Предпосылки правовой реформы психиатрии в СССР и РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В нашей стране ранее не было закона, регулирующего деятельность психиатрической службы и правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами. Известно, что попытки разработки такого закона предпринимались в дореволюционной России, но в связи с начавшейся Первой мировой войной закон не был принят.

В советское время деятельность психиатрических учреждений регулировалась в основном ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые в печати не публиковались и общественности не были известны. Отсутствие законодательного регулирования и закрытость психиатрических учреждений создавали условия для правового произвола при оказании психиатрической помощи, для использования психиатрии в немедицинских целях. С этим были связаны и обвинения, на наш взгляд, не всегда обоснованные, отечественных психиатров в злоупотреблениях.

В 1987 г. была создана межведомственная комиссия для разработки проекта законодательного акта об оказании психиатрической помощи населению. В нее входили представители Минздрава, правоохранительных ведомств, Института государства и права РАН, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссией было подготовлено Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. и введенное в действие 1 марта 1988 г. Хотя указанный документ охватывал недостаточно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью психиатрической службы, он все же позволил проверить на практике ряд нововведений, направленных на расширение и защиту прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, получить данные о необходимости пересмотра некоторых заложенных в него положений и процедур. Опыт работы показал обоснованность и выполнимость основных требований Положения, а также достаточную подготовленность сотрудников психиатрических и психоневрологических учреждений к их адекватному применению на практике. Вместе с тем, отмечалось в критических выступлениях в печати, в нем были недостаточно защищены права лиц, страдающих психическими расстройствами, допущены некоторые противоречия, общие места; отдельные принципиально правильные положения, например о помощи адвоката, о судебном обжаловании, носили декларативный характер, поскольку не имели соответствующего материального и процедурного подкрепления.

Для устранения отмеченных недостатков было принято решение о подготовке нового нормативного акта - закона, регулирующего правовые проблемы психиатрии. В его основу лег проект, который был разработан в Институте государства и права РАН и опубликован Особое внимание авторы уделили дальнейшему усилению правовых гарантий лиц, получающих психиатрическую помощь, уточнению критериев применения недобровольных видов такой помощи.

Вначале работа над проектом велась на базе Института им. В.П. Сербского коллективом специалистов, созданным Минздравом СССР. Затем проект был передан в рабочую группу Верховного Совета СССР, которой руководил депутат А.Е. Себенцов. Подготовка законопроекта была завершена после распада СССР рабочей группой Верховного Совета РСФСР во главе с депутатом Л.И. Коганом. В состав группы входили специалисты (юристы и психиатры), включая и представителей Независимой психиатрической ассоциации, принимавшие активное участие в работе на всех этапах подготовки законопроекта. Участники этой группы в основном и являются авторами предлагаемого закона. Необходимо добавить, что на разных этапах готовности законопроект обсуждался на форумах общественности, преимущественно психиатрической (совещании главных психиатров, пленуме Правления Всесоюзного общества психиатров, пленуме Правления Российского общества психиатров), публиковался в "Медицинской газете" (дважды), "Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова". Результаты этих обсуждений и отклики на публикации были учтены и использованы при подготовке проекта Закона

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.