Показатели | ТЭп-15 | ТСп-15К | ТАп-15В | ТСп-14гип | ТАД-17и |
Вязкость: | |||||
- кинематическая, мм2/с, при температуре: | |||||
500С | - | - | - | - | 110-120 |
1000С | 15,0±1 | 15,0±1 | 15,0±1 | ³14,0 | ³17,5 |
-динамическая, Па×с, при -15(-20)0С, не более | 200 | 75 | 180 | (75) | - |
Индекс вязкости, не менее | - | 90 | - | 85 | 100 |
Температура, 0С: | |||||
-вспышки в открытом тигле, не ниже | 185 | 185 | 185 | 215 | 200 |
-застывания, не выше | -18 | -25 | -20 | -25 | -25 |
Массовая доля, %: | |||||
-механических примесей, не более | 0,03 | 0,01 | 0,03 | 0,01 | Отсутствие |
-воды | Следы | Отсутствие | Следы | ||
-фосфора, не менее | 0,06 | - | - | - | 0,1 |
-серы | £3,0 | - | - | - | 1,9-2,3 |
-водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | - | Отсутствие | - | - |
Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч: | |||||
-из стали и меди при 1000С | В ы д е р ж и в а е т | ||||
-из меди при 1200С, баллы, не более | - | 2с | - | - | 2с |
Зольность, % | ³0,3 | - | - | - | £0,3 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | - | - | - | - | 2,0 |
Окончание табл. 4.21.
Показатели | ТЭп-15 | ТСп-15К | ТАп-15В | ТСп-14гип | ТАД-17и |
Стабильность на приборе ДК-НАМИ (1400С, 20ч): | |||||
-изменение кинематической вязкости при 1000С, %, не более | 25,0 | 7,0 | - | - | - |
-осадок в петролейном эфире, %, не более | 0,7 | 0,05 | - | - | - |
Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре: | |||||
240С | - | 300 | - | 500 | 100 |
940С | - | 50 | - | 450 | 50 |
240С после испытания при 940С | - | 300 | - | 550 | 100 |
Триботехнические свойства на ЧШМ: | |||||
-индекс задира, Н, не менее | - | 539 | 490 | 588 | 568 |
-нагрузка сваривания, Н, не менее | - | 3479 | 3283 | 3920 | 3687 |
-показатель износа приосевой нагрузке 392Н, (20±5)0С, 1 ч, мм, не более | 0,55 | 0,50 | - | - | 0,40 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | - | - | - | 6,0 | 5,0 |
Плотность при 200С, кг/м3, не более | 950 | 910 | 930 | 910 | 907 |
Масло ТЭп-15 - применяют в качестве всесезонного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом при температурном диапазоне от –20 до +1000С.
Масло ТСп-15К – применяют как единое для коробки передач и главной передачи автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей, работоспособно длительно в диапазоне температур от –20 до +1300С.
Масло ТАп-15В – применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 1300С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре –250С.
Масло ТСп-14гип – предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей ГАЗ в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны в диапазоне температур от –25 до +1300С.
Масло ТАД-17 – универсальное масло, содержащее многофункциональную серуфосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Предназначено для смазывания всех видов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники длительно в диапазоне температур от -250С до 130-1400С.
Учитывая тенденцию развития мирового рынка масел, где ассортимент ведущих компаний представлен в основном маслами высших эксплуатационных групп GL-4 и GL-5 по API (ТМ-4 и ТМ-5 по ГОСТ 17479.2-85), перспективы развития отечественного автомобилестроения, структуру парка наземной техники, доля таких масел должна ежегодно возрастать.
В настоящее время в отечественном ассортименте трансмиссионные масла группы ТМ-4 или GL-4 отсутствуют. Но в связи с тем, что будет увеличиваться выпуск переднеприводных легковых автомобилей, в трансмиссиях которых могут применяться эти масла, нефтемаслозаводы готовы начать производство этих масел и ежегодно его увеличивать.
В справочнике [27] приводится перечень вырабатываемых трансмиссионных масел по нефтеперерабатывающим заводам России с соответствующей торговой маркой предприятия, наименования по классификациям России, SAE и API.
МАСЛА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Масла различного назначения, характеризуемые специфическими свойствами, составляют большой ассортимент нефтепродуктов, наиболее значимые из них: энергетические, технологические, приборные, а также белые масла.
Энергетические масла
В группу энергетических масел в России принято включать турбинные, электроизоляционные и компрессорные масла.
Турбинные масла
Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин.
Турбинные масла должны обладать хорошей стабильностью против окисления, не выделять при длительной работе осадков, не образовывать стойкой эмульсии с водой, защищать поверхность стальных деталей от коррозии. Поэтому базовые масла производятся из высококачественных нефтей при глубокой очистке, в которые вводятся соответствующие требованиям функциональные присадки.
Согласно правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации нефтяное турбинное масло в паровых турбинах, в питательных электротурбонасосах должно удовлетворять следующим нормам:
- кислотное число не более 0,3 мг КОН/г;
- отсутствие воды;
- отсутствие видимого шлама и механических примесей;
- отсутствие растворенного шлама;
- после окисления по методу 981-75 кислотное число должно быть не более 0,8 мг КОН/г, массовая доля осадка не более 0,15%;
- контроль по противоржавейным свойствам, допускается введение антиокислительной и противоржавейной присадок с целью продления срока службы масла при тщательном контроле этих показателей.
В таблице 4.22 приводится характеристика турбинных масел.
Масла Тп-22С, Тп-22Б, Тп-30 и Тп-46 производятся из сернистых парафинистых нефтей селективной очистки с введением функциональных присадок. Наиболее распространенное масло Тп-22С применяется в высокооборотных паровых турбинах, в центробежных и турбокомпрессорах в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства. Масло Тп-22Б по сравнению с маслом Тп-22С обладает усиленными антиокислительными свойствами, большим сроком службы, меньшей склонностью к осадкообразованию. Масло Тп-30 применяют для гидротурбин, некоторых турбо- и центробежных компрессоров. Масло Тп-46 применяют для судовых паросиловых установок с тяжелонагруженными редукторами и вспомогательных механизмах.
Масла Т22, Т30, Т46, Т57 производят из высококачественных малосернистых безпарафинистых бакинских нефтей путем кислотной очистки оптимальной глубины и не содержат присадок.
В таблице 4.23 приводится характеристика масла для судовых газовых турбин. Это масло изготавливают из трансформаторного масла с добавлением противозадирной и антиокислительной присадок. Предназначено для смазывания и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.
Таблица 4.22
Дата: 2019-02-19, просмотров: 235.