать можно
Светло розовый лужок В запрещенных зонах.
Желтенькая речка… Няни детям раздадут
Вылезли на бережок Всем противогазы,
Два желтых человечка. И они гулять пойдут,
Синий дождичек пошел, Не боясь заразы.
Синим все покрасил. Вот собачка бегает
Выпал сладкий порошок, И трясет рогами,
Лужицы заквасил. Пробежала курочка
Я стою в дурманчике, С четырьмя ногами.
Очень-очень рад. Капли свежей ртути, тишь...
Предо мной в туманчике Благодать в июне.
Летний детский сад. Целый день себе стоишь
Дети все нарядные И пускаешь слюни

 

Строки вроде бы шутливые, ироничные, но это горькая ирония, наводящая на грустные размышления, что экологическая проблема требует немедленного разрешения. И это дело всех и каждого.

    

ОХРАНА ПРИРОДЫ

КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА

Международный характер проблемы охраны природы виден из ее определения, которое формулируется как система государственных, общественных и международных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природных фондов в хозяйственных, научных и культурных целях, в интересах существующего и будущих поколений как отдельных стран, так и всего человечества.

Впервые вопрос о соотношении национальных и международных природоохранных мероприятий обсуждался в 1913 году на межправительственной конференции в Берне (Швейцария). Однако вплоть до второй мировой войны в этой области сотрудничало лишь около 20 международных организаций. За послевоенные годы их число увеличилось более чем на порядок.

В 1923 году в Париже состоялся І Международный конгресс по охране природы. Важную роль этой проблеме отводит Организация объединенных наций (ООН), периодически обсуждает ее на сессиях Генеральной Ассамблеи, в комиссиях и комитетах. Особенно активно действуют уже упоминавшаяся Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В октябре 1948 года по инициативе ЮНЕСКО на ассамблее в Фонтебло (Франция) был учрежден Международный Союз Охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - крупнейший центр природоохранной деятельности. В 1956 году его членом стала Академия наук СССР.

В 1972 году в Стокгольме состоялась конференция ООН по проблемам окружающей среды, разработанная программа была утверждена в том же году на ХХVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, при этом учрежден комитет по охране окружающей среды (ЮНЕП), и принято решение ежегодно 5 июня отмечать Всемирный день окружающей среды.

Уместно добавить, что 1972 год ознаменовался также важными природоохранными решениями высших органов СССР. В сентябре состоялась сессия Верховного Совета СССР, впервые специально обсудившая вопрос "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов". В декабре ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об усилении охраны природы и рациональном использовании природных ресурсов". Таким образом, в 2002 году исполнилось 30 лет со времени принятия названных международных и наших национальных природоохранительных актов.

За годы независимости Украины был принят ряд законодательных актов по вопросам охраны природы:

"Про охорону навколишнього природного середовища" (25.06.1991 р.),

"Про зону надзвичайної екологiчної ситуацiї" (13.07.2000 р.),

"Про охорону атмосферного повiтря" (16.10.1993 р.),

"Про природний заповiдний фонд" (16.06.1992 р.),

"Про екологiчну експертизу" (9.11.1995 р.),

"Про тваринний свiт" (03.03.1993 р.),

"Про рослинний свiт" (9.04.1999 р.),

"Про захист рослин" (14.09.1998 р.)

Земельный кодекс Украины (15.11.2001 г.),

Водный кодекс Украины (06.06.1995 г.),

Лесной кодекс Украины (21.01.1994 г.),

Кодекс Украины о недрах (27.07.1994 г.) и другие.

Проблема сохранения природы неотделима от борьбы за мир. Экологические трудности не признают национальных границ, их совместное решение крайне затруднено в условиях конфронтации. Для преодоления экологического кризиса требуются большие средства, изыскать которые можно за счет сокращения военных расходов. В настоящее время страны СНГ продолжают активно участвовать в решении международных проблем относительно сырья, топлива и энергетики, продовольствия, охраны окружающей среды, мирного освоения Космоса, использования ресурсов Мирового океана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимо признать, что на нынешнем этапе взаимодействия природы и общества возникли трудности и острые проблемы. Если не принять активных мер, может возникнуть угроза самому существованию человечества.

Задача сохранения природы должна решаться уже сегодня. В мире этот вопрос выдвинулся в число острых социальных проблем, разрешение которых уже дает определенные результаты. В международном плане сохранение природы требует сотрудничества государств. Оно неотделимо от упрочения мира, мирного сосуществования.

Специалист сельского хозяйства должен быть организатором и проводником мероприятий по охране природы в сочетании с задачами сельскохозяйственного производства. Для этого он должен овладеть научными основами комплексной охраны природы и практически применять полученные экологические знания с учетом особенностей ведения сельского хозяйства в конкретном регионе.

Таким образом, вся деятельность специалиста любого профиля современного сельскохозяйственного предприятия должна строиться с учетом непрерывного роста объема сельскохозяйственной продукции при высоком ее качестве и с учетом возможных нежелательных воздействий сельскохозяйственного производства на окружающую среду.

Четкая работа механизма охраны природной среды в процессе сельскохозяйственного производства зависит не только от профессиональной подготовки специалистов, но и от уровня их экологической культуры, экологического мышления и экологического подхода к решению конкретных задач. 

 

 

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА

Дата: 2019-02-19, просмотров: 205.