Понятие возрастного кризиса. Основная характеристика возрастных кризисов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрастные кризисы - это непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, в которые происходят резкие психологические изменения. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального развития личности

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, харак-терная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

Большие кризисы – 3, 12, 17- перестройка отношений личности с миром.

Малый кризис – 1, 6-7,15 – перстройка отношения к себе.

Кризис новорожденного - в это время ребенок деградирует вначале даже в отношении физического развития; в первые дни после рождения падает вес новорожденного, приспособление к новой форме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребенка, что, по словам Блонского, никогда человек не стоит так близко к смерти, как в часы своего рождения.

В кризисе 1 года негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

7-летний: кризис возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Цели ребенка в кризисе- стать взрослым, реализовать поведение, которое показывает, что он стал взрослым.

Цели взрослого в кризисе – создать условия для осуществления пробующих действий, сохранить отношения, которые установлены ребенком.

 

Механизмы развития психики

Механизмы развития – это специфические и психологические механизмы, при помощи которых среда и наследственность влияют на психику.

Без определенных условий и без конкретных механизмов, развитие представляет собой только биологический рост без качественных психологических изменений.

Основными механизмами психического развития являются:

* интериоризация – это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. В раннем детстве на первый план выходят такие механизмы как интериоризация культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок.(Леонтьев, Выготский)

* идентификация— частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В раннем детстве на первый план выходят такие механизмы как идентификация с окружающими его людьми. (Фрейд)

* отчуждение – сохранение своей целостности. Такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и оставаться самим собой. Значение механизма отчуждения с возрастом только усиливается, особенно в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личной целостности и уникальности и желанием закрыть свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность механизма отчуждения в основном снижается. (Адлер)

* компенсация - компенсирование комплекса неполноценности. Существует четыре вида компенсации: неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Особенность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов, таких как интериоризация и идентификация, но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. В процессе онтогенеза значение механизма компенсации возрастает. Полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка зависит от правильного отношения к нему взрослых с учетом понимания его индивидуальности. В последующих возрастах возможности компенсации возрастают по мере осознания своих личностных качеств. В пожилом возрасте роль компенсации имеет тенденцию к возрастанию. Так как действие механизма направлено не столько на компенсацию индивидуальных слабостей, а, сколько на свои потери – здоровья, физических сил, статуса, группы поддержки. В то же время необходимо учитывать, что пожилой человек может уйти в мнимую компенсацию, как правило, в болезнь, преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы вызвать к себе интерес и жалость или добиться ощутимых материальных привилегий. Для решения этой проблемы необходимо обучение пожилых людей новым видам деятельности, развитию креативности, появлению новых увлечений и различных форм творчества. ( Адлер)

Они направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту ее сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков

Дата: 2019-02-19, просмотров: 249.