Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре) и структуре. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную оплату, льготы по кредитам и т.д.
Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.
Ассортимент - это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду продукции.
Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень.
Выполнение плана по ассортименту можно оценить следующими способами:
1. По способу наименьшего процента.
2. По удельному в общем объеме наименованию изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
3. С помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту):
Ка =
Причины недовыполнения плана по ассортименту можно сгруппировать следующим образом:
Внешние причины:
- изменение спроса на отдельные виды продукции;
- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам;
- прочие.
Внутренние причины:
- недостатки в организации производства;
- ненадлежащее техническое состояние оборудования, его простои, аварии;
- прочие.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Изменение структуры производства оказывает существенное влияние на следующие экономические показатели:
- объем производства в стоимостном выражении;
- материалоемкость;
- себестоимость товарной продукции;
- прибыль и рентабельность.
При увеличении удельного веса более дорогой продукции увеличивается объем ее выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
или
Где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
Q – выпуск продукции в натуральном выражении;
D – удельный вес каждого вида изделия i-го наименования
р – цена за единицу.
2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана:
ВП – процент выполнения плана
3. Метод средних цен:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 211.