В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2003 г. №30-гк «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» психоневрологический интернат это социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание
соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Организации медицинского обслуживания в психоневрологических интернатах регламентируется приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 сентября 1981 г. N 109 «Об утверждении инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах»:
1. Медицинское обслуживание в психоневрологическом интернате должно осуществляться с учетом клинического состояния, психологических особенностей, компенсаторно-адаптационных возможностей больных и социально-трудового прогноза. На основе перечисленных критериев должна быть проведена группировка контингента инвалидов и организовано их дифференцированное обслуживание в отделениях соответствующего профиля:
1.1. Отделение интенсивного медицинского ухода - в нем должны находиться больные: с тяжелыми соматическими и неврологическими расстройствами, с глубокой степенью слабоумия, дезориентированные в месте, времени, окружающей обстановке, не способные к самообслуживанию, обучению простейшим трудовым навыкам, к общению с окружающими, нуждающиеся в полном медицинском и бытовом уходе. Часть больных этого отделения, не способных к самостоятельному передвижению, с параличами и с резко выраженной соматической слабостью должны находиться на постельном режиме содержания; другая часть - на наблюдательном режиме содержания.
1.2. Отделение медико-педагогической коррекции - в это отделение помещаются больные, у которых интеллектуальный дефект сочетается с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, дезорганизацией целенаправленной деятельности и поведения. Они способны овладеть санитарно-гигиеническими навыками, частичным самообслуживанием, простейшими трудовыми навыками, но только при постоянной стимуляции со стороны персонала и коррекции их поведения и целенаправленной деятельности.
1.3. Отделение социо-реабилитационного профиля - в него должны направляться наиболее сохранные больные, интеллектуальный дефект которых не препятствует обучению несложным профессиям и систематическому занятию трудом, без выраженных эмоционально-волевых нарушений, способные к полному бытовому самообслуживанию, владеющие санитарно-гигиеническими навыками.
1.4. Для лиц с высоким уровнем адаптации и автономной активностью целесообразно создавать общежития-пансионаты при интернатах с последующим переводом проживающих на III группу инвалидности и трудовым устройством вне или внутри интерната.
Часть проживающих в отделении медико-педагогической коррекции без грубых расстройств поведения и влечений, а также все проживающие в отделении социо-реабилитационного профиля и в общежитиях-пансионатах при интернатах могут находиться на свободном режиме содержания.
Свободный режим содержания предусматривает дифференцированный подход к определению степени самостоятельности проживающего. Первой ступенью является свободное нахождение и перемещение проживающего по территории интерната; второй ступенью - коллективный выход за пределы интерната в сопровождении персонала; третьей ступенью - разовый пропуск для самостоятельного выхода; четвертой ступенью - постоянный пропуск для выхода из интерната.
В любом случае определение режима содержания и его градаций является функцией врача. При обострениях заболевания, ухудшении соматического состояния проживающий в психоневрологическом интернате должен быть переведен по заключению врача с одного режима содержания на другой. В равной степени это относится и к случаям улучшения состояния.
2. Учитывая, что в психоневрологические интернаты поступают больные на поздних стадиях течения заболевания с расстройством психических функций преимущественно в форме деменции, выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, нарушениями целенаправленной деятельности и активности, а также лица с глубокими степенями умственной отсталости, организация медицинского обслуживания проживающих в психоневрологических интернатах должна быть направлена на обеспечение единства медицинских, трудотерапевтических и социальных воздействий, на выявление сопутствующих заболеваний на ранних стадиях, своевременное предупреждение обострений основного процесса и сопутствующих соматических заболеваний, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья проживающих.
3. Один раз в год должен проводиться углубленный осмотр всех проживающих в интернате с привлечением врачей-специалистов (окулиста, невропатолога, дерматолога, хирурга и др.) закрепленных лечебно-профилактических учреждений.
В процедуру углубленного медицинского осмотра, наряду с полным клиническим обследованием, должны включаться данные параклинических исследований (клинический анализ крови, мочи, по показаниям - биохимические исследования, рентгеноскопия или рентгенография, другие объективные методы). Не реже 1-го раза в 2
года все проживающие должны проходить флюорографию. При выявлении больных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, последние ставятся на учет. В условиях психоневрологического интерната должна осуществляться диспансеризация. Диспансерное наблюдение осуществляется специалистами закрепленных профилактических учреждений органов здравоохранения.
Медицинский персонал психоневрологического интерната организует проведение диспансеризации и углубленных осмотров.
4. За всеми проживающими в психоневрологическом интернате осуществляется динамическое наблюдение врачом интерната в виде профилактических осмотров, которые проводятся один раз в квартал. При наличии медицинских показаний к этим осмотрам привлекаются врачи узких специальностей. Лица, получающие специфическое (противосудорожное, нейролептическое и др.), патогенетическое
(рассасывающее, дегидратационное и др.) лечение, а также другие виды активного лечения, должны постоянно находиться под наблюдением врача интерната.
5. Наряду с проведением углубленных и профилактических осмотров, диспансерного наблюдения и активного лечения проживающих, в психоневрологическом интернате должны оказываться все виды терапевтической помощи, первая помощь при хирургических, гинекологических и других заболеваниях, лечение глазных, отоларингологических заболеваний по назначению соответствующих специалистов; экстренная и плановая помощь оказывается врачами-специалистами закрепленных лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения.
Больные в состоянии обострения психического заболевания, а также нуждающиеся в терапевтической, хирургической, гинекологической и другой помощи, которую невозможно обеспечить в условиях интерната, инфекционные больные, должны направляться в лечебные учреждения органов здравоохранения.
Больные, направляемые в лечебные учреждения, сопровождаются медицинским персоналом. В случае необходимости интернат должен на время их нахождения в больнице выделить персонал для обеспечения индивидуального поста.
Категорически запрещается отпускать проживающих в психоневрологическом интернате, за исключением находящихся на свободном режиме содержания, домой, на консультацию в поликлинику и т.д. без сопровождения медицинского персонала или родственников.
6. Проживающим в психоневрологическом интернате в соответствии с индивидукльной программой реабилитации, оформленной в Бюро МСЭ выдаются технические средства реабилитации (ТСР): памперсы, трости, костыли, очки, слуховые аппараты, вело- и кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия и др., по показаниям проводится зубопротезирование.
7. В психоневрологическом интернате устанавливается распорядок дня, в котором определяется время подъема, проведения санитарно-гигиенических мероприятий, лечебных процедур, приема пищи, выполнения работ и заданий в лечебно-производственных мастерских, прогулок и культурных мероприятий.
8. Каждый психоневрологический интернат должен иметь: приемно-карантинное отделение, изолятор, медицинский блок со следующими кабинетами: врача, дежурной медсестры, процедурный, физиотерапевтический, зубоврачебный, отоларингологический, гинекологический, кабинет функциональной диагностики с ЭКГ
аппаратом, лечебной гимнастики и массажа, а также лабораторию и аптеку.
9. Каждый поступающий в психоневрологический интернат должен иметь медицинскую карту с заключениями терапевта, фтизиатра, хирурга, дермато-венеролога, окулиста, стоматолога о возможности помещения в психоневрологический интернат по состоянию здоровья; результаты бактериологического обследования на патогенную кишечную группу; справку из санэпидстанции об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства.
Примечание:
а) медицинская карта действительна не более 6 месяцев. Результаты бактериологических исследований на кишечную группу - не более 2-х недель со дня взятия анализа;
б) заключение ВКК психоневрологического диспансера или кабинета райпсихиатра с развернутым диагнозом заболевания, кратким психическим статусом и указанием типа рекомендуемого интерната должно быть представлено в отдельной справке. Данная справка на руки не выдается, а высылается в районный (областной) отдел социального обеспечения, где приобщается к медицинской карте поступающего в интернат.
10. Для осуществления медико-санитарного обслуживания проживающих должен проводиться комплекс противоэпидемических, лечебных, коррекционно-восстановительных и санитарно-гигиенических мероприятий.
Понятие «нормы» в психиатрии. Причины злоупотребления психиатрией в тоталитарном обществе. Предпосылки правовой реформы психиатрии в РФ. Основные международные правовые документы в области психиатрии: Положение и взгляды Всемирной психиатрической ассоциации о правах и юридической защите психически больных (Афины, 1989), Гавайская декларация (Вена, 1983), Луксорская декларация прав человека, принятая Всемирной Федерацией охраны психического здоровья. Закон Российской Федерации “ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 02.07. 1992 г. Четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон.
Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой. Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления. Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира. Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера. В таком случае может возникнуть вопрос - какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией? Психическая норма - относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически - отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы? Норма - понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка. Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение "нормы": норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры. Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология». Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: - состояние индивидуальной психики относительно самой себя; - соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; - способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; - отсутствие психических болезней, патологий. По сути указанных определений психическая норма - это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами. |
Психическое здоровье.
ВОЗ характеризует психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовать собственный потенциал, преодолевать обычные жизненные стрессы, производительно и плодотворно работать, а также вносить взнос в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является почвой благополучия и эффективного функционирования для человека и для общества. Это основное понятие психического здоровья отвечает его широкой и разнообразной интерпретации в разной культуре.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 323.