Управленческое кадровое решение - это акт целенаправленного воздействия на персонал, который основывается на анализе достоверных персональных данных, характеризующих конкретную кадровую проблему, определяет цель и содержит программу ее достижения.
Кадровое решение принимается руководителем в пределах предоставленных ему прав, с учетом действующего законодательства Российской Федерации.
В этой связи выделяются различные роли руководителя, принимающего кадровое решение, — как предпринимателя, как специалиста в работе организации и как специалиста по достижению соглашений в коллективе.
В управлении организацией принятие кадровых решений осуществляется руководителями различных уровней и носит достаточно сложный характер, так как решение касается не только одной личности, но и конкретного подразделения и организации в целом.
Следует однозначно подчеркнуть, что принятие правильных кадровых решений — это область управленческого искусства руководителя. Способность и умение принимать кадровые решения развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении его профессиональной деятельности.
Значение принятия обоснованных кадровых решений в деятельности руководителей и специалистов по управлению персоналом.
Принятие кадровых решений - это многообразная деятельность руководителя, начиная от планирования собственного рабочего времени и заканчивая привлечением экспертов. В управленческой деятельности принятие кадровых решений - это систематизированный процесс, который во многом влияет на работников организации и является важнейшей частью каждодневной работы руководителя любого уровня и должностного ранга [25].
Формирование кадровых решений является и наукой, и искусством; в ходе этого процесса широко используются специальные методы обоснования подходов, опыт, интуиция, эксперимент.
Для обоснования кадровых решений предлагается осуществлять профессиональную диагностику. Работники управления обязаны принимать решения своевременно, в пределах экономико-мотивационного цикла, с учетом состояния объекта управления, непрерывно создавать условия для мотивированности работников с учетом повышения делового потенциала каждого индивидуума.
Принятое кадровое решение работник оценивает, т.е. определяет валентность как степень ценности вознаграждения. В данном контексте вознаграждение рассматривается как удовлетворение потребности в соответствии с индивидуальной мотивацией.
Таким образом, после принятия какого-либо решения работник как объект управления может находиться в следующих состояниях: стабилизация и рост удовлетворенности трудом, рост неудовлетворенности трудом, изучение рынка труда, возникновение кризисной ситуации, поиск путей выхода из кризиса, осознанное желание уволиться, самоанализ, переоценка ценностей,
Классификация управленческих кадровых решений: по содержанию решений, объекту управления, характеру процесса принятия решения, количеству альтернатив, срокам действия, частоте принятия, форме, содержанию, возможности автоматизации, прогнозной эффективности и т. п.
Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи, подлежащей решению. Однако, в связи со сложностью условий и целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и чёткую их классификацию довольно сложно. Поэтому могут существовать и
По объекту управления управленческие решения подразделяются на: производственные, маркетинговые, кадровые и финансовые.
Производственные управленческие решения затрагивают объекты сферы производства продукции. Маркетинговые - сферы реализации готовой продукции. Кадровые - политики управления персоналом организации. Финансовые - сферы денежных взаимоотношений с различными субъектами.
По характеру процесса принятия выделяют следующие типы управленческих решений: интуитивные, рациональные и решения, основанные на осуждениях.
По целевой направленности выделяют одноцелевые и многоцелевые управленческие решения.
По прогнозной эффективности управленческие решения подразделяются на типы: неэффективные, рациональные, оптимальные.
По количеству альтернатив выделяют следующие управленческие решения: стандартные, бинарные, инновационные и многоальтернативные.
По срокам действия управленческие решения подразделяются на: постоянные, длительно - действующие, периодические, краткосрочные и разовые.
По частоте принятия выделяют единовременные, циклические и частые управленческие решения.
По содержанию или функциональному признаку управленческие решения подразделяются на типы: производственные, экономические, технические, социально - политические, организационные.
По времени наступления последствий для объекта управления управленческие решения подразделяются на: стратегические, перспективные, текущие, оперативные, стабилизационные.
По способу доведения до исполнителя различают письменные и устные управленческие решения.
По возможности адаптации управленческие решения подразделяются на: программируемые, поддающиеся частичной автоматизации, принимаемые на основе логического обоснования, неисследованные.
По числу субъектов, влияющих на принятие решения, управленческие решения подразделяются на: определяющие, конкурентные, адаптирующие.
По природе и специфике способа воздействия на объект управления, управленческие решения подразделяются на: политические, экономические, технические.
По методам разработки различают количественные (включающие методы математического программирования и статистические методы) и эвристические управленческие решения (основанные на использовании логики, интуиции, опыта и знаний).
По прогнозной эффективности управленческие решения подразделяются на типы: ординарные, синергетические, асинергетические.
По степени неопределённости, зависящей от количества информации, которой располагает лицо, принимающее решение, управленческие решения подразделяются на детерминированные (принимаемые в условиях определённости), неопределённые (принимаемые в условиях неопределённости) и вероятностные управленческие решения.
По степени важности учёта временных ограничений на разработку, принятие и исполнение, управленческие решения подразделяются на решения: в реальном масштабе времени,
По составу и сложности реализации управленческие решения подразделяются на: простые,
По характеру учёта изменения условий реализации управленческие решения подразделяются на: гибкие, жёсткие.
По степени регламентации, т.е. насколько жёстко установлены сроки и условия действия подчинённых, различают рекомендующие, ориентирующие и регламентирующие управленческие решения.
Помимо вышеприведённых признаков классификации и типологий в теории принятия решений могут выделяться и другие классифицирующие факторы:
- источник возникновения (инициативные, по предписанию);
- степень новизны или уникальности (рутинные или традиционные, новаторские или творческие);
- наличие случайных и неопределённых условий;
- фактор оценки приемлемости или неприемлемости последствий для объекта управления и (или) элементов внешней среды;
- возможность реализации (нереализуемые, реализуемые, частично реализуемые);
- степень риска (с допустимым, с критическим);
- ответственность (с юридической, с моральной, с социальной);
- этап жизненного или рыночного цикла;
- объект управления (система, процесс).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 778.