Цель развития – стремление к самоактуализации
Задачи- через потребности.
Факторы- наследственность (врожденная потребность в самоактуализации) – среда – активность – самоактуализация потребностей
Механизмы развития – идентификация, отчуждение
Абрахам Маслоу (1908-1970) считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития Личности. Он активно выступал против тенденции сведения всей психической жизни к поведению (бихевиоризм), так как считал, что самое ценное в психике – Самость, стремление к саморазвитию, не м. б. описана с позиции психологии поведения, а потому она должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала «Я – концепцию», Самость Личности.
В отличие от психоанализа, который исследовал главным образом отклоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а, не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротичных индивидуумов.
По А. Маслоу существует определенная иерархия потребностей человека:
¨ физиологические потребности – в пище, воде, сне;
¨ потребность в безопасности – стабильности, порядке;
¨ в любви и принадлежности – семье, дружбе;
¨ в уважении – самоуважении, признании;
¨ самоактуализации – развитие способностей.
Одно из слабых мест в теории А. Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности возникают только после того, как удовлетворяются элементарные, например потребность в безопасности или в любви. Впоследствии и сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды и потребности развития. Т. о., он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей
Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности (непонимание окружающих, собственная неуверенность), поэтому большинство людей отказывается от желания проявить себя, самоактуализироваться, что в дальнейшем приводит к неврозам. Исследования А. Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью к самоактуализации. А. Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонение, но и на позитивные стороны личностного развития.
* Осознание потребности (нужна ли)
* Реализация в жизнь бытийных потребностей.
- роджерс достижение конгруэнтности Конгруэ́нтность в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой., адекватная самооценка.
- Г. Олпорт (1897 – 1967) является одним из основателей гуманистической психологии. Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта является положение о том, что Личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он подчеркивал, что общение Личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, в/действием. Г. Олпорт доказывал, что в основе развития Личности лежит потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т. е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
К важнейшим заслугам относится то, что один из первых заговорил об уникальности качеств человека, так как он является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Г. Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты Личности, он подразделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генетические, а инструментальные – оформляют поведение, формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро Личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Важным в теории Г. Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою ин-дуальность. Так Г. Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии. Г. Олпорт разработал специальные методы системного исследования психики человека. Наи
основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генетические, а инструментальные – оформляют поведение, формируются в процессе жизни человека, т. е.
являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро Личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Важным в теории Г. Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою ин-дуальность. Так Г. Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии. Г. Олпорт разработал специальные методы системного исследования психики человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.