Виды и формы детских праздников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:

- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Методика организации и проведения праздников для детей. На подготовительном этапе организации праздника в детском творческом объединении при составлении плана-сценария праздника необходимо:

- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

- чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);

- предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

- сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родителей. Необязательно приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны, прежде всего, знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и других), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.

Важное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии (проекты декораций, костюмов, выставки работ обучающихся, посвященных праздничному мероприятию). Праздник целесообразно проводить в большом помещении - актовом зале, празднично оформленном спортивном зале. Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.

Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого, интересов детей, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников.

Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану.

Подготовка к праздничному мероприятию должна начинаться не менее чем за месяц до его проведения.

Особую роль выполняют педагоги, ответственные за проведение праздника.

В обязанности педагогов входит:

- разработка сценария праздника и распределение выступлений;

- разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);

- организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;

- организация и проведение репетиций;

- художественное оформление зала, холлов;

- создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник;

- организация и проведение праздничного мероприятия;

- участие в методическом анализе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;

- участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.

Важная роль принадлежит педагогу-организатору, хореографу, концертмейстеру. В их обязанность входит:

- разучивание концертных номеров - исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений;

- постановка музыкально-драматических инсценировок;

- изготовление декораций и костюмов;

- подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.

В обязанности педагогов входит предварительна работа по подготовке

праздника.

- разъяснение значения праздника;

- разъяснение детям народных традиций и обычаев, связанных с праздником;

- участие педагогов в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);

- проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;

- изучение пожеланий, интересов и склонностей детей по организации и проведению праздничных мероприятий.

Работа по подготовке праздников включает ряд этапов.

Первый этап - выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:

- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;

- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;

- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;

- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;

- следует соблюдать строгую регламентацию времени;

- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих. К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных).

Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и [30,с. 26-35 ].

Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов.

Работа над сценарием имеет последовательные этапы, начинается она с определения темы и идеи.

Тема - это общий характер события. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею

Идея - основная мысль. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.

Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.

Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.

Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие.

Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие.

После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение

Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.

Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр. Прекрасным организующим началом является музыка.

Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и другие формы. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.

Второй этап - организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.

В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников - массовые, групповые, индивидуальные. В основном, подготовка к празднику осуществляется на внеурочных занятиях, проводимых педагогом.

Ход подготовки к празднику обсуждается ответственными за его проведение. Особое значение имеют репетиции, которые также проходят по специально разработанному графику.

Третий этап - проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов.

Четвертый этап - анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.

После проведения мероприятия, педагоги дополнительного образования, подводя итог, выясняют: удалось ли достичь поставленных целей и задач, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как участвовали в подготовке праздника педагоги, как справились со своими задачами дети на празднике. Учитывается оформление зала, соответствовал ли использованный материал возрастным особенностям детей, как использовались технические средства. Эти и многие другие вопросы должны стать предметом обсуждения на методическом объединении педагогов.

После проведения праздника необходимо также предоставить детям возможность высказаться, поделится впечетлениями, передать свои чувства.

Таким образом, подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, педагогов, руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Специфика подготовки и проведения праздника для детей младшего школьного возраста

Технологический процесс подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы:

  • разработку сценарной основы,
  • режиссерскую организацию материала.

Специфические особенности воспитательной эффективности детского праздника:

  1. Место действия, особенность планирования.
  2. Временная протяженность праздника зависит от его объема.
  3. Особенности проведения праздника как физически, так и психологически.
  4. С кем проводить и для кого. Весь праздник должен быть в действии. Для общества и личности.
  5. Зритель должен свободно передвигаться по всем площадкам, игровым, которые есть на празднике.
  6. Место проведения площадок. Выбор центральной площадки, где разыгрывается кульминационная часть праздника.
  7. В зависимости от времени учитывать напряжение ребенка, т.к. в этом возрасте повышается эмоциональность и впечатлительность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, стремление к смене видов деятельности, активность и склонность к подражанию.

Основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является - игра. Именно по этому, игры используются почти во всех детских праздниках. Они несут в себе, как познавательный, так и воспитательный элемент. Успех детского праздника, в немалой степени зависит от умения организатора продумать роль игры в нем.

Создание сценария - обязательный этап подготовки детского праздника. Это процесс творческий. И начинается он с замысла, который определяет успех, эффективность всего праздника в дальнейшем. Замысел – это определение главной задачи праздника и способа ее художественного выражения. Он направлен на воплощение идеи детского праздника - основного вывода основной мысли, авторской оценки изображаемых событий. Для того чтобы определить идею детского праздника нужно ответить на вопрос: ради чего?

Но нужно знать еще и тему детского праздника. Д.М. Генкин дает такое определение темы: «Тема - это круг жизненных явлений, отобранных и связанных сценаристом и режиссёром». Чтобы правильно определить тему праздника педагогу-организатору нужно ответить на вопрос: о чем?

Предстоит в общих чертах продумать, как реализовать замысел. Не нужно пока уточнять мизансцен программы, расстановку действующих лиц, оформление, сначала нужно увидеть главное в детском празднике - его стержень. Нужно наметить центральный образ представления. Если замысел намечает только главные направления, то детальный сценарий рисует полную, законченную картину детского праздника. Здесь важно утвердить конкретный сюжет, т.е. основное, развивающееся по ходу действия событие или цепь событий, имеющих пространственно-временную связь. Развитие замысла - это развитие будущего сюжета, что обозначается иногда термином «найти сюжетный ход».

Е.В. Руденский считает, что «поиск яркого, интересного сюжета -неотъемлемая часть работы над сценарием, это важное драматургическое требование». Большое место в тематике сюжетов детских праздников занимает и народная, и классическая литературная сказка. Сказка раскрывает перед людьми вечные истины, идеалы добра, справедливости, красоты. Сценарное оформление детского праздника начинается с монтажа эпизодов. Главное в этой работе - смонтировать эпизод, то есть соединить средства эмоциональной организации аудитории с информационными (сюжетными) или действенно-динамическими (игра).

В сценарии детского праздника существует два основных типа эпизодов: эпизоды, построенные на сюжете (информа­ционные), и эпизоды, построенные на игре (действенно-динамические), т.е. в первом случае деятельность участников организуется путем передачи им определенной воспитательной информации, в другом случае - путем организации деятельности через специально отобранные действия (эстафеты, конкурсы, викторины и т.д.). Два типа эпизодов в детском празднике взаимосвязаны, взаимообусловлены, один эпизод вытекает из другого.

Композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для организации детского праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, т.е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его. Завязка, кульминация и раз­вязка - составные части композиции.

Пролог – это вступительная часть детского праздника, которая кратко в символической форме мотивирует его содержание, настраивает детей на определенное эмоциональное восприятие. Следующая часть композиции - завязка. Это эпизод, запускающий в движение сюжет детского праздника. Ему предшествует возникновение конфликта, т.е. столкновение двух противоборствующих сторон действия.

Следующая часть, композиции – блок эпизодов основного действия. В них происходит изображение борьбы и ее перипетии, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария детского праздника должна подчиняться следующим основным требованиям:

  1. Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с последующим.
  2. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей линии к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым.
  3. Законченность каждого отдельного эпизода.
  4. Контрастность построения.

Таким образом, действие логически подводит зрителя к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. Последующие эпизоды подводят нас к развязке - финалу действия детского праздника. Это весьма важная часть композиции: ее отсутствие или нечеткость оставят ощущение незавершенности всего праздника. Чаще она совпадает с кульминацией и является самой оптимистической и торжественной нотой всего представления.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.