Финансовая система Германии включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа [10].
Следует отметить то, что самой низкой по уровню и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, в частности снабжение водой жилищные пункты, очистка сточных вод и уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ, детских садиков и мест культурного отдыха [10].
На Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. В их компетенцию также можно отнести правосудие, полицию и государственное здравоохранение.
На долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование, то есть Федерация поддерживает существование государства в целом [10].
Интересно то, что связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции, которые объединяют несколько финансовых округов. Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение различных функций.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Важно отметить тот факт, что Федеральный бюджет утверждается в этой стране парламентом [11].
Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.
На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству [10].
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Высшим контрольным органом Германии в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.
Важно отметить тот факт, что Германия аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет прежде всего на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений, в виде кредитов и субсидий, идет на поощрение капиталовложений в частном секторе. Одновременно государство с помощью налоговой и амортизационной политики оказывает массированное влияние на накопление капитала в частном секторе.
Нельзя не сказать о том, что государственный долг ФРГ, как и в других индустриально развитых государствах, стал одним из движущих факторов функционирования финансовой системы.
Как говорят ученые, особенностью развития государственного долга Германии является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин. Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. Германия размещает займы внутри страны и за границей [11].
В финансовую систему Федеративной Республики Германии входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.
Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из Федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.
Фонд развития европейской экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского «плана Маршалла». В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в Германии по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам[13].
Нельзя не упомянуть налоговую систему Германии, так как она включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком.
При косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуг), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара) [8].
К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране [11].
К числу важных косвенных налогов так же относят и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%[11].
Итак, финансовая система Германии базируется на многих факторах, учитывая и анализируя которые можно принять правильное решение при дальнейшем управлении финансовой системой данной страны.
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка Германии. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий [10]. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).
Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы страны. Германия имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин и федерального правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа [11].
Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру. Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий [11].
Финансовая система Германии обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что бюджетная политика Германии подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета, анализируя и учитывая которые можно придти к правильным решениям повышения экономической ситуации в стране. Благодаря правильному финансовому управлению в Германии на 2009-2015 года можно проследить улучшение финансовых показателей (таблица 2).
Таблица 2
Основные параметры бюджетной системы Германии млрд. рублей
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Доходы, всего | 14 578,7 | 17 975,2 | 22 258,1 | 24 608,2 | 25 113,9 | 28 823,4 | 33 514,5 |
% к ВВП | 35,1 | 34,2 | 35,9 | 38,5 | 37,5 | 37,9 | 36,7 |
в том числе: |
| ||||||
Федеральный бюджет | 8 337,8 | 9 335,4 | 10 967,7 | 12 475,0 | 13 125,4 | 14 772,2 | 15 682,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Германии | 3 306,4 | 4 864,5 | 7 152,6 | 8 568,2 | 9 168,0 | 9 934,7 | 10 239,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов Германии | 5 624,2 | 6 634,1 | 7 231,0 | 7 273,8 | 8 184,9 | 9 901,0 | 10 995,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 551,3 | 574,9 | 904,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
Расходы, всего | 16 027,1 | 17 570,5 | 20 357,6 | 22 802,0 | 24 949,2 | 26 865,8 | 29 280,5 |
% к ВВП | 41,3 | 38,9 | 37,3 | 37,6 | 37,9 | 36,6 | 35,9 |
в том числе: | |||||||
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 117,5 | 10 925,6 | 12 745,1 | 13 387,3 | 14 101,9 | 15 316,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Германии | 3 555,0 | 4 779,5 | 5 730,1 | 6 876,2 | 7 517,2 | 8 214,6 | 8 917,8 |
Консолидированные бюджеты субъектов Германии | 6 253,5 | 6 834,1 | 7 676,1 | 8 931,5 | 9 686,1 | 10 003,8 | 10 821,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 540,6 | 574,2 | 883,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 705,4 | -1 895,3 | 860,5 | 216,2 | -864,3 | -322,4 | 234,0 |
[12]
Вывод по таблице???
Вывод по пункту???
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.