Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими нора поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕЗУЛЬТАТ) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи,
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо ещё раз подчеркнуть — дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Организовать и провести дидактическую игру — задача достаточно сложная для педагога.
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:
1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.
5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд детей занимательным и продуктивным.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.
На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям:
– быть интересной, доступной,
– включать разные виды деятельности детей.
Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Образовательная и воспитательная ценность игрушки для развития ребёнка дошкольного возраста.
Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка.
Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая игрушки родители зачастую не догадываются об истинных предназначениях игрушки.
Для ребенка игрушка является средством познания окружающего мира, сначала этим миром является семья, в которой растет ребенок, а затем детский сад.
Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих их предметов, сравнивает их между собой. Играя игрушкой дети не обязательно отражают события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое, строить, перестраивать.
Воспитательная ценность игрушки в том и состоит что ребенок сам придумывает замысел игры, выбирает друзей для совместной игры, при этом подбирает игрушки для придуманной им же игры.
Через игру ребенок также может отобразить стили и способы воспитания в семье, в детском саду. Семья и ее окружение - первая нравственная школа для ребенка (маленький мальчик ласково разговаривает со своей мишкой, спокойно кормит его, а другой кричит на него, шлепает).
Чем старше становится ребенок, тем расширяется содержание его игр. С поступлением в детский сад малыш начинает дома играть в детский сад, с куклами, делает зарядку под музыку. То есть начинает воспроизводить жизнь в детском саду. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных трудовых действий такого же типа, что проделывает с ней мама (кормит, одевает, раздевает, укладывает спать, а мальчик в играх отображает трудовые действия папы (играет с машинкой, назад вперед по полу, перевозит игрушки, гудит).
Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Дети учатся играть игрушками с помощью взрослых, взрослый должен показать как играть в ту или иную игрушку.
Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые умеют организовать детскую игру: какие игрушки приобретают, как обогащают детский опыт, помогает реализовать его игре. Игрушка пробуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно приобретать ребенку игрушки по возрасту.
Игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда несут в себе какую нибудь воспитательную или развивающую ценность. При покупке важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и педагогической ценностью и многофункциональностью. Иногда простая коробка из под обуви бывает намного полезной для развития ребенка, чем какой нибудь модный гаджет, так как в игре с коробкой ребенок сам может вообразить и доделать, ребенок может сделать из коробки домик для куклы, или машину.
Для полноценного развития ребенка нужны разные игрушки: фигурки людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель, моторные, двигательные, строительные, дидактические-обучающие (матрешки, мозаика). Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. При наличии большого количества игрушек у ребенка пропадает интерес к игровой деятятельности, игрушки быстро надоедают.
У детей дошкольного возраста появляется потребность в совместной игре. Первый опыт общения они приобретают через совместную игру со взрослыми, родители и являются примером для подражания. Детям не надоедают игрушки, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам, способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.
Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми дети обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок, последовательному нанизыванию колечки. В играх этого вида развивается сенсорное восприятие, речь, память, внимание. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
Таким образом, игрушки нужно подбирать по возрасту и они должны нести педагогическую ценность, необязательно покупать дорогие игрушки, игрушку можно изготовить из подручных материалов. Взрослый должен создать условия для свободной и совместной игровой деятельности, ведь правильная организованная деятельность детей является важным фактором успешного воспитания маленького ребенка в семье и детском саду.
30. Особенности содержания, организации и методики проведения занятий в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.
Занятия - это форма организации обучения в детском саду. Они обязательны для всех дошкольников; для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность.
Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Содержание учебного материала постепенно усложняется.
Занятия в детском саду имеют большое значение для подготовки детей к школе. Дети овладевают на них навыками учебной деятельности, становятся более собранными, организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям. При систематическом обучении формируются познавательные интересы.
Обучение детей в коллективе имеет определенные преимущества: в совместной работе они активно влияют друг на друга, имеют возможность проявить инициативу, смекалку. Когда перед детьми ставятся задачи, требующие общих усилий, возникают совместные переживания, формируется чувство коллективизма. Экскурсии, совместное выполнение работ по рисованию, лепке, конструированию, объединение в общих играх и плясках на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию движений, совместные переживания, вызванные чтением художественной литературы,- все это способствует созданию дружного детского коллектива и формирует умение жить и работать в нем.
В процессе обучения на занятиях у детей воспитывается интерес к школе и учению, вырабатываются навыки правильного поведения, чувство ответственности, исполнительность, выдержка, привычка к трудовому усилию.
Следует проявлять большую осторожность в установлении правильной учебной нагрузки, продолжительности занятий, определении их места в режиме дня, частоты и регулярности по разным разделам программы.
Наиболее целесообразно проведение занятий в первую половину дня: в это время дети легче переносят умственную нагрузку, обеспечено хорошее освещение. Количество занятий по каждому разделу и их продолжительность в разных возрастных группах определены в «Программе воспитания в детском саду» с учетом возрастных особенностей детей.
В первой младшей группе занятия проводятся с двумя подгруппами детей поочередно. Состав их в подгруппах постоянный. С учетом периодов наиболее высокой работоспособности детей составляется сетка занятий (расписание) на неделю. Наиболее высокий уровень работоспособности наблюдается у детей в средние дни недели - вторник, среду, четверг; на эти дни в сетку включаются более сложные занятия, требующие активной мыслительной деятельности (развитие элементарных математических представлений, развитие речи, и т. д.). В расписании их лучше ставить первыми, а занятия, требующие большой двигательной активности и имеющие значительную эмоциональную нагрузку (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности),- вторыми.
Проведений занятий требует соблюдения определенных гигиенических норм: помещение должно быть проветрено, мебель соответствовать росту детей, свет падать преимущественно с левой стороны, причем необходимо обеспечить нормальную освещенность помещения. Воспитатель во время занятия обязан постоянно следить за позой каждого ребенка, так как длительное сидение за столом в неправильной позе может вызвать искривление позвоночника. Чтобы избежать утомления детей, он неоднократно в течение занятия меняет характер их деятельности, особенно на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений, требующих наибольшего умственного напряжения.
Занятие имеет следующую структуру: организация детей, основная часть и окончание. Содержание и методика занятий должны быть тщательно продуманы, чтобы дети уже в дошкольном возрасте полюбили учение и участвовали в нем с желанием и охотой. По мере того как дошкольники овладевают учебной деятельностью, они все более чутко реагируют на слово воспитателя и без особого труда и с интересом переходят от игры к занятию.
Собрав детей, педагог проверяет их готовность к занятию: внешний вид, правильность посадки, собранность внимания. Чтобы занятие прошло успешно, он вызывает у детей интерес к предстоящей деятельности, используя разные приемы в зависимости от их возраста и от того, насколько сформированы у них познавательные мотивы учебной деятельности.
Для создания интереса к занятию у младших детей воспитатель иногда пользуется приемами, которые содержат развлекательность, сюрпризность, загадочность.
В старших группах воспитатель в отдельных случаях предупреждает детей о предстоящем занятии накануне или даже за несколько дней, так как их интересует само его содержание. За неделю до занятия педагог объявляет детям, что они поедут на экскурсию, на Красную площадь, предлагает им рассмотреть иллюстрации, вспомнить, что они видели во время прогулок с родителями. В течение оставшихся дней дети живут ожиданием предстоящей экскурсии, интерес к занятию у них создан.
Дети старшей группы должны понимать необходимость и обязательность занятий, осознанно готовиться к ним. На занятии детям сообщаются новые знания, дается установка для выполнения заданий, организуется помощь тем, кто затрудняется, и обеспечивается сочетание коллективных форм работы с индивидуальным подходом. Чтобы все дети успешно справились с работой, воспитатель использует разнообразные методы и приемы.
С начала занятия важно организовать детское внимание. Это зависит от тех умственных задач, которые поставлены перед детьми. Пояснения и показ воспитатель осуществляет так, чтобы им было ясно, как они должны действовать. Объяснение не должно занимать более 3-5 мин., его не следует повторять для отдельных ребят - надо приучить всех их слушать внимательно.
Повторение необходимо, если в этом есть целесообразность. Основным мотивом поведения детей должно быть стремление узнать новое на занятиях или научиться что-то делать, тогда их внимание будет направленным. Организованное внимание - это не только результат обучения, но и предпосылка к нему.
Закрепление знаний и навыков в дошкольном обучении тесно связано с пояснениями и показом и непосредственно следует за ними, пояснение переходит в упражнение. Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно воспроизвести учебный материал, как это делают школьники при приготовлении домашних заданий. Поэтому воспитатель сам организует этот процесс воспроизведения. Для закрепления знаний и умений используется повторение и упражнение. Не следует прибегать к механическому повторению, так как не осмысленные детьми знания даже при систематическом повторении остаются мертвым грузом. В процессе повторения, упражнения воспитатель вносит дополнения, подробности, которые повышают интерес детей к знаниям, углубляют их. Используются различные способы закрепления в зависимости от программных задач занятия и от возраста детей.
То, что дошкольники должны усвоить и запомнить, следует оформить словесно. Поэтому детям надо предоставлять возможность проговаривать те или иные положения (например, при обучении счету, конструированию, рисованию предложить объяснить, что они будут делать и в какой последовательности, какие материалы для этого используют). В процессе закрепления большую роль приобретает самостоятельная работа детей с дидактическими материалами, выполнение упражнений, заключающих в себе умственную задачу. Так, на занятиях по счету они индивидуально выполняют упражнения со счетным материалом: составляют множества по заданию воспитателя, увеличивают или уменьшают их, отсчитывают заданное количество предметов, составляют большее число из двух меньших. С этой целью могут быть использованы и игрушки, сделанные по принципу самоконтроля.
Заканчивая занятие, воспитатель подводит итог: анализирует вместе с детьми выполненные работы, оценивает участие детей в занятии, иногда говорит о том, чем они будут заниматься в следующий раз по данному разделу программы. От правильной оценки знании и умений детей во многом зависит овладение ими учебной деятельностью. Воспитательное значение имеет такая оценка результатов работы детей, в которой имеется сравнение результата с поставленной дидактической задачей. Не простая похвала, а оценка «правильно» или «неправильно» более ценна в глазах ребенка, так как она связана с анализом того, что он выполнил.
Требования, которые воспитатель предъявляет к детям на занятиях, должны соответствовать их возрастным возможностям. Как уже отмечалось, занятия в первой младшей группе проводятся по подгруппам. В то время как одна подгруппа занимается, другая играет; присматривает за играющими детьми няня. Занятие продолжается 10-15 мин., после чего подгруппы меняются местами. Воспитатель добивается, чтобы каждый из малышей активно участвовал в работе: ответил на вопрос, показал названный предмет, нарисовал, вылепил.
Виды труда детей дошкольного возраста. Содержание и воспитательное значение каждого вида труда.
Трудовое воспитание: это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности передаче трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются методической его руководства. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом».
Можно найти подход к каждому ребенку, при правильном руководстве и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться с удовольствием и с удовольствием выполняли любые трудовые задания
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда:
1) Самообслуживание
2) Хозяйственно-бытовой труд
3) Труд в природе
4) Ручной труд
Эти вида труда не только доступны, значимы для дошкольников, но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием но и своим назначением.
Генетическим первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желание к посильному труду.
Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию нарастает. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в самообслуживание.
В старшей группе объем задач по трудовому воспитанию достигает максиму и делается большой акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в самообслуживании. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Хозяйственно-бытовой труд-предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей, инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно – бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно – бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений,протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем, что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) участия добиваются результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующим перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.
Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.
Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.
Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком… Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка
Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия.
Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» - говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалит мальчиков и спрашивает: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?» Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.
Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задать вопрос: «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто Выстирали или белье осталось грязным) помочь им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда. Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия.
На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: Самообслуживание, хозяйственно – бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.
32. Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
Главная проблема большинства детских садов – это Отсутствие взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Если нет этого взаимодействия, значит, и не будет результативной деятельности, позволяющей выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей.
От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит, будет ли успешным всестороннее и полноценное развитие ребёнка. Интересы ребёнка для нас на первом месте, следовательно, решение данной проблемы в этом дошкольном учреждении играет важнейшую роль. Масштабы проблемы весьма велики, поэтому следует приступать к её разрешению незамедлительно.
Проблему взаимодействия детского сада и семьи, единства в подходах к общественному и семейному воспитанию я считаю одной из самых актуальных на сегодняшний момент. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит развитие ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.
Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй каждый день, час…. Как следствие происходит недопонимание и жалобы, зачастую выходящие за пороги образовательного учреждения.
Данная проблема с взаимодействием не даёт возможности развиваться ребёнку, педагогу, всему учреждению…
Если семья не довольна в чём-то дошкольным образовательным учреждением или конкретно каким-либо действием воспитателя или любого сотрудника, то это обязательно отразится на поведении, отношении ребёнка к детскому садику.
Например, сейчас актуальна такая проблема - родители не понимают или не хотят понимать, зачем нужен субботник, испытывают злость, негатив (у них забирают выходной, сон, отдых, время, это настроение и отношение обязательно передаётся ребёнку. А ведь субботник – это и общение и трудовая деятельность, игра, праздник! А потом, когда появляется фотоотчёт по субботнику, ребёнок там не найдёт себя и спросит у мамы почему его нет на фотографиях …. Что ответит мама? Как себя будет чувствовать ребёнок? Это лишь один пример, когда полностью отсутствует взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй. Такого не должно быть! Мы все «органы» одного мощного организма, одной системы и должны работать как одно целое.
Если проблему взаимодействия семьи ребёнка с дошкольным образовательным учреждением упустить, не решать, не предпринимать никаких действий, то теряется всякий смысл существования образовательного учреждения, его сотрудников.
Данная проблема затрагивает всех и исходит как от родителей, так и от воспитателей. И источников этой проблемы два - ДОУ И СЕМЬЯ.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями, так как не знаем какую выбрать форму взаимодействия.
Из всего выше сказанного ясно, что данная проблема важна как для дошкольного учреждения, так и для семьи дошкольника. Если ничего в этом направлении не делать, не менять, то страдает весь образовательный процесс.
Одна из причин отсутствия взаимопонимания и взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй - это отсутствие единого образовательного пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье - и это необходимо менять, так как с этой проблемой мы сталкиваемся каждый час и каждую минуту.
Еще одна причина возникновения данной проблемы - это Не затрагивание учета в образовательном учреждении стратегии семейного воспитания (необходимо учитывать историю развития семьи)- а это важный момент в данной ситуации.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, будет осуществляться работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения с семьей дошкольников.
Наши варианты решения проблемы:
•Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
•Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через еализарцию двух направлений работы;
•информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
•обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских отношений;
•Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т. д.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:
Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).
Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.
В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что ДУ является лишь помощником в важнейшем деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность к реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения - мы начинаем работу над исправлением данной ситуации.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое, а так же интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей
На данном этапе понятно, что при максимальном вложении трудовых ресурсов всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения и минимальных финансовых затратах и рисках, мы можем достигнуть максимального взаимодействия с семьёй.
Семья и детский сад – это два общественных института, они стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать, понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное. Что мы можем сделать - это установить доверие между семьёй и детским садом, что позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Работая над решением данной проблемы взаимодействия ДУ с семьёй, можно добиться того, что значительно улучшаются взаимоотношения с детьми, родителями и воспитателями, что инициирует подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья наших детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование!
33. Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования.
В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно - технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образованияиспользуются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
а) Работа с педагогами может включать:
инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
выставки пособий и дидактического материала;
заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
б) Работа с детьми может включать:
участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.
в) Работа с законными представителями детей может включать:
посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
дни открытых дверей;
анкетирование родителей;
тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).
г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:
диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
проведение коррекционных занятий с детьми;
консультации педагогов;
индивидуальные консультации для родителей;
участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.
Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования
Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников
Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.
Беседы с педагогами по вопросам:
знания нормативных правовых актов;
программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).
Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.
Деятельность психологической службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.
9. Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.
34. Теоретические основы планирования работы в учреждении дошкольного образования: виды, функции и принципы планирования.
Исходя из Кодекса Республики Беларусь об образовании «образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ». Основным направлением деятельности учреждений дошкольного образования в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования, дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.
Каждый педагог к планированию образовательного процесса должен подойти творчески. Необходимо планирование совершенствовать, обновлять регулярно методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрять в содержание образовательного процесса инновационные и компьютерные технологии, что поможет обеспечить качество образовательного процесса.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.
Примерная предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками
На год планируются:
1. Задачи учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.
2. Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).
(необходимо использовать издания с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь)
3. Список детей по подгруппам.
4. Виды детской деятельности
5. Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).
Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке циклограммы в младших, средних, старших группах педагогу следует отразить специфику видов детской деятельности с учетом возраста детей).
В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах деятельности детей в первой и второй половине дня.
5. Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).
На месяц планируются:
1. Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).
2. Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.
3. Специально организованные виды деятельности (игры-занятия, занятия на каждый день в соответствии видами детской деятельности на неделю):
- тема недели;
- вид занятия;
- тема занятия;
- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- источники планирования;
- дополнения.
5. Виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.
Виды детской деятельности
«Общение» - планируются беседы, разговоры, коммуникативные и проблемные ситуации, этюды (этюд - имитация, этюд – пантомима), ситуации невербального общения (Выходи играть к нам, Тише, Разговор через стекло, Предупреди друга, что дорога скользкая, Поздороваемся с закрытыми глазами и т.д.), игровые развивающие комплексы, рассказывание, объяснение, рассуждения, диспут, дискуссия, обсуждение ситуации, решение проблемных вопросов или задач или ситуаций, составление сообщения и т.д.
«Познавательно-практическая деятельность» - элементарно опытническая деятельность, обследование предметов, пространства, экскурсии, рассматривание карт, наблюдения, моделирование и т.д.
«Игровая» - игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и др.
«Художественная»:
- музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.
- изобразительная: рисование, лепка, аппликация, рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.
- художественно-речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи; фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.
- театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.
«Элементарная трудовая деятельность» - поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурство.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 556.