Тема 7. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приступая к изучению данной темы, студент прежде всего дол­жен усвоить смысл конструкции юридического лица, уяснить ос­новные концепции, и стремиться раскрыть природу и содержание юридических лиц.

Давая определение юридического лица, следует выделить от­дельные его признаки: 1) организационное единство; 2) наличие обособленного имущества, или, иными словами, имущественная самостоятельность, выражением которой является наличие само­стоятельного баланса или самостоятельной сметы расходов, а так­же банковского счета; 3) самостоятельная имущественная ответст­венность; 4) самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственного имени. Особое внимание следует уделить вопросу о правосубъектности юридических лиц.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ принцип специальной право­способности действует в отношении только прямо указанных в нем видов юридических лиц. Ограничение правоспособности воз­можно также и со стороны самих учредителей путем соответствую­щего указания в учредительных документах.

Для занятия определенными видами деятельности юридичес­кому лицу необходимо получить лицензию. Вопросы лицензиро­вания регулируются Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

При необходимости постоянного совершения каких-либо дей­ствий за пределами своего места нахождения юридическое лицо может создавать с этой целью филиал или представительство. Об­ратите внимание на общие черты в правовом режиме филиалов и представительств, а также на их различия, которые следует искать в характере и объеме их деятельности.

Обратите внимание на то, что индивидуализация юридического лица осуществляется путем присвоения ему определенного наиме­нования.

Приступая к изучению вопроса о возникновении юридических лиц, обратите внимание на распорядительный и явочно-норма­тивный порядок их создания.

Правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора. Организации могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех юридических лиц. Процедуре регистрации посвящена, в частности, ст. 51 ГК РФ. Кроме того, за­конодательное регулирование отношений, связанных с регистра­цией юридических лиц, осуществляется на уровне ФЗ «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей» от 8 августа 2001 г., который необходимо изучить.

Следует иметь в виду, что отказ в регистрации юридического лица возможен только по формальным основаниям (например, от­сутствует подтверждение об оплате 50% уставного капитала акци­онерного общества). Отказ в государственной регистрации по мо­тивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

При изучении вопроса о прекращении юридических лиц следу­ет обратить внимание на то, что с точки зрения последствий, вы­зываемых прекращением деятельности юридического лица, необ­ходимо различать ликвидацию и реорганизацию.Закон предусматривает возможность ликвидации как в добро­вольном (например, по решению уполномоченного органа юриди­ческого лица), так и в принудительном порядке (например, на ос­новании решения суда).

Обратите внимание на то, как осуществляется процедура лик­видации, на кого возлагаются функции ликвидатора, как строятся отношения с кредиторами, в каком порядке удовлетворяются их требования, при каких условиях возможен раздел имущества меж­ду учредителями, а также на особенности процедуры ликвидации, предусмотренные при объявлении лица банкротом, регламентиро­ванные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций».

При изучении вопросов ликвидации юридических лиц следует обратиться также к Информационным письмам Президиума Выс­шего Арбитражного Суда РФ: «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 6 августа 1999 г. № 43; «Обзор практики разре­шения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (ком­мерческих организаций)» от 13 января 2000 г. № 50; «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 14 июня 2001 г. № 64; «О не­которых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 13 августа 2004 г. № 84.

Что касается реорганизации, то следует иметь в виду, что при реорганизации юридических лиц имеет место правопреемство.

Это означает, что права и обязанности реорганизуемых органи­заций по договорам или иным сделкам, равно как и незакончен­ные расчеты, переходят к тем юридическим лицам, на которые возложено дальнейшее осуществление функций указанных лиц, что является определенной гарантией для кредиторов реорганизу­емого юридического лица. Иные гарантии для кредиторов закреп­лены в ст. 60 ГК РФ, которая, в частности, закрепляет за кредито­рами право потребовать прекращения обязательства, в котором ре­организованное юридическое лицо является должником, и возме­щения убытков, причиненных досрочным прекращением обяза­тельства.

Обратите внимание на процедуру реорганизации и на те доку­менты, которые составляются при осуществлении этой процедуры (разделительный баланс и передаточный акт), на те сведения, ко­торые они должны содержать, на завершающий этап этой проце­дуры — регистрацию, а также на основания отказа в регистрации (общие и специальные).

Последним вопросом данной темы является классификация юридических лиц. Значение классификации юридических лиц со­стоит в возможности определения правового статуса той или иной организации.

Особенно важной является классификация юридических лиц, предусмотренная ст. 48 ГК РФ, в основе которой лежит соотноше­ние в правах на обособленное имущество учредителей и самого юридического лица.

Рассматривая отдельные организационно-правовые формы юридических лиц, исчерпывающий перечень которых дан в ГК, следует учесть, что их деятельность регламентируется не только нормами ГК РФ, но и специальными законами: «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ; «Об обществах с огра­ниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ; «О по­требительской кооперации (потребительских обществах, их сою­зах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1; «О не­коммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ;«Об об­щественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, «О полити­ческих партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, «О кредитных потре­бительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ, «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ; «О жилищных накопительных ко­оперативах» от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ; «Об автономных уч­реждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ; «О кредитной коопера­ции» от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ.

Разъяснения по вопросам правового регулирования деятельно­сти юридических лиц отдельных организационно-правовых форм дается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об обще­ствах с ограниченной ответственностью”; постановлении Плену­ма Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акцио­нерных обществах”».

Тема 8. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

Следует отметить, что государство является особым субъектом гражданских правоотношений. Государственные образования со­ставляют определенную систему, характеризующуюся множест­венностью субъектов, центром которой является Российская Фе­дерация в целом, а ее составными звеньями — субъекты Россий­ской Федерации (республики в составе федерации, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа).

Свою дееспособность государство реализует через компетент­ные органы. Основой выступления государства как субъекта граж­данских правоотношений в имущественном обороте служит госу­дарственная собственность.

Муниципальные образования — это городские, сельские посе­ления, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципаль­ная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

При изучении правового статуса муниципальных образований, вопросов участия их в гражданских правоотношениях и ответст­венности по обязательствам следует руководствоваться Федераль­ным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 197.