Краткая история развития психологической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая история развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии.

Этапы развития психологии как науки:

1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)

2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)

3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.   

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).

 

Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура.

Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Задачи психологии:

-качественное изучение психических явлений;

-анализ формирования и развития психических явлений;

-изучение физиологических механизмов психических явлений;

-содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей.

Принципы:

-детерминизм;

-единство сознания и деятельности;

-развитие психики.

Структура:

-социально психологическая;

-возрастная психология;

-психология управления;

-инженерная психология (человек и техника);

-психология труда;

-конфликтология.

 

Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности.

Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание.

Основные функции:

-отражение;

-управление и регуляции поведением и деятельностью.

Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности).

Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые.

 

Методы исследования в современной психологии.

Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений :

-Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).

-Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.

-Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ).

-Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления.

Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.

 

Гуманистическая теория А. Маслоу.

1. Физиологически-необходимы для биологического выживания.

2. Безопасность и защита-потребности в организации, в законе.

3. Потребности принадлежности и любви.

4. Потребности уважения и самоуважения.

5. Познавательная(33%).

6. Эстетическая(20%).

7. Потребности самоактуализации(10%).

Маслоу выделил две глобальные мотивации:

-дефицитные;

-мотивы роста.

Самоактуализауия - процесс самоусовершен- ствования.

Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности.

Операции мышления

Стили управления

Авторитарный стиль управления. Авторитарный стиль управления является достаточно жестким. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, стремится к манипулированию подчиненными, доминированию над ними. Он единолично принимает все управленческие решения, строго контролирует выполнение поставленных им заданий.  Использование авторитарного стиля возможно, а порой и необходимо в таких ситуациях как:                                    отсутствие порядка и дисциплины в коллективе существование жесткого лимита времени на принятие неких важных решений либо внедрение изменений                              существование сложных условий функционирования организации и др.

недостатки:                                                       - ухудшение дисциплины в коллективе  --снижение эффективности труда                 -текучесть кадров                                                   -отсутствие творческой инициативы.

Демократический стиль управления Контроль за выполнением заданий при демократическом стиле управления умеренный, зачастую основанный на самоконтроле исполнителей, присутствуют различные поощрения. Руководитель при этом стиле управления доброжелателен, открыт в общении, терпим к критике, делегирует полномочия, пытается сформировать у подчиненных чувство сопричастности к общему делу, дух сотрудничества, взаимопонимания в коллективе.

Либеральный стиль управления. Руководитель в либеральном стиле управления уклоняется от принятия каких-то стратегически важных решений, безразличен к критике, не интересуют его и нужды своих подчиненных, он не осуществляет четкого распределения заданий, обязанностей и прав между ними, контроль с его стороны, как правило, незначителен.

34-35. Понятие о конфликте и его функцияхВ зависимости от сторон конфликта выделяют:1) внутриличностные конфликты, 2) межличностные, 3) конфликты между личностью и группой, 4) межгрупповые.
По сферам жизнедеятельности людей выделяют:1) бытовые; 2) трудовые; 3) семейные;
4) воинские; 5) учебно-педагогические и др.

По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные; быстротечные; длительные.

По результативности конфликты делятся на:
1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
2) деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

Разрешение конфликтов - это устранение проблем, породивших конфликт и нормализация взаимоотношений участников конфликта.

Тактики выхода из конфликтных ситуаций: избежание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество.

Психолого-педагогические методы разрешения конфликтов: 1) изучение причин возникновения конфликтов, 2) ограничение числа участников, 3) анализ конфликта, 4) преодоление конфликта (воспитательно- межличностные (беседа, переговоры, психотерапия) и административный способы (цели, права, обязанности, решение конфликта на основе приказа))

 

 

36. Понятие общения. Структура общения. Общение как социально-психологическая проблема

Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека. Общение м.б. вербальным (с помощью слов) и невербальным (с помощью мимики, голоса без слов).В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны:· коммуникативная- заключается в обмене информации между людьми· интерактивная – обмен де йствиями, поступками.· Перцептивная – процесс восприятия друг друга,устанавливающий взаимопонимания.Общение м.б.: непосредственное (прямое), опосредственное (между общающимися есть техническое устройство)Общение м.б:· Социально-направленное (доклад)· Групповое предметно ориентированное – в процессе труда· Личностно-ориентированное· Функционально-ролевое· Анонимное Стили общения:- совместное творчество ; - дружеское расположение ;-устрашениеВ организации общения очень большая роль принадлежит дистанция. Различают:-интимное (меньше 0,5 м)-межличностное (до 2 м)-социальное (до 3,5 м)-публичное (3,7 и >)Общение м.б.: первого рода (выступает как коммуникация, передача информации и прием), второго рода.





Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) 3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. 3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него).

38 Профессиональное общение руководителя. Культура общения Общение- сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.

Общение руководителя — это процесс передачи и получения информации, за счет чего происходит воз­действие на поступки и состояние членов коллектива.

Руководитель должен владеть основными нормами проф.этики:

· демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

· его доступность, внимательность;

· умение создать товарищескую атмосферу доверия;

· вежливость и корректность в обращении;

· точность и ответственное отношение к данному слову.

Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения - это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность - физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.

Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.

дидактические принципы:1) объективности, научности; 2) связи теории с практикой; 3) последовательности, систематичности;4) доступности при необходимой степени трудности; 5) наглядности, разнообразия методов;6) активности обучаемых;7) прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

1. Принцип наглядности: выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений;

2. Принцип сознательности и активности: процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно;

3. Принцип доступности: заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся.

4. Принцип научности: главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому в современном обществе.

5. Принцип индивидуального подхода: осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе, т.е. обучаемость;

6. Принцип систематичности и последовательности: изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности, и они должны быть взаимосвязанными.

7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками: прочность- это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.

8. Принцип связи теории с практикой: теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности.

44. Структура педагогического процесса.

ПП- способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

1) цель обучения (для чего учить)

2) содержание учебной инф-и (чему учить)

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить)

4,5) преподаватель, учащийся.

ПП создается педагогом. Цель-принцип-содержание-методы-средства-формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы- предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание- часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы- действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации ПП придают ему логическую завершенность, законченность

45.Образование как социокультурный феномен.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языкам, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностейТак как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

· Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

· Образование – есть практика социализации человека и преемственности поколений.

· Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

· Образование – процесс трансляции культурно -оформленных образцов человеческой деятельности.

· Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.

· Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

· Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

 

Краткая история развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии.

Этапы развития психологии как науки:

1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)

2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)

3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.   

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 194.