Этические проблемы при изучении организационных культур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дешифровка культуры сопряжена с некоторым риском, который должен быть предварительно оценен, как представителями организации, так и сторонними специалистами. Этот риск определяется целями анализа и зачастую неизвестен заранее.

Вследствие этого одно желание провести исследование и разрешение на его проведение со стороны организации не гарантируют его успеха. Сторонний профессионал, будь он консультантом или этнографом, должен уметь производить экспертную оценку степени риска и порой отказываться от использования таких методов, которые могут оказать на организацию негативное влияние. В этой главе я попытаюсь описать виды риска при интерпретации культуры, предназначенной только для членов организации, и при дешифровке, имеющей целью представление культуры группы сторонним лицам.
Риск внутреннего анализа
Если организация стремится к осознанию собственных сильных и слабых сторон и пытается совершить осознанный стратегический выбор, основанный на трезвой оценке внешних и внутренних факторов, она должна заняться изучением собственной культуры. Однако следует помнить, что процесс этот может быть сопряжен с определенными проблемами, риском и существенными издержками. Рассматриваться должны главным образом два типа риска: (1) анализ культуры может оказаться некорректным; (2) организация может быть не готова к осознанному восприятию собственной культуры.
Анализ самих базовых представлений и образуемой ими системы может оказаться некорректным, вследствие чего лицо, уполномоченное принимать решения, будет руководствоваться заведомо ложными данными. Если решения будут приниматься на основе ложных представлений о культуре, организации может быть нанесен серьезный вред. Ошибки такого рода обычно возникают в случае поверхностного изучения культуры, когда методы индивидуальных и групповых собеседований, описанные в главах 8 и 9, не используются вообще, а данные опросных листов рассматриваются в качестве точного отображения базовых представлений.
С другой стороны, анализ может быть вполне корректным, лица же, не занимавшиеся его проведением, но являющиеся членами организации, окажутся неготовыми к восприятию его результатов. Если данная культура содержит в себе набор своеобразных защитных механизмов, способствующих преодолению разного рода треволнений и укреплению позитивного отношения к происходящему, самоуважения и довольства собой, то организация, как правило, не склонна воспринимать правду о собственной культуре. Психотерапевтам и советникам постоянно приходится преодолевать сопротивление или неприятие со стороны части пациентов или клиентов. Аналогичным образом, если персонал организации не сможет осознавать действительной потребности в преобразованиях и не будет находиться в состоянии психологической готовности к рассмотрению организационных характеристик, он соответственно не будет готов и к восприятию тех истин, которые вскроются в ходе культурного исследования, так как они могут не соответствовать общепринятым представлениям или идеалам, на которых зиждется чувство самоуважения сотрудников.
Еще большую потенциальную опасность представляет собой ситуация, при которой группа, восприняв результаты анализа, автоматически и бездумно попытается осуществить культурные преобразования, которые: (1) могут не понравиться части сотрудников; (2) могут оказаться непонятными для них и/или (3) могут не решить проблемы.
Люди избегают терапии постольку, поскольку они не готовы к открытиям, с которыми она неизбежно сопряжена. Инсайт («открытие») автоматически вызывает определенные изменения, поскольку лишает людей некоторых иллюзий и психологических защитных механизмов. Если культура является для организации тем же, чем характер для человека, то ее осознание равносильно ослаблению действующих защитных механизмов, лежащих в основе самой этой организации. Изучение культуры и ее представление членам организации в известном смысле является «вторжением в личную жизнь», которое обычно не приветствуется. Поэтому лицо, занимающееся изучением культуры, должно предупредить клиента о том, что вследствие этого изучения отдельные элементы культуры клиента предстанут, что называется, в обнаженном виде







Дата: 2019-02-19, просмотров: 287.