Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

 лидер руководитель
Осуществляет межличностные отношения Осуществляет официальные отношния
Определяется стихийно Назначается или избирается
Выдвигается в зависимости от настроения Имеет стабильное положение
Не имеет системы санкций Имеет определенную систему санкций
Сфера действий - любое сообщество Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

 

Стили управления

Авторитарный стиль управления. Авторитарный стиль управления является достаточно жестким. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, стремится к манипулированию подчиненными, доминированию над ними. Он единолично принимает все управленческие решения, строго контролирует выполнение поставленных им заданий.  Использование авторитарного стиля возможно, а порой и необходимо в таких ситуациях как:                                    отсутствие порядка и дисциплины в коллективе существование жесткого лимита времени на принятие неких важных решений либо внедрение изменений                              существование сложных условий функционирования организации и др.

недостатки:                                                       - ухудшение дисциплины в коллективе  --снижение эффективности труда                 -текучесть кадров                                                   -отсутствие творческой инициативы.

Демократический стиль управления Контроль за выполнением заданий при демократическом стиле управления умеренный, зачастую основанный на самоконтроле исполнителей, присутствуют различные поощрения. Руководитель при этом стиле управления доброжелателен, открыт в общении, терпим к критике, делегирует полномочия, пытается сформировать у подчиненных чувство сопричастности к общему делу, дух сотрудничества, взаимопонимания в коллективе.

Либеральный стиль управления. Руководитель в либеральном стиле управления уклоняется от принятия каких-то стратегически важных решений, безразличен к критике, не интересуют его и нужды своих подчиненных, он не осуществляет четкого распределения заданий, обязанностей и прав между ними, контроль с его стороны, как правило, незначителен.

34-35. Понятие о конфликте и его функцияхВ зависимости от сторон конфликта выделяют:1) внутриличностные конфликты, 2) межличностные, 3) конфликты между личностью и группой, 4) межгрупповые.
По сферам жизнедеятельности людей выделяют:1) бытовые; 2) трудовые; 3) семейные;
4) воинские; 5) учебно-педагогические и др.

По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные; быстротечные; длительные.

По результативности конфликты делятся на:
1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
2) деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

Разрешение конфликтов - это устранение проблем, породивших конфликт и нормализация взаимоотношений участников конфликта.

Тактики выхода из конфликтных ситуаций: избежание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество.

Психолого-педагогические методы разрешения конфликтов: 1) изучение причин возникновения конфликтов, 2) ограничение числа участников, 3) анализ конфликта, 4) преодоление конфликта (воспитательно- межличностные (беседа, переговоры, психотерапия) и административный способы (цели, права, обязанности, решение конфликта на основе приказа))

 

 

36. Понятие общения. Структура общения. Общение как социально-психологическая проблема

Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека. Общение м.б. вербальным (с помощью слов) и невербальным (с помощью мимики, голоса без слов).В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны:· коммуникативная- заключается в обмене информации между людьми· интерактивная – обмен де йствиями, поступками.· Перцептивная – процесс восприятия друг друга,устанавливающий взаимопонимания.Общение м.б.: непосредственное (прямое), опосредственное (между общающимися есть техническое устройство)Общение м.б:· Социально-направленное (доклад)· Групповое предметно ориентированное – в процессе труда· Личностно-ориентированное· Функционально-ролевое· Анонимное Стили общения:- совместное творчество ; - дружеское расположение ;-устрашениеВ организации общения очень большая роль принадлежит дистанция. Различают:-интимное (меньше 0,5 м)-межличностное (до 2 м)-социальное (до 3,5 м)-публичное (3,7 и >)Общение м.б.: первого рода (выступает как коммуникация, передача информации и прием), второго рода.





Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) 3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. 3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него).

38 Профессиональное общение руководителя. Культура общения Общение- сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.

Общение руководителя — это процесс передачи и получения информации, за счет чего происходит воз­действие на поступки и состояние членов коллектива.

Руководитель должен владеть основными нормами проф.этики:

· демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

· его доступность, внимательность;

· умение создать товарищескую атмосферу доверия;

· вежливость и корректность в обращении;

· точность и ответственное отношение к данному слову.

Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения - это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность - физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.