1.финансовый аудит. Когда дается достоверная оценка финансовой отчетности.
Наибольшее распространение аудиторская деятельность получила в финансовой сфере, где аудиторы дают независимую оценку достоверности финансовой отчетности организации и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству. Оценка аудитора, выражаемая в аудиторском заключении, позволяет снизить риск внешних пользователей финансовой отчетности организации при принятии решений на ее основе. Именно повышение качества управленческих решений, опирающихся на данные финансовой отчетности, определяет общественное значение аудиторской деятельности в области финансов в современном обществе. Неукоснительное следование аудиторским стандартам, определяющее аудит как метод, сохраняет полезность аудита в повышении качества управленческих решений и при переносе аудиторского подхода на новые объекты приложения.
Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров так определяет основную цель финансового аудита: «Составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций, и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Отче т аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена проверка в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами»[29].
В рыночной экономике финансовый аудит:
предоставляет достоверную (проверенную) финансовую информацию;
гарантирует предсказуемость финансовой деятельности организации-клиента посредством выдачи аудиторского заключения. В нем обязанностью аудитора является определение всех существенных для внешних пользователей финансовой отчетности аспектов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия.
Если в ходе аудиторской проверки аудитор получит информацию о грядущем судебном процессе, в ходе которого организации-клиенту предъявляют крупный иск (в зависимости от существенности для компании вероятных потерь), аудитор принимает решение о включении этой информации в аудиторское заключение.
На сегодняшний день в России аудиторская деятельность практически ограничивается в своем направлении финансовой сферой. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», аудиторская деятельность фактически определена как «независимый вневедомственный финансовый контроль».
2.государственный аудит. Результатами государственного аудита пользуются госорганы (к примеру, суды). Наиболее распространенной формой государственного аудита является ревизия, которая позволяет осуществлять контроль за соблюдением государственной дисциплины, экономным использованием государственных средства, правильностью постановки бухгалтерского учета и пресечением фактов государственной халатности и расточительности.
Между ревизией и аудитом имеются сходства и различия: аудитор проверяет достоверность отчетности, выявляет ошибки, злоупотребления, неточности и сообщает об этом клиенту и дает рекомендации, как устранить эти ошибки. Все это делается конфиденциально. Аудитора клиент выбирает сам. Ревизор, в свою очередь, требует гласности и наказания. Ревизора назначают.
Таким образом, ревизия существовала всегда, а аудит возник в условиях рыночных экономических отношений. Действуют они параллельно и друг друга не отменяют.
Государственный аудит
Государственный аудит служит удовлетворению государственных потребностей. Пользователем предоставляемой аудиторами информации являются государственные органы. Государственный аудит в большинстве случаев внутренний и служит целям определенной государственной организации. Государственный аудит может быть назван одной из форм государственного финансового контроля, по не должен ограничиваться только этим при удовлетворении государственных потребностей в объективной профессиональной оценке.
Финансовый контроль — важнейшая функция государственного финансового управления. Наиболее распространенная форма государственного аудита — ревизия.
«Ревизия — составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
Основными задачами ревизии является осуществление контроля:
- за соблюдением государственной дисциплины;
- за экономным использованием государственных средств;
- за сохранностью материальных и денежных ресурсов;
- за правильностью постановки бухгалтерского учета;
- за пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок»
Таким образом, понятия «аудит» и «ревизия» тождественны при проведении государственного аудита.
В рамках государственного аудита осуществляется финансовый и управленческий аудит. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается:
- точно ли представлены в финансовых отчетах финансовое положение, результаты деятельности в соответствии с общепринятыми бухгалтерским и принципами;
- действует ли проверяемая организация в соответствии с законодательством.
В управленческий аудит включаются программы проверки экономичности и эффективности работы.
Аудиторская проверка правительственных организаций — их программ. деятельности или функций — может быть как финансовой, так и управленческой (или комплексной). Масштабы проверки зависят от потребностей лиц или организаций, которые будут использовать ее результаты
3.управленческий аудит. Служит для целей управления организацией.
Управленческий аудит
Метод аудита может найти свое эффективное применение не только в финансовой сфере. Объективная оценка и квалифицированная достоверная информация может потребоваться в самых разнообразных областях. Болес широкий подход к аудиту свойственен управленческому аудиту или аудиту для целей управления деятельности. Категория управленческого аудита охватывает все разнообразие направлений и форм аудита, в том числе аудита финансового и государственного. Управленческий аудит обслуживает потребности управления организацией; обеспечивает управление организацией объективной, достоверной и профессиональной информацией о системе ситуационных условий, в том числе для целей ее оптимизации.
В ходе полномасштабного управленческого аудита полностью ди-агностируется система эффективности осуществляемой управляемой и управляющей деятельности[32].
Управленческим аудитом могут заниматься внешние и внутренние, по отношению к организации, аудиторы. В большинстве случаев управленческий аудит нацелен на решение внутренних задач обследуемого предприятия. Аудитор не выносит свои суждения внешним пользователям. Соблюдая строжайшую конфиденциальность, он решает поставленные перед ним задачи. Однако эффективное выполнение своей работы требует от аудитора точного следования аудиторским стандартам, в том числе принципу независимости. При управленческом аудите решением поставленных организацией-клиентом задач занимаются независимые специалисты-аудиторы, строго следующие аудиторским стандартам. Заказчиком (пользователем) управленческого аудита могут быть контролирующие данную хозяйственную единицу субъекты, например, государственные органы при принудительном управлении в процедуре банкротства, собственники, что также относит управленческий аудит в разряд внешнего.
Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики компании.
Назначение управленческого аудита — решение поставленных руководством организации задач. Управленческий аудит характеризуется высокой степенью достоверности предоставляемой информации, что обеспечивается соблюдением общих принципов и методологии аудиторской деятельности. Результаты управленческого аудита должны помогать организации выполнять свои функции и могут приводить к повышению прибыльности предприятия.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 347.