(редукторные)
Для смазывания зубчатых передач кроме специальных масел применяются моторные, трансмиссионные и другие масла. Для легко- и средненагруженных зубчатых и червячных передач применяются масла без присадок (см. табл. 4.14), а для тяжелонагруженных передач цилиндровые остаточные масла 38 и 52 из малосернистых нефтей. Создание более рациональных конструкций машин, в частности, уменьшение их массы, габаритных размеров, материалоемкости при одновременном повышении надежности привело к повышению требований по эксплуатационным свойствам смазочных материалов.
С целью унификации ассортимента легированных редукторных масел и взамен масел ИСП, ИСПи, ИТП, ИРп разработаны масла серии И-Т-Д (табл.4.20) с присадками, улучшающими смазывающие, антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и противозадирные свойства. Эти масла производятся из сернистых нефтей различной глубины селективной очистки. Масла ИРп-85 и И-Т-Д-150 производятся из базовых масел глубокой селективной очистки.
Легированные редукторные масла предназначены для смазывания зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования, в которых высокие нагрузки не позволяют применять масла без присадок.
Таблица 4.19
Характеристики легированных масел для прокатных станов
Показатели | И46ПВ | И220ПВ | И460ПВ | И-100Р(С) |
Обозначение по ГОСТ 17479.4-87 | ||||
И-Т-В-46 | И-Т-В-220 | И-Т-В-460 | И-Т-Д-100(пр) | |
Плотность при 200С, кг/м3, не более | 890 | 900 | 920 | 900 |
Вязкость кинематическая, мм2/с: | ||||
-при 400С | 41,5-50,5 | 198-242 | 414-520 | 90-110 |
-при 1000С | 6,5-7,5 | 17,5-20,0 | 26,0-31,0 | - |
Индекс вязкости, не менее | 98 | 95 | 90 | 87 |
Температура, 0С: | ||||
- вспышки в открытом тигле, не ниже | 180 | 220 | 240 | 200 |
-застывания, не выше | -10 | -10 | -10 | -18 |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,1-0,3 | 0,2-0,4 | 0,2-0,4 | £0,3 |
Массовая доля, %, не более: | ||||
-механических примесей | 0,007 | 0,010 | 0,015 | 0,007 |
-воды | Отсутствие | Следы | ||
Коксуемость, %, не более | 0,2 | 0,5 | 1,0 | - |
Антикоррозионные свойства: | ||||
-степень коррозии | Отсутствие | - | ||
Испытание на коррозию меди и стали | - | - | - | Выдерживает |
Деэмульгирующие свойства: | ||||
время расслоения эмульсии, мин, не более | 20 | 20 | 40 | - |
объем слоев (масло-вода-эмульсия), см3, не более | (40-37-3) | (40-37-3) | (40-37-3) | - |
Стабильность против окисления: | ||||
-изменение вязкости, %, не более | 5 | 10 | 10 | - |
-изменение кислотного числа, мг КОН/г, не более | 0,10 | 0,15 | 0,40 | - |
Кроме рассмотренных выше индустриальных масел их ассортимент включает большое число масел специального назначения, производство которых необходимо для удовлетворения потребности.
Это масла И-68сх, И-Т-С-320(мт), И-Л-С-220(Мо), И-Л-Д-1000, серии ИМСп, И-Л-С-22(вс), серии И-Л-Д(вр) и много других (см. справочник Школьникова по литературе публикаций или). Рассмотренные в главе индустриальные масла значимы как по объему производства, так и по назначению.
Таблица 4.20.
Характеристики масел ИРп-85, И-Т-Д-150, ИТп-500
Показатели | ИРп-85 | И-Т-Д-150 | ИТп-500 |
Обозначение по ГОСТ 17479.4-87 | |||
И-Т-Д-150(мп) | И-Т-Д-150 | И-Т-С-1000 | |
Плотность при 200С, кг/м3, не более | 910 | 905 | 920 |
Вязкость кинематическая, мм2/с: | |||
при 400С | 135-150 | 135-165 | - |
при 500С | - | - | 470-620 |
Индекс вязкости, не менее | 90 | 90 | - |
Температура, 0С: | |||
- вспышки в открытом тигле, не ниже | 200 | 220 | 275 |
- застывания, не выше | -10 | -15 | -10 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 2,0 | 1,0 | 2,0 |
Массовая доля, %, не более: | |||
- воды | Отсутствие | Следы | 0,06 |
- механических примесей | Отсутствие | 0,02 | 0,02 |
Зольность, %, не более | - | - | 0,50 |
Коксуемость, %, не более | 0,8 | 0,9 | 2,5 |
Трибологические характеристики: | |||
- индекс задира (Из), Н, не менее | 490 | 470 | - |
- показатель износа (Ди), мм, не более | 0,50 | 0,40 | 0,45 |
Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает | ||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | - | Отсутствие |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 6,0 | - | - |
Трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых и червячных передачах промышленного оборудования.
В агрегатах трансмиссий смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяются его эксплуатационными свойствами. Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии.
Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от 60 до 1500С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.
Требуемые эксплуатационные свойства обеспечиваются введением в базовое масло функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др.
Трансмиссионные масла без присадок в последние годы применяют чрезвычайно редко (для устаревшей техники) и их производство осуществляется по заказу.
Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п – масло селективной очистки из сернистых нефтей. Применяют масло в планетарных передачах гусеничных машин и в системах гидроуправления специальных машин.
Масло ТСзп-8 – маловязкое низкозастывающее, загущенное стойкой против деструкции вязкостной присадкой. Применяется для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач.
Масло ТСз-9гип – смесь высоковязкого и маловязкого низкозастывающего нефтяных масел, загущенная вязкостной полимерной присадкой, стойкой против деструкции. Масло работоспособно в широком интервале температур от 50 до 1300С в различных автомобильных трансмиссиях, включая и гипоидные передачи.
Масло ТСп-10 – из малосернистых нефтей, при этом используют высоковязкий остаточный деасфальтированный компонент и маловязкий дистиллятный компонент с низкой температурой застывания. Масло применяют всесезонно в Северных районах и как зимнее в средних климатических зонах для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-1100С.
Вязкие легированные трансмиссионные масла класса 18 по классификации наиболее широко представлены по объемам производства и потребления (таблица 4.21). Это нефтяные высоковязкие масла с композицией присадок. Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и др.
Таблица 4.21.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.