Разновидности квестов для детей и их преимущества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечающий новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В соответствии с ФГОС детский сад обязан: обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является совместная игра.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ продолжается работа в детско – родительском клубе «Семеечка», целью которого является создание единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, используя метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы взаимодействия с родителями детей, достойное место среди которых могут занять квесты.

Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Популярным развлечением для современных детей становится игра-квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных сказочных или мультипликационных героев. Продумываются материалы для заданий.

В нашей группе «Звездочка» прошло одно из самых ярких и запоминающихся мероприятий, проводимое в рамках работы клуба «Семеечка» - «Путешествие в парк развлечений». Для каждой группы были разработаны увлекательные маршруты, проходя по которым узнавали мелодии, составляли пословицы, проходили препятствия, искали подсказки и самостоятельно прокладывали путь к парку развлечений, где их ждал главный приз. Участие в квест-играх под названием «Путешествие в парк развлечений», «Загляни в мои глаза, там живет лишь доброта», «Уроки чистоты» дало возможность людям старшего поколения испытать забытое чувство игры, азарта. Игра закончилась, а дети не могли сдержать эмоций! Радость, восторг, гордость, здоровый азарт – все это было на их лицах. Такие же чувства испытывали организаторы, родители и гости праздника. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря клубу, родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Я стремлюсь, чтобы ребенок – педагог – родитель стали друзьями, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка, любят таким, какой он есть. Я глубоко убеждена, что так и надо работать с семьей в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателей. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах». Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Образовательная деятельность в формате квеста замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Итак, проведенные мероприятия показали, что при использовании нетрадиционных форм родители раскрепощаются, получая новые знания. Нетрадиционные формы работы – это эффективный способ обогащать и пополнять знания родителей в воспитании детей. Все темы мероприятий, приведенные в таблице, носят характер практического содержания

 

 

План мероприятий

Тема Цель Планируемый результат
Квест к дню пожилого человека на тему: «Нам года - не беда»   Цель: Создание условий для полноценного общения людей старшего поколения и детей. Осознание ценности общения с детьми, получения чувства радости от заботы детей, через участие в совместных играх.
Квест к дню Матери на тему: "Загляни в мои глаза, там живет, лишь, доброта" Цель: Создание условий для полноценного общения мам и детей. Осознание ценности эмоционального общения с детьми, через участие в совместных играх.

Рекомендации и подсказки в организации праздника

В этой статье мы делаем попытку рассмотреть общеметодические подходы к организации праздников. Методика буквально - процесс осуществления задуманной деятельности, совокупность способов и приемов упорядоченных действий по организации чего-либо.

В нашем случае, праздников. Методика - это алгоритм конструирования и организации деятельности.

Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и ценностях творчества в различных видах деятельности. Ведь детский праздник - комплексная, синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности: ритуалы, традиции, элементы театральности и костюмированного шоу, различные жанры художественного творчества; это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Дети, участвуя в празднике, всегда ожидают от него что-то необычное, яркое. И бывают очень разочарованы, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что может быть значимо для школьника на празднике: где, в чем и как проявятся его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия? Но можно спроектировать события, значительные для активных натур ребят.

Праздник лишь тогда удается когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников - детей и опыта мудрых режиссеров - взрослых, которые умеют организовать работу с учетом таких принципов подготовки и проведения детских праздников, как:

1. Коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по мере необходимости, возможности, желания и родителей в подготовке и проведении праздника);

2. Самореализации каждого ребенка (у каждого должно быть необходимое творческое пространство для выражения своей индивидуальности в любом празднестве);

3. Разумная цикличность праздников (не слишком редко, но и не очень часто; с учётом структуры учебного - года продолжительности четвертей, каникулярного времени, возможности подготовки и эмоционального насыщения).

Праздники - рентген характера растущего юного человека. И этим они значимы для учителей и воспитателей. Праздники нельзя превращать в торгово-бизнесные ярмарки (как и в «праздники желудка»). Они приобщают детей к мировой национальной культуре, к народному досугу, важнейшей частью которых они, праздники, являются.

Праздник лишь тогда Праздник, когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников-детей и опыта мудрых режиссеров-взрослых.

Любой праздник - радость: ты получаешь ее от самого участия в нем и оттого, что можешь подарить радость другим. Поэтому все - и взрослые - преподаватели, и дети - учащиеся школы с удовольствием готовятся к празднику, а затем и участвуют в его проведении.

Праздничная программа включает в себя стихи и драматические постановки, вокальные и хореографические номера, а также выступление ребят, обучающихся играть на различных музыкальных инструментах и, конечно - разнообразные подарки, которые готовятся на уроках творчества в начальных классах и в творческих мастерских.

Таким образом, к празднику практически у всех ребят всегда готовы и сделанные своими руками подарки, и разножанровые номера (руководители мастерских, составляя план работы на год, заранее продумывают учебный материал так, чтобы к традиционным праздникам у ребят было чем удивить и порадовать преподавателей, родителей и друзей). Эта система позволяет нам воплощать на практике принцип самореализации каждого ребенка.

О реализации принципов коллективности и разумной цикличности праздников пойдет речь далее.

Любой праздник в школе - праздник «семейный»: на него собирается либо «малая семья» - класс, параллельные классы или две «параллели», либо «большая семья» - учащиеся со своими родителями и преподавателями всей школы, а также выпускники разных лет, которые стараются, по мере возможности, «зайти на огонек», чтобы повидаться со своими преподавателями, бывшими одноклассниками, младшими друзьями.

В течение года в торжественной обстановке «большая семья» обычно собирается около 5-ти раз: 1 сентября, 5 октября, накануне 8 марта и 9 мая, 25 мая; «малая семейка» же - чаще: в дни времен года (4 раза в год), день мальчиков (23 февраля) и день девочек (7 марта), на вечер встречи выпускников. В классах могут также проводиться и нетрадиционные праздники, такие как Рождество, День влюбленных, Масленица или встреча Нового года по восточному календарю и т. п.

Поэтому и в подготовке, и в проведении любого праздника всегда принимают участие абсолютно все дети, а также преподаватели и родители - по мере необходимости возможности и заинтересованности (так мы воплощаем принцип коллективности).

Поздравление, конкурсы, игры, танцевальная часть и угощение - это традиционные компоненты праздничных классных мероприятий, которые имеют менее торжественный, но более спонтанный, импровизированный, развлекательный характер. Проводится это может, как в специально оформленной для мероприятия классной комнате, так и в лесу (на природе вообще - в парке, на берегу реки, водохранилища и т. д.), в друг ом городе, куда ребята едут по случаю торжества и т. п.

Главная задача в том, чтобы ребята не воспринимали праздник только как возможность получить подарок и съесть приготовленные сладости, но ценили возможность коллективной подготовки к нему (лучше - по секрету от других участников, потому что сюрпризы всегда приятны и интересны), возможность порадовать других и пообщаться с друзьями в нетрадиционной обстановке. Поэтому мы стараемся не приучать детей к обильному угощению, длительному поеданию сладостей во время торжества, а поощряем именно деятельную часть мероприятия, где ребята представляют самостоятельно подготовленные номера и спонтанно, творчески проявляют себя в предлагаемых одноклассниками или взрослыми организаторами играх и конкурсах, поздравляя друг друга и гостей: учителей, родителей, братьев, сестер и друзей, которые могут присутствовать на любом празднике не только как зрители, но и как активные его участники; в гости к классу может прийти также и любой другой приглашенный класс.

Праздник как человек интересен своеобразием (нельзя по одному сценарию с одними и теми же участниками проводить не только разные праздники, но и дин и тот же праздник несколько лет подряд). Нельзя, однако, отрицать и традиции - повторение чего-либо: традиционные формы, номера и т. п. - это родное, этого всегда ждут. Все равно любое традиционное действие, повторенное вновь, будет иным по сравнению с предыдущим. Оптимально - сочетать традиции и новые идеи, элементы.

У каждого праздника - своя прелесть, свой характер, свои краски и звуки, у каждого - свое лицо, своя идея. Ведущую идею праздника отражает его наглядность, церемониалы, символы, репертуар концертной части и т. д. Содержание праздника воплощается в музыке, стихах, песнях, тематических, хореографических и актерских постановках, играх конкурсах.

Безусловно, сценарии одного праздника будут абсолютно отличны друг от друга, если будут написаны разными людьми, ведь работа сценариста - это творчество, а оно есть проекция индивидуальности личности. Конечно, и один человек вполне может создавать ежегодно новые сценарии к традиционным праздникам, но «почерк» сценариста и режиссера, его стиль, индивидуальность, подход всегда узнаваемы какой бы неплохой была новая работа на предыдущую.

Поэтому для того, чтобы праздничные представления получились еще более разнообразными и интересными, созданием сценариев и подготовкой к праздникам занимается не один специально назначенный на такую работу человек, а разные представители педагогического коллектива: любой, кто пожелает проявить себя в сценаристском и режиссерском творчестве (а нередко и как исполнитель каких-либо ролей, хореографических номеров, аккомпаниатор или ведущий программы), будь то педагог-организатор, психолог, пре- подаватель-предметник или классный руководитель (ведь преподаватели школы, в большинстве своем, - люди творческие).

Положительный смысл такой работы мы видим не только в том, что каждый праздник получается непохожим на предыдущий, но и в том, что преподаватели имеют возможность самоактуализироваться через творчество, получать удовлетворение от своей работы и показать детям пример того, что творить может каждый, независимо от должности и профессии, а это является очень существенным условием в развитии творческой в личностях воспитанников.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.