Экспертиза необходима для адекватной квалификации, оценки, нормирования инновационных «сдвигов» в образовании на всех уровнях его организаций. Вместе с тем, трактовку рассматриваемого понятия отличает заметное разнообразие. Наиболее распространена трактовка экспертизы как исследования:- как способа познания, исследования специалистом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.; - как исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве, ремесле или промысле; - как аналитическая процедура, направленная на получение аргументированного представления о состоянии результата образовательной деятельности.
Экспертный метод исследования применяется: 1) когда на основании известных законов невозможно предсказать поведение системы в будущем. 2) при невозможности экспериментальной проверки предполагаемого хода процесса. 3) при наличие определённых факторов, которые не поддаются контролю. 4) при наличии многовариантных путей, решения проблемы. 5) при неполноте информации, на основе которой принимаются решения. К
Мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации:
Целью диагностики существующей в компании системы мотивации персонала является получение информации о ее недостатках, возможностях исправления и целостного формирования – от выработки политики мотивации до определения ее системы. Данная методика состоит из нескольких этапов:
· диагностика состояния рынка труда;
· диагностика существующих на предприятии методов, форм и элементов мотивации;
· анализ полученных результатов.
С помощью анализа состояния рынка труда можно получить следующую информацию:
· о мерах, предпринимаемых государством в области социальной защиты населения;
· уровне оплаты труда работников конкретных профессиональных групп с целью внесения своевременных изменений в уровень оплаты компании;
· конъюнктуре и тенденциях развития рынка труда (целостная, полная, достоверная картина об уровнях и практиках нематериальной мотивации и дополнительных льготах);
· соблюдении последовательной стратегии и практики в области мотивации для разработки оптимальной системы нематериальной мотивации для всех категорий сотрудников компании;
· способах удержания работников за счет внедрения инструментов нематериальной мотивации.
Для проведения внешних исследований состояния рынка труда от службы управления персоналом и руководства компании требуется следующее:
· выбор источников информации;
· выбор референтной группы;
· выбор контрольных должностей;
· позиционирование компании.
Выбор источников предполагает анализ данных, которые возможно получить из государственных и общественных источников (Госкомстат, Министерство здравоохранения и социального развития, институты опроса общественного мнения и пр.).
Данные из государственных источников регулярно публикуются в прессе, в частности, в «Российской газете», а также на сайтах государственных органов. Кроме этого, возможно направление официального запроса от компании в государственные органы для получения необходимой информации.
Основные данные, которые можно взять из государственных и общественных источников:
1. Основные направления развития социальной политики государства.
2. Сравнение своей системы нематериальной мотивации с конкурентами (бенчмаркинговые исследования):
а) сравнение с прямыми конкурентами;
б) сравнение со смежными бизнесами.
3. Учет региональных особенности при формировании системы нематериальной мотивации.
Все эти данные должны учитываться при проведении анализа существующей системы оплаты труда или разработке новой.
Где выбирать источники данных о состоянии рынка труда:
· государственные и общественные источники;
· сотрудники, коллеги из других компаний;
· газеты и журналы;
· профессиональные ассоциации.
Выбор референтной группы
В состав референтной группы войдут компании, характеристики которых будут близки по данным показателям: сектор экономики, отрасль, размер компаний по численности и обороту, юридическая и организационная структура предприятия, вид деятельности.
В случае невозможности получения данных по отрасли (отсутствие специальных обзоров, дороговизна отдельного исследования) возможно использование общеиндустриальных обзоров.
Выбор контрольных должностей
Для того чтобы выбрать контрольные должности, необходимо провести анализ существующей организационной структуры и системы дифференциации персонала. Весь персонал компании можно разделить на: ключевой персонал, разовых экспертов, заменяемых специалистов и работников, которых найти на рынке труда не составляет большого труда.
Позиционирование компании на рынке труда
Позиционирование, которое напрямую зависит от выбранной стратегии и целей компании, должно вырабатываться совместными усилиями руководства компании и службы управления персоналом и напрямую зависит от выбранной стратегии и целей компании.
Например, организация, избравшая стратегию лидерства, должна и на рынке труда выбрать для себя позицию лидера, т. е. предлагать персоналу пакет компенсаций, включающий инструменты как материальной, так и нематериальной мотивации. Но даже для компании-лидера не являются обязательными разработка и внедрение системы мотивации для всех сотрудников – приоритетная категория работников здесь - ключевые категории персонала.
Правильно выбрав и определив данные факторы, организация получит действенные результаты внешнего исследования, которые позволят стать основой для построения эффективной системы мотивации в компании.
Только получив из обзоров и других источников конкретные цифры, служба управления персоналом может начинать диагностику внутренней системы нематериальной мотивации.
Определение цели и задач исследования рынка труда:
К одним из задач исследования рынка можно отнести:
-спрос и предложение рынка;
-динамика количества резюме и вакансий;
-рейтинг запросов работодателей;
-определение рыночной стоимости специалистов.
Мониторинг необходим для быстрого реагирования на изменения в сфере занятости, на спрос и предложение, прогнозировать и планировать активную политику рынка труда.
Ключевыми характеристиками обзоров рынка труда являются:
- структурированность исследования;
- независимость оценки;
- профессиональный подход;
- соблюдение периодичности мониторинга;
- разносторонняя направленность исследований.
Определение объема и критериев формирования выборки исследования. Организации сбора информации о рынке труда. Методика обработки информации о рынке труда. Интерпретация результатов исследования рынка.
Программа экономико-социологического исследования –теоретико-
методическая ос-нова конкретного исследования рынка труда
1.Общая схема разработки теоретической концепции исследования в методологическом разделепрограммы:
-осознание проблемной ситуации и четкая формулировка проблемы
–исходный момент исследования;
-определение объекта исследования. Уточнение его границ (пространственно
- временных, социально
- демографических, количественных);
-предмет исследования, недопустимость подмены его объектом;
-цели и задачи исследования. Четкое выделение в любом конкретном экономико
-социологическом исследовании задач: главных, основных и не основных, цели по преимуществу теоретической или по преимуществу прикладной;
-работа с ключевыми понятиями исследуемой проблемы по их уточнению. Теоретическая интерпретация понятий.
Этапы эмпирической интерпретации понятий в конкретном экономико
- социологическом исследовании;
-предварительный логическийанализ предмета исследования в целом, как единства структурного ифункционального анализа, примененного к нему.С одной стороны, дается набор факторов объективных и субъективных, общих и специфических, прямых и косвенных, воздействующих на предмет исследования и характеризующих его как элемент более широкой системы. С другой
–предмет исследования рассматривается с точки зрения его
структуры, во взаимосвязи и субординации всех составляющих его элементов;
-выдвижение гипотез на основе предварительного логического анализа предмета исследования.
Обеспечение условий проверкгипотез в конкретном экономико социологическомисследовании.
Основными методами исследования рынка труда являются маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал субъекта рынка рабочей силы. Основой исследований маркетинга служит общенаучные и аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации.
Конкретным результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности субъекта рынка труда.
Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
В связи с тем, что рынок труда это особый рынок, где не только удовлетворяется потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее место, то предметом исследования должна стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест. Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка. В общее исследование рынка входит исследование конкурентов, изучение структуры рынка, исследования товара "рабочая сила", исследование цены рабочей силы, изучение форм и методов регулирования распределения рабочей силы, исследование системы.
Методические основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов, также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний.
- Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
- Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий развитые стороны своего проявления. Так проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением самого спроса, товарного предложения или цены. В данном случае это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), "двигаясь" по которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшегося положения.
- Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени и усилий и т.п.) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов сбытовых агентов и др.
- Теория связи, рассматривающая механизм "обратных связей", дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь субъекта с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных и др.
- Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определить необходимые сроки их выполнения, ограничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения и др.
Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения оптимальных решений. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями или процессами можно описать с помощью методов моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Она дают возможность с учетом влияющих факторов оценить, например, перспективу развития емкости рынка, определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные ответственные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли и т.п.
Подробно рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка труда. Его суть заключается в том, чтобы используя однотипный критерий фактора, представить на его основе всю собранную информацию, систематизировать ее и провести анализ по каждому из них.
Методика факторного анализа предусматривает выполнение ряда последовательных операций:
1. Выделение факторов, по которым будет проводиться анализ.
2. Систематизация собранной информативной базы данных в соответствии с принятой классификацией факторов.
3. Проведение предварительного качественного анализа факторов с целью выделения наиболее значимых факторов и оценки достаточности собранной по ним информации.
4. Принятие решения о дополнительном сборе информации или проведении социологических исследований, которые могут предоставить недостающую для анализа информацию.
5. Обобщение информации по каждому фактору и группировка ее в виде аналитических таблиц.
6. Построение на основе аналитических таблиц динамических рядов по каждому фактору и проведение количественных расчетов по имеющимся показателям.
7. Описание установленных соотношений, пропорций, выявление основных закономерностей.
8. Выявление доминирующих тенденций развития рынка труда, действие которых имеет решающее значение в настоящее время и влияние которых будет иметь подобное или еще более возрастающее действие в перспективе.
В качестве основных критериев выделения факторов рынка труда предлагается использовать следующие факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы.
1. Факторы, определяющие предложение рабочей силы.
1.1. Демографические факторы:
1.2. Факторы, высвобождения занятых в отраслях народного хозяйства региона:
1.3. Факторы, вызывающие изменение численности незанятых, желающих трудиться:
1.4. Факторы, вызывающие изменения численности безработных:
1.5. Факторы, вызывающие изменения предложения рабочей силы за счет занятых в отраслях народного хозяйства:
2. Факторы, влияющие на спрос на рабочую силу.
2.1. Изменение числа вакантных рабочих мест, в том числе труднозаполняемых:
2.2. Выбытие занятых из производственной деятельности:
2.3. Динамика потребностей в рабочей силе на новые рабочие места и должности:
2.4. Факторы, влияющие на самозанятость трудоспособного населения:
Действие факторов далеко не однозначно. Ряд факторов влияет как на изменение спроса, так и на изменение предложения. Влияние некоторых из них вообще может проявиться под действием дополнительных причин как противоположные тенденции и т.д. Поэтому при проведении рыночных исследований на основе факторного анализа можно рекомендовать использование дополнительных классификационных признаков:
1) учитывать, усиливает или ослабевает спрос и предложение рабочей силы действие данного фактора;
2) в какой временной протяженности действует фактор (краткосрочный или долгосрочный);
3) оценивать особенности его проявления в современных условиях и др.
Анализ динамики факторов за ряд лет или нескольких моделей за определенный промежуток времени позволяет установить основные закономерности, присущие анализируемому рынку обосновать тенденции его развития и разработать прогноз на будущий период. При этом важно выделить те факторы, влияние которых будет доминирующим для данного рынка труда. От мер воздействия на последние в решающей степени зависит эффективность управления рынком труда. [ 21, с. 126-127]
Существует также методы прогнозирования экономической активности населения. Что касается непосредственно прогноза занятости населения, то в его основе - блок моделей, "ответственных" за два основных показателя: численность экономически активного населения (предложение труда) и спрос на рабочую силу (последний - количество вакансий - можно трактовать как численность занятых).
Как известно, влиять на уровень безработицы можно двумя способами: снижая уровень экономической активности населения и создавая новые рабочие места. Исходя из этого, методику прогноза экономической активности населения исследователи стремились сделать инструментом не только анализа, но и выработки активной политики занятости.
Для определения численности экономически активного населения в качестве базы обычно используется демографический прогноз, регулярно подготавливаемый Госкомстатом РФ. Но при этом надо учитывать, что он, как и большинство применяющихся прогнозов занятости, игнорирует изменения в социально-экономическом положении основных половозрастных групп населения, которые могут существенно повлиять как на показатели рождаемости, так и на коэффициенты дожития. Поскольку Госкомстат России не дает прогноза численности населения в пятилетней разбивке по мужчинам и женщинам, но соответствующие отчетные данные имеются, исследователи самостоятельно спрогнозировали численность населения по пятилетним половозрастным группам, полагая, что коэффициенты дожития соответствующих групп на ближайшие годы сохранятся на уровне последнего года базисного периода.
Прогнозирование численности экономически активного населения можно проводить и на базе прогноза общей численности населения Госкомстата, в котором обычно выделяют всего три возрастные группы населения: моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного (с распределением по полу). Прогноз численности экономически активного населения проводится в два этапа, начиная с определения численности населения трудоспособного возраста. Затем делается досчет по отношению ко всему населению.
На первом этапе используются данные о прогнозируемой численности населения трудоспособного возраста и базовом уровне его экономической активности. В качестве источника необходимых сведений можно использовать результаты соответствующих выборочных обследований населения. Однако они дают сведения на определенную дату, тогда как для прогноза предпочтительнее среднегодовые показатели. С учетом этого разработана также методика расчета среднегодового уровня экономической активности населения трудоспособного возраста на основе баланса трудовых ресурсов. Смысл подобных расчетов в том, чтобы на основе данных о занятости и безработице определить численность экономически активного населения. Для этого балансовая занятость (включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве) "очищается" от лиц, не входящих в состав постоянного населения трудоспособного возраста, и дополняется теми, кто согласно действующему законодательству о занятости населения в случае их обращения в государственную службу занятости вправе претендовать на статус безработного.
Анализируя полученные результаты, важно иметь в виду, что в балансовую численность занятых включаются лица, которые трудятся и в неформальном секторе. При досчете учитывается только сокращение численности экономически не активного населения; он не затрагивает безработных. Официальные же данные об общей численности безработных дают основания сомневаться в их реальности. Как известно, существует целый ряд причин, по которым люди скрывают свою неформальную занятость.
Поэтому логично было бы вести досчет занятости в неформальном секторе исходя из того, что "прибавка" не менее чем на 1/3 произойдет вследствие сокращения общей численности безработных.
Сравнение базового уровня экономической активности и прогнозируемой численности населения трудоспособного возраста позволяет определить потенциальную численность экономически активного населения. Далее она подлежит корректировке с учетом предполагаемых изменений в структуре населения по возрасту и полу, в динамике численности учащейся молодежи в трудоспособном возрасте, а также в связи с действием специфических факторов, характерных для рассматриваемого периода (например, при заметном сокращении численности военнослужащих). Ну и, конечно, постоянным и важным корректирующим фактором являются изменения в экономике, которые могут вовлечь в производство ныне экономически не активное население. Чтобы довершить расчеты и учесть экономически активных лиц за пределами трудоспособного возраста, используется базовый коэффициент экономической активности подростков и пенсионеров. Он корректируется экспертным путем в зависимости от стратегии социально-экономического развития.
Приведенный выше алгоритм расчета численности экономически активного населения достаточно хорошо отработан, но его нельзя с легким сердцем предложить для широкого использования, поскольку он включает множество эвристических процедур и экспертных оценок, что снижает объективность получаемых результатов.
Данные недостатки можно устранить. Исследователями осуществлены модельные расчеты с целью установить функциональную зависимость экономической активности всех половозрастных групп населения от макроэкономических показателей, которые в наибольшей степени (с позиций статистической значимости) влияют на их трудовую активность.
Как известно, экономическая активность зависит от множества разнородных факторов. По некоторым из них нет соответствующих статистических данных, а по тем, по которым они имеются, не просматривается сколько-нибудь значимая их взаимосвязь. Задача состояла в том, чтобы выбрать комплекс факторов, существенно влияющих на экономическую активность населения, получить по ним статистические данные, выявить те функциональные связи, которые надежно подтверждаются с позиций формальной статистики, а уже из них выделить те, что в наибольшей степени поддаются экономическому обоснованию, могут быть вариативно спрогнозированы, а главное, дать хорошие результаты при верификации модели на фактических данных.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.