Педагогика (от греч. культура воспитания) - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Объект- человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики- воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика Др. Греции: Сократ (он же основатель), Платон и Аристотель.
В Древней Греции педагог — раб наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы.
40. Основные категории педагогики. Методы исследования.
1. воспитание. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося (ст.18 кодекса об образовании РБ). воспитание осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. Воспитание ведется по трем направлениям — культурам: физической, социально-психологической и духовной.
Основные составляющие воспитания:
1.гражданское и патриотическое, 2. Идеологическое, 3. Нравственное, 4.Эстетическое
5.воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, 6.воспитание культуры ЗОЖ, 7.гендерное воспитание, 8.семейное воспитание, 9.трудовое и профессиональное воспитание, 10.экологическое воспитание, 11.воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, 12.воспитание культуры быта и досуга
2. обучение- специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Основы: знания, умения, навыки.
3. образование- это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Главный критерий образованности- системность знаний и мышления, проявляющейся в том, что человек может самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе с помощью логических рассуждений.
41. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.Связь педагогики с другими науками:1. использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;2.творческое заимствование методов исследований;3.использование конкретных результатов исследований других наук;4.участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Отрасли педагогических знаний:
1.общая: исследует принципы, функции и методы обучения и воспитания;
2.возрастная: изучает особенности педагогического процесса с учетом возраста учащихся, основные аспекты обучения и воспитания;
3.специальная: изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии;
4.производственная: изучает проблемы профессионального обучения работающих, повышение их квалификации и переподготовки;
5.сравнительная: изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных странах мира путем сравнения между собой;
6.история педагогики: изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования;
7.социальная: изучает проблемы внешкольного обучения и воспитания, влияние социума на развитие и формирование личности;
8.народная: рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания;
прикладные: военная, спортивная, семейная, профессиональная.
Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.
Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.
дидактические принципы:1) объективности, научности; 2) связи теории с практикой; 3) последовательности, систематичности;4) доступности при необходимой степени трудности; 5) наглядности, разнообразия методов;6) активности обучаемых;7) прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
1. Принцип наглядности: выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений;
2. Принцип сознательности и активности: процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно;
3. Принцип доступности: заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся.
4. Принцип научности: главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому в современном обществе.
5. Принцип индивидуального подхода: осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе, т.е. обучаемость;
6. Принцип систематичности и последовательности: изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности, и они должны быть взаимосвязанными.
7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками: прочность- это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
8. Принцип связи теории с практикой: теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности.
44. Структура педагогического процесса.
ПП- способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
1) цель обучения (для чего учить)
2) содержание учебной инф-и (чему учить)
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить)
4,5) преподаватель, учащийся.
ПП создается педагогом. Цель-принцип-содержание-методы-средства-формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.
Принципы- предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание- часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Методы- действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание.
Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.
Формы организации ПП придают ему логическую завершенность, законченность
45.Образование как социокультурный феномен.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языкам, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностейТак как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:
· Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
· Образование – есть практика социализации человека и преемственности поколений.
· Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
· Образование – процесс трансляции культурно -оформленных образцов человеческой деятельности.
· Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.
· Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
· Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.