Методика организации и проведения игровых программ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже в начальной стадии разработки любой игровой досуговой программы необходимо попытаться увидеть все ее содержание. В этом организаторам поможет блоковая си­стема, то есть структурное изображение содержания иг­ровой программы. Каждый игровой эпизод-блок живет самостоятельной жизнью, развиваясь по законам драматургии: от пролога к завязке конфликта, его развитию. Итак. Организаторы разрабатывают каждый блок: сюжетно или перечислением его основных частей — игр. Нужен замысел, сценарно-режиссерский ход — прием подачи игрового материала. Это может быть: путешествие («На поляну игр»), приключение («Приключения в сказочном лесу»), в мире сказочных героев («Город стеклянных человечков»), листаем книгу («Игры наро­дов мира»), вращаем глобус («Дадим шар земной детям»), сновидения («Сон Снегурочки в Новогоднюю ночь вале») и т. д.

Сценарно-режиссерский ход (образно-смысловой) про­является в трех ключах:

1. Образно- игровой — через игру актеров (актерское мастерство).

2. Декоративно-образный — через костюм, мизансце­ну, оформление игровой площадки, реквизит.

Например: игровое поле — это развернутая гармонь с цветными, яркими, ситцевыми мехами.

3. Образно-музыкальный. Все игровые эпизоды объеди­няются лейтмотивом (одна и та же музыкальная фраза). Например: «Барыня».

Между игровыми блоками, особенно в конкурсных программах, необходимо предусмотреть время для рабо­ты жюри, которому следует подвести итоги. Для запол­нения этой «паузы» в представлении нужны зрелищные заставки. Это могут быть концертный номер, реклама, игры с болельщиками (зрительным залом), гость. Итоговый вариант расположения блоков, заставок и есть каркас игровой программы, в котором легко увидеть нерешенные проблемы: фонограммы, декоративно-худо­жественное оформление, нужный реквизит, последователь­ность выходов на игровое поле необходимое количество призов, ассистентов и т. д.

Подготовка игровой развлекательной программы - дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий. Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит прежде всего разработка сценарного плана (блоки игровой программы) или сценария (подробная литературно драматургическая разработка темы, конфликтов). Только потому начинается режиссерско-постоновочная работа.

Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены). Большое значение в создании зрелищности программ имеет оформление помещения, сцены — игрового поля, подбор или изготовление игрового реквизита, сценических костюмов. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок - концертных номеров, во время исполнения которых жюри подводит итоги конкурсов. Конкурс или конкурсно-игровая развлекательная программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов и поощрений. В целях организации будущего мероприятия все выше изложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указание ответственного.

Любое досуговое мероприятие, о том числе конкурсно-игровые развлекательные программы, в процессе проведения не исключает импровизации и наличия непредсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность зрелищных заставок, выступления жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод (ассистентская группа). Театрализованная игровая программа требует разработки каркаса программы (монтажного листа), эскизов оформления игровой площадки, костюмов действующих лиц, рекламы и пригласительных билетов.

Большую роль играет определение порядка выхода на сцену, который вывешивается на видном для исполнителей месте на игровом поле.

1. Основные типы досуговых программ учреждений дополнительного образования, их характеристика.

Понятием досуговая деятельность обозначают организацию и реализацию различного рода массовых досуговых мероприятий - праздников, фестивалей, концертов, конкурсов спортивных соревнований, тематических дней и недель вечеров и т.п. Досуг в учреждениях дополнительного образования реализуется через организацию досуговых программ. Досуговая программа,как самостоятельно законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает влияние на нее. В практике работы учреждений дополнительного образования выделяются семь типов программ:

разовая игровая программа;

конкурсно - игровая программа по заданной тематике;

игра-спектакль;

театрализованная игра;

зрелище;

праздник;

длительная досуговая программа.

Разовая игровая программане требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа.

Конкурсно - игровая программапо заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Игра-спектакль.Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

-смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;

-приветствия, презентации, церемонии;

- гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

-физкультурные праздники;

-тематические недели, тематические дни и др.

Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.

Таким образом, культурно - досуговую деятельность мы относим к ведущей деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Её отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного ребёнка, так и отдельных социальных групп детей.

Формы проведения мероприятий. Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга. Культурно-досуговые программы и их особенности.  Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными. Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех возрастных категорий, причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) - обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий. Типы программ культурного досуга Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.

1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.

2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные интеллектуальные игры. Для детей такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения массовых мероприятий состоит в приобретении навыков командной игры. Форма КВН Конкурсная игровая программа такой формы не проводится без полного сценария, где сформулированы задачи, описана поготовка, дан список рекомендуемой литературы. Новые формы проведения мероприятий дают возможность организации продуманного и ожидаемого публикой праздника. Среди особенностей подготовки такого плана конкурсно-игровых программ и их проведения главные аспекты таковы: Очень важно не превратить эту весёлую игру в скучный экзамен, когда нет места выдумке, фантазии и импровизации. С другой стороны, самостоятельность должна тонко, но неуклонно сопровождаться руководством ведущих, чтобы избежать дурного тона и всяческой пошлости. В случае если КВН проводится среди школьников, важно прививать вкус к тонкому юмору, интеллигентной шутке, учить находить смешное и в себе, и в окружающей жизни. Игры интеллекта Формы и методы проведения мероприятия допускают организацию массовых интеллектуальных игр как вид конкурсно-игровой программы. Здесь успех приходит за счёт эрудиции, интеллекта, мыслительных способностей человека - смекалки, сообразительности, способности предугадать ситуацию.. Хороши, например, сюжетные викторины, в которых присутствует экономическая стратегия. Формы проведения досуговых мероприятий здесь не слишком разнообразны: чаще всего это вопросы, предлагаемые участникам. Поэтому наиболее важны для организаторов именно подбор тем и составление вопросов. Игра в театр Игра-спектакль предполагает наличие ведущих этой игровой программы. Ими чаще всего выступают организаторы праздника, если он для взрослых, и педагоги, если праздник для детей. Формы проведения культурно-досуговых мероприятий предусматривают в данном виде игры обязательность сюжета, выстроенного таким образом, чтобы абсолютно посторонние люди могли без подготовки выполнять задания или играть небольшие роли. Судьба героев этого полуимпровизационного спектакля будет целиком и полностью зависеть от непосредственных участников театрального действия. Сюжетная игра Это тоже театрализованное мероприятие. Какие бывают формы проведения мероприятий такого плана? Весьма разнообразные. Здесь главное - создание определённой атмосферы и выработка чёткой конструкции игровой ситуации. Период подготовки может быть длительным. Очень интересный ход - подготовка инициативной группы, которая в процессе театрализованной сюжетной игры будет постепенно привлекать к действию посторонних. Очень важна заблаговременная информация по тематике. Например, за несколько недель объявляется проведение костюмированного бала под названием "Девятнадцатый век. Пушкин и его Музы". Желающие участники постараются раздобыть или соорудить костюмы и проникнуться обстановкой светского раута. Далее все козыри будут в руках организаторов. Для проведения подобного праздника понадобится подробный план проведения с чётко изложенными задачами, подготовка экспозиции (декорации и так далее). Зрелище и праздник Основные формы проведения мероприятий как раз зрелищные. Это могут быть концерты, спортивные соревнования и многое другое. Здесь обычно присутствуют исполнители и зрители. Часто подобные формы используются как фрагменты народных гуляний и других массовых мероприятий. Праздник - трудоёмкий вид досуговой программы. Он требует большой подготовки, разнообразия в видах деятельности и таких приёмов проведения, чтобы привлечь к участию как можно большее количество людей. Развлечения должны чередоваться, переходя от зрелищ к массовому участию. Это всевозможные слёты, конкурсы, смотры, фестивали, творческие отчёты, приветствия, церемонии, презентации, гулянья, карнавалы, театральные постановки, спортивные и физкультурные праздники, тематические дни, недели и так далее. В рамках массового праздника может быть использовано очень много различных видов работы. Здесь происходят награждения, выступают герои тех или иных важных событий, проводятся всякие игровые программы и торжественные ритуалы. Программа праздника Программа должна быть напечатанной в нескольких экземплярах и находиться не только у каждого из ответственных за праздник и организаторов, но и у тех заранее готовившихся участников, которые задействованы во всех фрагментах программы. С простым перечнем концертных номеров праздник может не получиться. Также в программе подробнейшим образом должна быть расписана вся подготовка к празднику, организационные мероприятия с указанием ответственных и т. д. Длительная программа досуга Так называется программа, рассчитанная на более или менее постоянный состав её участников. Например, художественная студия, кружок авиамоделизма и так далее. Длится такая программа в зависимости от формы проведения культурно-досуговых мероприятий от нескольких дней до нескольких лет. Есть литературные студии, которые отпраздновали пятидесятилетний юбилей, например. Тип этих мероприятий ближе всего к сюжетно-ролевым играм, а главное здесь для успешного и действительно длительного периода работы программы досуга - наличие связывающей воедино некой социальной идеи (сюжет), творческой деятельности коллектива (системообразующий фактор), самовыражение личности в разнообразии игровых ситуаций, свободный выбор темы и смена её при желании. Для детей В педагогике программа деятельности сюжетно-ролевой игры применима и в рамках школы, и в летнем лагере, и в детских группах дополнительного образования. Есть правило для таких программ, которое обязательно для выполнения: разграничение чётких этапов, которые начинаются и заканчиваются каким-либо ярким событием. Это и ролевые ситуационные игры по типу хоббитских, и "Путешествия с привалами", и всяческие "Робинзонады". Длительные программы досуга особенно популярны в летних лагерях, так как игра-эпопея может стать основой целой смены лагеря, если объединить все мероприятия одной тематикой. Этой тематике будут подчинены деятельность всех коллективов, все общелагерные массовые праздники. Опыт проведения таких ролевых игр накоплен огромный. Например, очень популярна игра "Новая цивилизация" для старшеклассников. Примеры 1. Игра "Республика". Создаётся своеобразное государство, где основной закон отражает и права, и обязанности всех граждан (и детей, и взрослых). Воспитывается гражданская позиция через участие в моделировании управления государством, прививаются навыки и умения демократической жизни. 2. Игра "Путешествие", в ходе которой совершается плавание по курсу в Океане Учения. 3. Игра "Строительство". Этой программой особенно хорошо можно увлечь младших школьников. Каждый коллектив выстраивает свой "дом" из отношений внутри коллектива. Так вырастает микрорайон полезных дел. Длительная программа досуга обычно носит ярко проявленный образовательный характер. Формой её реализации могут быть все вышеперечисленные досуговые программы, как игровые, так и конкурсные, и обязательно - праздничные, которые входят в программу как составные элементы, ради которых и затевается вся остальная деятельность. Несомненная ценность длительных программ досуга безусловна, поскольку стимулируется развитие навыков и умений. Дети получают возможность реализовать свои запросы в самых разных областях творчества, ускоряется социальная адаптация, стимулируется социальная активность.

Этапы конкурсных процедур

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа -- процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.

Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комиссии -- органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия создается с целью легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем, утверждение принятого решения.

В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе.

Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия создается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.

Задачи конкурсной комиссии:

· Ш разработка правил проведения конкурса;

· Ш подготовка проведения конкурса;

· Ш обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса.

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

В подготовке данного мероприятия важно уделить внимание кадровому обеспечению:

· * парадигма "подбор" -- персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

· * парадигма "выборы" -- конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

· * парадигма "отбор" -- конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

Последовательность действий

· Ш Принятие решения о необходимости проведения конкурса

· Ш Создание конкурсной (избирательной) комиссии

· Ш Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

· Ш Публикации объявления о проведении конкурса

· Ш Разработка программы основного этапа конкурса

· Ш Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

· Ш Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

· Ш Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса

· Ш Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

· Ш Подготовка и оценка рефератов

· Ш Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

· Ш Рассмотрение документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

· Ш Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

Дата: 2019-02-19, просмотров: 728.