Основные категории психологии развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные категории психологии развития

1. Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.

2. Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие — это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент.

3. Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.

4. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях.

* хронологический – возраст человека от момента рождения;

* биологический – общее состояние организма человека;

* психологический – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Основной критерий психологического возраста: психологическая зрелость человека, проявляющаяся в высоком уровне его ответственности за собственную жизнь и происходящие события. Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида.

 

Факторы психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Факторы развития – это ведущие детерминанты развития.

Выделяют 3 фактора развития:

* Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Наследуются: внешние признаки, дыхательная пищеварительные системы, программа обмена веществ, свойства анализаторных систем, особенности строения нервной системы и мозга Наследственные факторы являются лишь предпосылками для развития, сами по себе они не образуют внешних психических функций.

* Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека.

* Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих, то есть наследственности и среды. Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Проявляется в потребности познания окружающего мира.

Механизмы развития психики

Механизмы развития – это специфические и психологические механизмы, при помощи которых среда и наследственность влияют на психику.

Без определенных условий и без конкретных механизмов, развитие представляет собой только биологический рост без качественных психологических изменений.

Основными механизмами психического развития являются:

* интериоризация – это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. В раннем детстве на первый план выходят такие механизмы как интериоризация культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок.(Леонтьев, Выготский)

* идентификация— частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В раннем детстве на первый план выходят такие механизмы как идентификация с окружающими его людьми. (Фрейд)

* отчуждение – сохранение своей целостности. Такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и оставаться самим собой. Значение механизма отчуждения с возрастом только усиливается, особенно в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личной целостности и уникальности и желанием закрыть свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность механизма отчуждения в основном снижается. (Адлер)

* компенсация - компенсирование комплекса неполноценности. Существует четыре вида компенсации: неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Особенность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов, таких как интериоризация и идентификация, но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. В процессе онтогенеза значение механизма компенсации возрастает. Полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка зависит от правильного отношения к нему взрослых с учетом понимания его индивидуальности. В последующих возрастах возможности компенсации возрастают по мере осознания своих личностных качеств. В пожилом возрасте роль компенсации имеет тенденцию к возрастанию. Так как действие механизма направлено не столько на компенсацию индивидуальных слабостей, а, сколько на свои потери – здоровья, физических сил, статуса, группы поддержки. В то же время необходимо учитывать, что пожилой человек может уйти в мнимую компенсацию, как правило, в болезнь, преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы вызвать к себе интерес и жалость или добиться ощутимых материальных привилегий. Для решения этой проблемы необходимо обучение пожилых людей новым видам деятельности, развитию креативности, появлению новых увлечений и различных форм творчества. ( Адлер)

Они направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту ее сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков

Основные категории психологии развития

1. Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.

2. Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие — это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент.

3. Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.

4. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях.

* хронологический – возраст человека от момента рождения;

* биологический – общее состояние организма человека;

* психологический – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Основной критерий психологического возраста: психологическая зрелость человека, проявляющаяся в высоком уровне его ответственности за собственную жизнь и происходящие события. Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 342.