Анализ системы управления финансами в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Общее управление финансами

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти:

-Федеральное собрание;

-Президент РФ;

-Правительство РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 178 членов, по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года[8].

Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе:

-рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах;

-рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении;

-установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны.

Важное место в управлении финансами занимает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции:

-вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам;

-подписывает и обнародует федеральные законы;

-обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

-издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

-использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ;

-назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

-имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

-принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

-представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

-по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из председателя правительства РФ, заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министров. Правительство Российской Федерации в области управления финансами осуществляет следующие функции:

-разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

-обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

-издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации;

-организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в Российской Федерации.

Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации:

-Общегосударственный уровень;

-Субфедеральный уровень;

-Местный уровень;

-Корпоративный уровень.

 

 

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами представлен:

-Комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;

-Аппаратом Президента РФ;

-Федеральными министерствами, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;

-Федеральными службами и федеральными агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство РФ

-Центральный банк РФ;

-Федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными федеральным министерствам.

Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами - выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.

Субфедеральный уровень.

На уровне субъекта Российской Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти[8].

Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны:

-за выработку финансовой политики региона;

-составление проекта бюджета субъекта РФ;

-организацию его исполнения;

-разработку программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона;

-осуществление государственных заимствований субъектов РФ.

Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы по федеральным законам, в том числе и в области финансов.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.[8]

Местный уровень.

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта местного бюджета и исполнение утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета соответствующего муниципального образования. Как правило в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.

Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ[8].

Корпоративный уровень.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления, которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляет руководство организации и специально созданные финансовые службы, которые разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.

Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения по финансовым вопросам в некоммерческих организациях принимают руководители таких организаций. Решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решения которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Благодаря правильному финансовому управлению в РФ на 2009-2015 года можно проследить улучшение финансовых показателей (таблица 1).

 


                                                                                                             Таблица 1

Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы, всего 13 321,7 15 675,2 21 218,1 23 018,2 24 084,9 26 543,4 29 514,5
% к ВВП 34,3 34,7 38,9 38,0 36,6 36,2 36,2
в том числе:

 

Федеральный бюджет 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 677,0 12 395,4 13 642,2 15 223,7
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 506,4 4 814,5 6 162,6 7 168,2 7 768,0 8 434,7 9 269,9
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,2 6 534,1 7 641,0 7 923,8 8 562,9 9 201,0 9 995,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 551,3 574,9 904,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
Расходы, всего 16 027,1 17 570,5 20 357,6 22 802,0 24 949,2 26 865,8 29 280,5
% к ВВП 41,3 38,9 37,3 37,6 37,9 36,6 35,9
в том числе:              
Федеральный бюджет 9 660,1 10 117,5 10 925,6 12 745,1 13 387,3 14 101,9 15 316,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 555,0 4 779,5 5 730,1 6 876,2 7 517,2 8 214,6 8 917,8
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,5 6 634,1 7 676,1 7 931,5 8 686,1 9 283,8 10 021,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 550,6 574,2 883,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 705,4 -1 895,3 860,5 216,2 -864,3 -322,4 234,0

[12]

Нельзя переходить к другому пункту наглядным материалом (таблицей, рисунком). По данным таблицы должен быть вывод. Затем одним абзацем необходимо определить вывод по пункту, а потом переходить к другому пункту.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.