Роль общения в процессе формирования в психики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения.

Человек приобретает все свои высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически развитыми людьми.

Человек превращается в личность только через общение с психологическими развитыми личностями.

Если лишить его такой возможности с самого рождения, то он никогда не станет развитым культурно и нравственно, гражданином, и будет обречён до конца своих дней оставаться наполовину дикарём, лишь своей внешней оболочкой напоминая человека.

Истории подобные Маугли, доказывают всю важность общения человека с самого детства именно с людьми. Никто не сможет передать ребёнку свой опыт так, как его заботливые родители в детстве.

Форма общения — это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности перечисленных черт и параметров.

Важное значение в психическом развитии ребенка играет общение со взрослым, которое подробно изучалось М.И. Лисиной. Общение может оказывать неспецифическое и специфическое влияние на развитие психики ребенка. Неспецифическое влияние общениявыражается в возникновении у ребенка переживания эмоционального комфорта в результате принятия со стороны взрослого. Это порождает у ребенка уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать исходящие от взрослого воздействия. Специфическое влияние общения зависит от мотивов, реализуемых в конкретной ситуации общения.

М.И. Лисина описала различные виды общения. В зависимости от мотива выделяют так называемые деловое, познавательное и личностное общение. В зависимости от используемых средств выделяют так называемые ситуативное (осуществляется с помощью экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств) и внеситуативное общение(осуществляется с помощью вербальных средств). М.И. Лисина ввела понятие о форме общения, которая характеризуется временем ее возникновения (возрастом ребенка), содержанием потребности и главным мотивом ребенка, основными средствами, которыми пользуется ребенок.

Для каждой возрастной стадии характерна своя форма общения.

1) Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным ( от 2 до 6 месяцев). Для ситуативо-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.

Оно появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействия с взрослым разворачиваются в это время на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Уход взрослого за младенцем создает условия, в которых ребенок начинает воспринимать взрослого как особый объект, а затем «открывает» и тот факт, что от взрослого зависит удовлетворение его нужд. Ситуативно-личностное общение имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

2) От 6 мес. до 3 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Для нее характерны потребность в сотрудничестве,

деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. Реализуется потребность в сотрудничестве со взрослыми, связанная с предметной деятельностью. Ведущий мотив – деловой. Средство общения: до 1 года – предметно - действенное, после 1 года - вербальное.

Однако во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план. Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

3) Внеситуативно-познавательное общение ( от 3 до 10 лет); Ведущая потребность – уважительное отношение взрослого. Ведущий мотив – познавательный. Средство общения - вербальные средства(преобладают вопросы почему и зачем)

Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Но при всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное – чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества со взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению

4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет). Ведущая потребность – взаимопонимание, сопереживание. Мотив – установление межличностных взаимоотношений. Средство общения – вербальное.

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших до-школьников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно. Потребность во взаимопонимании – отличительная особенность внеситуативно-личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.