Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Общее управление финансами
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти:
-Федеральное собрание;
-Президент РФ;
-Правительство РФ.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 178 членов, по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года[8].
Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе:
-рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах;
-рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении;
-установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны.
Важное место в управлении финансами занимает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции:
-вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам;
-подписывает и обнародует федеральные законы;
-обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
-издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
-использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ;
-назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
-имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
-принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
-представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
-по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из председателя правительства РФ, заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министров. Правительство Российской Федерации в области управления финансами осуществляет следующие функции:
-разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
-обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
-обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
-издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации;
-организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в Российской Федерации.
Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации:
-Общегосударственный уровень;
-Субфедеральный уровень;
-Местный уровень;
-Корпоративный уровень.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансами представлен:
-Комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;
-Аппаратом Президента РФ;
-Федеральными министерствами, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;
-Федеральными службами и федеральными агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство РФ
-Центральный банк РФ;
-Федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными федеральным министерствам.
Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами - выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.
Субфедеральный уровень.
На уровне субъекта Российской Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти[8].
Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции.
Органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны:
-за выработку финансовой политики региона;
-составление проекта бюджета субъекта РФ;
-организацию его исполнения;
-разработку программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона;
-осуществление государственных заимствований субъектов РФ.
Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы по федеральным законам, в том числе и в области финансов.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.[8]
Местный уровень.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта местного бюджета и исполнение утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета соответствующего муниципального образования. Как правило в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.
Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ[8].
Корпоративный уровень.
Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления, которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляет руководство организации и специально созданные финансовые службы, которые разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.
Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения по финансовым вопросам в некоммерческих организациях принимают руководители таких организаций. Решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решения которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Благодаря правильному финансовому управлению в РФ на 2009-2015 года можно проследить улучшение финансовых показателей (таблица 1).
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Доходы, всего | 13 321,7 | 15 675,2 | 21 218,1 | 23 018,2 | 24 084,9 | 26 543,4 | 29 514,5 |
% к ВВП | 34,3 | 34,7 | 38,9 | 38,0 | 36,6 | 36,2 | 36,2 |
в том числе: |
| ||||||
Федеральный бюджет | 7 337,8 | 8 305,4 | 11 367,7 | 12 677,0 | 12 395,4 | 13 642,2 | 15 223,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 506,4 | 4 814,5 | 6 162,6 | 7 168,2 | 7 768,0 | 8 434,7 | 9 269,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 5 924,2 | 6 534,1 | 7 641,0 | 7 923,8 | 8 562,9 | 9 201,0 | 9 995,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 551,3 | 574,9 | 904,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
Расходы, всего | 16 027,1 | 17 570,5 | 20 357,6 | 22 802,0 | 24 949,2 | 26 865,8 | 29 280,5 |
% к ВВП | 41,3 | 38,9 | 37,3 | 37,6 | 37,9 | 36,6 | 35,9 |
в том числе: | |||||||
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 117,5 | 10 925,6 | 12 745,1 | 13 387,3 | 14 101,9 | 15 316,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 555,0 | 4 779,5 | 5 730,1 | 6 876,2 | 7 517,2 | 8 214,6 | 8 917,8 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 253,5 | 6 634,1 | 7 676,1 | 7 931,5 | 8 686,1 | 9 283,8 | 10 021,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 550,6 | 574,2 | 883,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 705,4 | -1 895,3 | 860,5 | 216,2 | -864,3 | -322,4 | 234,0 |
[12]
Нельзя переходить к другому пункту наглядным материалом (таблицей, рисунком). По данным таблицы должен быть вывод. Затем одним абзацем необходимо определить вывод по пункту, а потом переходить к другому пункту.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.