Квалификация (степень): бакалавр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

_______________Н.И. Шаклеин

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от ________________
Протокол № ____________

 

 

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«Экономика для юристов» (Б1.В.ОД.18)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Направленность (профиль) программы: общий

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа всего, в том числе: 32 32 Лекции 14 14 Практические занятия 18 18 Самостоятельная работа (всего), 76 76 Промежуточная аттестация (час.)   Форма промежуточной аттестации зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

 

Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр Семестр
2 3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 10 2 8
Лекции (час.) 4 2 2
Практические занятия (час.) 6   6
Самостоятельная работа (всего час.) 94 34 60
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4 4
Фома промежуточной аттестации   Зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 36/1 72/2

 

 

Форма обучения – заочная ускоренная на базе ВПО

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
1
Контактная работа всего, в том числе (час.): 2 2
Лекции (час.) 2 2
Практические занятия (час.)    
Самостоятельная работа (всего час.) 30 30
перезачтено 72 72
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4 4
Фома промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов)

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
Модуль 1. Экономика и ее роль в обществе 2 4 6 24
1. Экономика: научное представление о хозяйствен­ной деятельности 2 2 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
2. Закономерности развития экономики 2 1 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
3. Система экономических отношений 2 1 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
Модуль 2. Организация хозяйственной деятельности 2 4 6 24
4. Предприятия и организации в экономике 2 1 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
5. Предпринимательская деятельность 2 1 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
6. Особенности современного рынка 2 2 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
Модуль 3.Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества 2 6 6 28
7. Система экономических интересов общества 2 1 1 6 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
8. Воспроизводство в национальном хозяйстве 2 1 1 6 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
9. Роль экономики в развитии социальных отноше­ний. Качество жизни 2 2 2 8 Лекция-презентация Устный опрос, презентации
10. Современное мировое хозяйство 2 2 2 8 Лекция-презентация Репетиционный тест

ВСЕГО:

14 18 76

Зачет

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов, включая 4 часа на зачет)

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1 Модуль 1. Экономика и ее роль в обществе Модуль 2. Организация хозяйственной деятельности 3 2 2 34 Лекция-презентация Устный опрос
2 Модуль 3.Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества 3 2 4 60 Лекция-презентация Устный опрос, репетиционный тест

ВСЕГО:

4 6 94

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов,

включая 4 часа на зачет)

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1 Модуль 1. Экономика и ее роль в обществе 1   10

Лекция-презентация

Устный опрос

2 Модуль 2. Организация хозяйственной деятельности 1   10
3. Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества     10   Устный опрос, репетиционный тест
  Переаттестация – 72          
  ВСЕГО 2 30 Зачет (4 часа)  

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Раздел I. Экономика и ее роль в обществе.

Раздел II. Организация хозяйственной деятельности.

Раздел III. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества.

Лекции

5.2.1. Лекции для очной формы обучения (14 часов)

Лекция 1. Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности (2 часа)

Лекция 2. Закономерности развития экономики (1 час)

Лекция 3 Система экономических отношений (1 час)

Лекция 4 Предприятия и организации в экономике (1 час.)

Лекция 5 Предпринимательская деятельность (1 час.)

Лекция 6 Особенности современного рынка (2 часа)

Лекция 7 Система экономических интересов общества (1 час.)

Лекция 8 Воспроизводство в национальном хозяйстве (1 час)

Лекция 9 Роль экономики в развитии социальных отношений. Качество жизни (2 час.)

Лекция 10 Современное мировое хозяйство (2 час)

5.2.2. Лекции для заочной формы обучения (4 часа)

Обобщающая лекция – 2 часа.

Тема. Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности (4 часа)

5.2.3. Лекции для заочной формы ускоренного обучения (2 часа).

Обобщающая лекция – 2 часа.

Тема. Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности (2 часа)

Практические занятия

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (18 часов)

ОК-2,

Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

ОПК-2 – способностью работать на благо общества и государства

ЭТАП 1

Начальный

Знает (З-1): сущность экономических понятий и категорий, являющихся предметом изучения дисциплины, экономических законов и характера взаимосвязи теоретических знаний с практической хозяйствен­ной деятельностью; основные методы научного познания экономиче­ской действительности; ключевые направления использования экономи­ческих знаний в профессиональной деятельности юриста.   Умеет (У-1): свободно оперировать основными понятия­ми и категориями экономической науки в пределах изученного материала; правильно и полно отражать содержание эконо­мических понятий и категорий и их взаимосвязи в ходе коллективного обсуждения вопросов эконо­мической действительности; находить, распознавать и накапливать информацию по экономическим вопросам, необходимым для профессиональной деятельности в конкретных сферах юридической практики.   Владеет (В-1): применением зна­ний и умений при обсуждении учебных вопросов; самостоятельного сбора, подготовки и грамотного описания исследовательских материалов на задан­ные темы; оценивать материалы, подготовленные другими студентами; совместной организационно-управленческой деятельности в учебном коллекти­ве (малых группах).

ЭТАП 2

Продуктивно-деятельный

Знает (З-2): основные принципы и формы организации и управления хозяйственной деятельностью; орга­низационно-правовые формы организации пред­принимательской деятельности в РФ; осознавать роль юридических служб в выработке и реализации организационно-управленческих решений в хозяй­ственной деятельности предприятия. Умеет (У-2): применять полученные знания для оценки состояния и выявления резервов совершенствова­ния производственно-финансовой деятельности предприятия при принятии управленческих реше­ний в условиях современных рыночных отношений. Владеет: (В-2) выявлять положи­тельные и отрицательные последствия решений по вопросам планирования хозяйственной деятельнос­ти предприятия (организации); составить суждение по вопросам перспективного планирования хозяй­ственно-финансовой деятельности предприятия.

ЭТАП 3

Практико-ориентированный

Знает (З-3): определение основных понятий, изучаемых в теме, их соотношение и взаимосвязь; описать си­стему экономических интересов общества; перечи­слить основные признаки государственного секто­ра и объяснить его роль в национальной экономике; перечислить и объяснить основные признаки воспроизводственных процессов в национальной экономике и назвать параметры ее устойчивости; показать на примерах роль экономики в развитии социальных отношений; охарактеризовать современную мировую экономическую систему; перечислить основные признаки и особенности адаптации России к процессу глобализации. Умеет (У-3): применять полученные знания для оценки тенденций развития социальных и экономических процессов в России и других странах; системати­зировать и применять показатели экономического развития национальной экономики для подготовки аргументированного ответа на вопросы, обсужда­емые на учебных занятиях; определить назначение и функции различных социальных институтов; ори­ентироваться в текущих экономических событиях, оценивать их последствия; продемонстрировать осведомленность об основных направлениях соци­ального и экономического прогресса национальной экономики России, оценить последствия прини­маемых организационно-экономических решений, использовать статистические данные для аргумен­тации, в том числе при обосновании положения российской экономики в мировом рыночном про­странстве. Владеет (В-3): способность комментировать и обоснованно раскрывать прогрессивное значение и проблемы современного развития национальной экономики; готовность участия в сборе и обобщении информационных материалов, использования количественных и качественных методов анализа используемых данных для совместного обсуждения актуальных вопросов развития национальной экономики России и ее места в мировом хозяйстве.

Примерные тесты

Глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов считает (РБК 22.04.2013, Сочи 17:20:28 ), что главная причина замедления роста российской экономики заключается в следующих факторах: укрепление рубля, рост процентных ставок, бюджетная консолидация. К какому виду факторов относятся указанные министром?

1. косвенные

2. прямые

9.Какие из перечисленных факторов (источник : Биржевой лидер, 06 октября 2013 г. 11:33), позволяющих поддержать экономический рост России, являются внутренними :

1. ускорение развития глобальной экономики

2. стимулирование внутреннего спроса

3. сбалансированная кредитно-денежная политика

4. улучшение инвестиционной среды

5. повышение конкурентоспособности не сырьевого сектора

10.Какие целевые ориентиры инновационного развития заложены в «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года»:

1. доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов

2. увеличение доли России на мировых рынках энергетических ресурсов

3. увеличение доли предприятий традиционных отраслей экономики

11.Элементы производственной инфраструктуры:

Транспорт

2. пассажирский транспорт

Связь

4. коммунально-бытовое хозяйство

Товарные биржи

7. банки

12.Какие из перечисленных ниже факторов препятствуют развитие производственной инфраструктуры :

1. изношенность основных фондов

2. дефицит инвестиций

3. либерализация цен на большинство услуг отраслей производственной инфраструктуры

4. наличие крупного внутреннего рынка, нуждающегося в услугах производственной инфраструктуры

5. высокий уровень налогообложения

6. высокий уровень образования среди предпринимателей

13.Что характеризует интенсивную форму функционирования экономического потенциала страны:

1. повышение целевой эффективности на основе роста эффективности использования каждой единицы имеющихся ресурсов;

2. повышение целевой эффективности за счет вовлечения в общественное производство дополнительных ресурсов;

3. повышение целевой эффективности на основе роста эффективности использования каждой единицы имеющихся ресурсов и за счет вовлечения в общественное производство дополнительных ресурсов

14.В каком документе изложена стратегия развития российской Федерации на долгосрочную перспективу :

1. Государственная программа "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности" (до 2020 года)

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

15.Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

1.Командная                2.Рыночная              3.Натуральная              4.Смешанная

 

16.Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то:

1.Реальный ВВП не изменился                          2.Реальный доход сократился

3.Реальный ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены

4.Эта информация не позволяет определить динамику реального ВВП

 

17.Выделите признак, характеризующий фрикционную безработицу:

1.Связана с поисками или ожиданиями работы в ближайшем будущем

2.Изменяется структура общего спроса на рабочую силу

3.Вызывается спадом экономики

4.Носит долгосрочный характер

 

18.Не относят к расходам государственного бюджета…

1.выплаты по государственному долгу

2.административно-управленческие расходы

3.доходы от государственной собственности

4.займы и помощь иностранным государствам

 

19.Налогообложение, которое усиливает дифференциацию населения – это:

1.прогрессивное                          2.Пропорциональное                    3.регрессивное

 

20.Определите, какие из ниже перечисленных видов издержек являются переменными:

1.расходы на сырье

2.расходы на управленческий персонал

3.плата за лицензию на ведение деятельности.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Какие три экономических ресурса невосполнимы

1.Какие три экономических ресурса невосполнимы

2.Какие блага являются предметами личного потребления

3.Определите, что было главным видом богатства на разных стадиях производства.

4.Кто и как ведет хозяйственную деятельность, связанную с эффективным использованием производственных факторов

5.Кому и в какой форме достаются результаты хозяйствования

6.В каких формах и каким образом ведется хозяйственная деятельность

7.Кто и как управляет хозяйством.

8.Если товар приобретается в магазине, то какие функции денег при этом используются

9.Почему массовый спрос влияет на рыночную цену

10.Кто и когда выигрывает от рыночных сделок

11.Каковы формы и способы конкуренции

12.Что представляет собой международная конкуренция

13.Каковы причины образования монополий и их последствия

14.Простое и расширенное воспроизводство

15.Что продается на рынке труда

16.Кредит и его экономическая роль

17.Характерные черты современного мирового хозяйства.

18.Каковы цели и способы интеграции национальных хозяйств.

 

7.3.3. Темы для презентационных выступлений студентов

Выдаются преподавателем после каждой лекции. Каждый студент очного обучения за семестр должен выступить не менее трех раз.

 

7.3.4. Типовые вопросы к зачету по дисциплине «Экономика для юристов», необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Код компетенции Этапы формирования компетенции Перечень типовых вопросов к зачету, характеризующих этапы формирования компетенций

ОК-2

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

1. Этап (начальный) C 1 по 60 2. Этап (продуктивно-деятельностный) C 1 по 60 3. Этап (практико-ориентированный) C 1 по 60

ОПК-2

способностью работать на благо общества и государства

1. Этап (начальный) C 1 по 60 2. Этап (продуктивно-деятельностный) C 1 по 60 3. Этап (практико-ориентированный) C 1 по 60

 

Контрольные вопросы для зачета:

1. Экономика как объект хозяйственной деятельности.

2. Характеристика субъектов экономики.

3. Функции научного исследования экономики.

4. Общенаучные и частные методы научного познания экономики.

5. Факторы производства и закономерности их развития.

6. Структура и движущие силы общественного производства.

7. Показатели эффективности хозяйственной деятельности и тенденции их изменения в ХХI столетии.

8. Система экономических отношений.

9. Экономическое и юридическое содержание отношений собственно­сти.

10. Характерные особенности отношений собственности в современной России.

11. Предприятие как форма организации производства.

12. Цели и социально-экономическая эффективность объединения предприятий.

13. Система целей предприятия, понятие приоритетности целей.

14. Виды издержек производства.

15. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли.

16. Формы и методы управления предприятиями.

17. Предпринимательство: понятие и функции в экономике.

18. Бизнес-план: понятие и основные разделы.

19. Место малого и среднего бизнеса в современной экономике России.

20. Принципы и методы организации и управления малыми коллек­тивами.

21. Особенности и роль крупных корпораций в экономике.

22. Ценные бумаги: основные виды, характеристика.

23. Взаимодействие крупного и малого бизнеса: цели, формы и пара­метры эффективности.

24. Характерные черты современных рыночных отношений.

25. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.

26. Деньги: понятие и функции.

27. Современные денежные средства. Денежные агрегаты.

28. Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики.

29. Монополия: понятие и организационные формы.

30. Роль государства в рыночной экономике.

31. Современная рыночная инфраструктура.

32. Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации.

33. Система экономических интересов общества.

34. Виды первичных доходов участников хозяйственной деятельности.

35. Сравнительная характеристика основных форм оплаты труда.

36. Номинальная и реальная заработная плата.

37. Прибыль от хозяйственной деятельности. Основные факторы, вли­яющие на ее величину.

38. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.

39. Порядок формирования дохода от недвижимого имущества.

40. Рента и цена земли.

41. Государственный сектор в национальной экономике.

42. Государственные предприятия: характерные черты, особенности функционирования.

43. Основные экономические показатели развития национального хо­зяйства. Национальные счета.

44. Государственный бюджет.

45. Экономический рост в национальном хозяйстве и его виды.

46. Цель и факторы роста национальной экономики.

47. Экономическая политика государства: понятие, основные направ­ления.

48. Экономические и правовые меры по стимулированию хозяйствен­ного прогресса.

49. Основные задачи модернизации российской экономики.

50. Равновесие и неустойчивость национальной экономики.

51. Цикличность экономического роста: основные фаза и современные особенности.

52. Особенности современного экономического и финансового кризиса, правовые и экономические меры по его преодолению.

53. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости.

54. Современная организация страхования по безработице в Россий­ской Федерации.

55. Экономическое и правовое регулирование инфляции.

56. Взаимосвязь экономических и социальных отношений.

57. Особенности современного воспроизводства населения в разных странах.

58. Экономические и правовые меры государства по улучшению де­мографического положения в России.

59. Государственное финансовое регулирование доходов населения.

60. Социальное расслоение населения по уровню жизни. Коэффициент Джини.

61. Значение развития сферы услуг в решении социальных проблем современного общественного развития.

62. Характерные черты мирового хозяйства.

63. Основные тенденции развития мировой экономики.

64. Понятие открытой экономики. Задачи формирования открытости российской экономики.

65. Особенности хозяйственной специализации России.

66. Противоречия глобализации.

Зачет может проводиться как в устной форме, так и в форме письменного или электронного тестирования.

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций при проведении текущего контроля успеваемости

 

Этапы Процедура проведения Шкала оценивания и критерии оценки по содержанию и качеству Оценка знаний, умений, навыков / Методические материалы

Решение контрольных задач

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Решение контрольных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) обучающегося разрабатывать и оформлять проекты документов; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности Обучающемуся объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно. Предлагается алгоритм решения задачи. Может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. При обработке результатов оценочной процедуры используются оценочные графы в журнале преподавателя · «Зачтено» - контрольная работа признана рецензентом удовлетворительной: обучающийся ясно изложил условие задачи, решение обосновал · обучающийся ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; · обучающийся изложил решение задачи, но обосновал его формулировками обыденного мышления. «Не зачтено» - контрольная работа признана рецензентом неудовлетворительной.   Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

Зачет

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Промежуточной аттестацией является зачет, проводимый в устной форме   При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, выполняет одно контрольное задание в виде решения задачи (при наличии), при необходимости отвечает на дополнительные вопросы.   Каждому обучающемуся на подготовку к ответу на вопрос билета дается до 20 минут. Не менее чем за неделю до зачета преподаватель должен определить обучающемуся вопросы для подготовки к зачету, нормативно-правовые акты, теоретические источники для подготовки. По результатам промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся получает оценку:   1. Зачтено Выставляется в случае отличных, хороших или удовлетворительных знаний: · обучающийся демонстрирует усвоение материала в основном, но дан неполный ответ на поставленный вопрос, при изложении теоретического материала допускает ошибки относительно фактов, понятий персоналий и другие неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала, в ответе обучающегося отсутствуют доказательные выводы, на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы; · обучающимся дан полный и выстроенный в логической последовательности ответ на поставленный вопрос, грамотно и по существу изложен ответ, обучающийся может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, однако, были допущены неточности в ответе на вопрос, а именно в определении понятий, персоналий, дат принятия документов, на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы; обучающийся добросовестно, глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, увязывает свой ответ с практикой, приводит аргументированные примеры, быстро принимает оптимальные решения по вопросу, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и анализировать излагаемый материал, не допуская ошибок.   2. Не зачтено Выставляется в случае неудовлетворительных знаний: обучающийся недобросовестно подходит к изучению значительной части программного материала, дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения ответа имеют существенные нарушения, при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки, в ответе отсутствуют выводы, обучающийся испытывает затруднения в выполнении практических заданий, речь неграмотная; обучающийся отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы. Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

Устный зачет — форма промежуточной аттестации, на котором обучающиеся отвечают на вопросы билета устно. При проведении устного зачета билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке. Время подготовки ответа при сдаче зачета время подготовки составляет не менее 30 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. Экзаменатор задает обучающемуся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, дает контрольное задание в виде задачи, где обучающийся должен продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний.

 

При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, и выполняет одно практическое задание.

 

Образовательные технологии (интерактивные методики)

 

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 12 4 2
Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания, выступления с презентациями 20 6 6


Учебно-методическое обеспечение

8.1.Основная литература

 

Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика. Учебник для бакалавров . — М.: Проспект, 2015.- 272 с.

8.2.Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф., Березкина Т.Е., Петров А.А. Экономика. Учебник. — М.: Проспект, 2011.

2. Александрова А.В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. — М.: Юристъ, 2010.

3. Альтшулер И.Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. — М.: Дело,2006.

4. Борисов Е.Ф. Экономика. Учебное пособие. — М., КОНКТАКТ-ИН-ФРА-М, 2011.

5. Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008.

6. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. По ля ка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. (CD-версия 2011 год).

7. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. Изд. 2-е., перераб. и доп. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

8. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2010.

9. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. — М.: Издательство РГАС, 2005.

10. Женлезны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным
коммуникациям для руководителей / пер. с англ. — М.: Институт ком­
плексных стратегических исследований, 2006.

11. 11 . Деньги, кредит, банки / под ред. Е.Ф. Жукова. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

12. Инновационно-технологическое развитие экономики России: про­блемы, факторы,стратегии, прогнозы / отв. ред. В.В. Ивантер. — М.: Макс-Пресс, 2005.

13. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. — М.: Изд. «Экономика», 2007.

14. Лапуста М.Г. Предпринимательство. — М: ИНФРА-М, 2009.

15. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. Учебное пособие. — М.: Норма, 2006.

16. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. — М.: Экономиста, 2005.

17. Портер М. Конкуренция. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2005.

18. Азоева, О.В. Экономика фирмы: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 3-е изд., перераб. и доп..-М.:Издательство Юрайт, 2018.- 284 с. (ЭБС Юрайт).

19. Евстафьев Д.С. Основы экономических знаний / Д.С.Евстафьев.-М.: Издательство Юрайт, 2018.-190 с. (ЭБС Юрайт).

20. Экономическая теория. Учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. С.А.Толкачесва.- 2-е изд., перераб. и доп..-М: Издательство Юрайт, 2018.-410 с. ( ЭБС Юрайт).

 


9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

www.fsgs.ru — Федеральная служба государственной статистики, ФСГС (бывший Госкомстат России). Данные о величине и динамике номиналь­ного и реального ВВП, численности безработных, объеме и динамике промышленного производства, индексах цен, государственном бюджете, внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ, основные показа­тели системы национальных счетов.

www.minfi n.ru — Министерство финансов РФ. Данные о федеральном, региональном, консолидированном бюджетах (план и кассовое исполне­ние), внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ.

www.cbr.ru — Центральный банк РФ. Данные об объеме и структу­ре де нежной массы и денежной базы; процентные ставки по различным финан совым инструментам, ставка рефинансирования ЦБ, количество коммер ческих банков, нормативы обязательных резервов, международ­ные резервы ЦБ, платежный баланс, внешний долг РФ.

www.nalog.ru — Министерство по налогам и сборам РФ. Данные о бюд­жетах всех уровней власти, объеме и структуре налоговых поступлений.

www.budgetrf.ru — данные о бюджетах всех уровней власти, Бюджет­ный кодекс, Налоговый кодекс и другие нормативные акты и документы.

http://economicus.ru — экономический портал, главной целью которого яв ляется предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин. Среди проектов портала:

• Галерея экономистов — работы, биографии, портреты известных экономистов, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня.

• Навигатор — профессиональный каталог экономических ресурсов Интернета.

• Экономическая конференция — место, где общаются, делятся опы­том и помогают друг другу экономисты, преподаватели, студенты и школьники. —> Инфотека — учебно-методические материалы для преподающих и изучающих экономику. Совместный проект с «ОРТ-Gunzburg» (Петербург).

• Словари — подборка словарей, энциклопедий, справочников по са­мым разнообразным областям экономики и смежным дисциплинам.

• «50 лекций по микроэкономике» — наиболее полное собрание лек­ций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами.

• «Мир и Россия» — интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах. —> «Микроэконо­мика» — книга представляет собой первый полный курс микроэконо­мической теории, написанный в России. —> «Основы экономики» — учебник представляет собой вводный курс экономики. Предназначен для школьников, учащихся колледжей, техникумов и лицеев, а также всех, кто интересуется экономикой.

http: //ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика). Содержит большой объем материалов учебного, общеобразо­вательного и профессионального аспектов, теоретического и прикладного характера.

www.nber.org — Национальное бюро экономических исследований США.

Данные о количестве, продолжительности и амплитуде колебаний эконо мических циклов с 1834 г. по настоящее время, объем и динамика ВВП, потребительских расходов, инвестиций, индексы цен. Даты «пово­ротных точек» последних экономических циклов. Динамика безработицы и ее ес тественного уровня. Статьи по теории экономических циклов. www.oecd.org — Организация экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). Статистика платежного баланса, процентные ставки, темпы инф ляции, уровень занятости, цены акций и др. по странам ОЭСР.

www.cepa.newschool.edu/het — сайт по истории экономической мысли. Алфавитный список имен всех известных экономистов прошлого и на­стоящего, их краткие биографические данные, список основных научных трудов каждого экономиста. Обзор основных школ и направлений в эко­номической теории, в том числе и в макроэкономике — классическая, неоклассическая, кейнсианство, неокейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий и т.д. Статьи по всем основным теориям, изучаемым в курсе макроэкономики — кейнсианская теория общего эконо­мического равновесия, теории экономических циклов, теории экономи­ческого роста и др.

www.worldbank.org — Всемирный банк. Данные о различных макроэконо мических показателях стран мира — объеме ВВП и ВНД, промышленном производстве, торговле, распределении доходов.

www.imf.org — Международный валютный фонд. Система националь­ных счетов (СНС-93), ее использование по странам мира; обзор экономичес­кого развития по странам мира, ежегодные отчеты МВФ, международные рынки капитала, международная торговля, паритет покупательной способ­ности, индекс биг-мака, «отмывание» денег, коррупция и др.

www.federalreserv.gov — Федеральная резервная система США. Данные о структуре кредитно-денежной системы, объеме и структуре денежной мас сы и денежной базы, различные виды процентных ставок.

www.iet.ru — Институт экономики переходного периода (Россия). Ежеме сячные обзоры «Российская экономика — тенденции и перспекти­вы»: де нежно-кредитная и бюджетная сферы (инфляционные процессы, платеж ный баланс, номинальный и реальный обменный курс, денежное предло жение и спрос на деньги, государственный бюджет, межбюджетные отно шения); реальный сектор экономики.

www.hse.ru — Государственный университет — Высшая школа эко­номики (Россия).

http://www.libertarium.ru — Коллекция текстов российских ученых по пробле мам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов.

www.rbc.ru — Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК) (Россия).

www.akm.ru — Информационное агентство «АК&М» (Россия).

www.k2kapital.ru — финансовые рынки, новости, аналитика, котировки (Россия).

www.rts.ru — фондовая биржа РТС.

www.fas.gov.ru — Федеральная антимонопольная служба РФ.

www.cons-plus.ru — справочно-правовая система, состоящая из 9 ин­формационных банков. Включает в себя более 4 300 000 документов из Федерального и регионального законодательства, комментарии экспертов, шаблонов документов, законопроектов и многое другое.

www.garant,ru — справочно-правовая система, включающая в себя более 4 000 000 документов из Федерального и регионального законода­тельства, комментарии экспертов, шаблонов документов, законопроектов и многое другое.

10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов очной формы обучения

При изучении экономики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В само­стоятельной работе вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и рабочая программа дисциплины «Экономика для юристов». Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь Интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может вам помочь в поиске новых интересных задач и ситуаций, когда вы будете готовить материалы презентаций.

10.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов заочной формы обучения

 

В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по экономике.

Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические особенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам- заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах экономики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.

Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников является применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и презентационными методами лекции-диалога.

Установочная лекция - одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопро­сов, изучаемых в курсе экономики, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя верное направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который будет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.

Структура установочной лекции состоит из двух частей:

•  Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положений курса экономики.

•  Методических рекомендаций по изучению курса в межсессионный период.

Методические рекомендации включают в себя:

•  Рекомендацию основной учебной литературы.

•  Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала и лекций преподавателей кафедры, помещенных на сайте МГЮА в Интернете.

•  Советы по подготовке к практическому занятию.

•  Разъяснение требований, предъявляемых к зачету, и рекомендации к его подготовке, а также рекомендации по написанию контрольной работы.

•  Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.

Необходимость присутствия, пусть на весьма небольшом количестве лекций и семинаров, объясняется сложностью самостоятельного изучения совершенно нового для вас предмета - экономики, с которым подавляющему большинству не приходилось иметь дела ни в школе, ни в других учебных заведениях. В личном общении с преподавателем вы получите более простое и ясное изложение, нежели в учебнике, а также сможете сразу же задать интересующие вас вопросы.

Самостоятельный контроль, так же как и для студентов дневной формы обучения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками путем выполнения упражнений, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литературе, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература при­ведены в рабочей программе дисциплины. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится использовать экономические знания в своей научной и практической деятельности.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

Мультимедийные системы (сканеры, видеомагнитофоны, сигналы от ноутбуков) интерактивные доски, компьютерные классы, видиокейсы компании «Решение – учебное видео», набор видеолекций по «Экономике для юристов».

 

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

2. Библиотека Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.

4. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.

5. Компьютерное оборудование и лицензионное программное обеспечение, включая доступ в Интернет.

 

 




Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

_______________Н.И. Шаклеин

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от ________________
Протокол № ____________

 

 

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«Экономика для юристов» (Б1.В.ОД.18)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.