Роль детских праздников в организации досуга. Виды и формы детских праздников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль детских праздников в организации досуга. Виды и формы детских праздников

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Календарь праздников меняется как меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.

Этапы конкурсных процедур

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа -- процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.

Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комиссии -- органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия создается с целью легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем, утверждение принятого решения.

В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе.

Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия создается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.

Задачи конкурсной комиссии:

· Ш разработка правил проведения конкурса;

· Ш подготовка проведения конкурса;

· Ш обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса.

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

В подготовке данного мероприятия важно уделить внимание кадровому обеспечению:

· * парадигма "подбор" -- персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

· * парадигма "выборы" -- конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

· * парадигма "отбор" -- конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

Последовательность действий

· Ш Принятие решения о необходимости проведения конкурса

· Ш Создание конкурсной (избирательной) комиссии

· Ш Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

· Ш Публикации объявления о проведении конкурса

· Ш Разработка программы основного этапа конкурса

· Ш Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

· Ш Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

· Ш Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса

· Ш Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

· Ш Подготовка и оценка рефератов

· Ш Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

· Ш Рассмотрение документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

· Ш Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

Рекомендации и подсказки в организации праздника

В этой статье мы делаем попытку рассмотреть общеметодические подходы к организации праздников. Методика буквально - процесс осуществления задуманной деятельности, совокупность способов и приемов упорядоченных действий по организации чего-либо.

В нашем случае, праздников. Методика - это алгоритм конструирования и организации деятельности.

Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и ценностях творчества в различных видах деятельности. Ведь детский праздник - комплексная, синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности: ритуалы, традиции, элементы театральности и костюмированного шоу, различные жанры художественного творчества; это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Дети, участвуя в празднике, всегда ожидают от него что-то необычное, яркое. И бывают очень разочарованы, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что может быть значимо для школьника на празднике: где, в чем и как проявятся его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия? Но можно спроектировать события, значительные для активных натур ребят.

Праздник лишь тогда удается когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников - детей и опыта мудрых режиссеров - взрослых, которые умеют организовать работу с учетом таких принципов подготовки и проведения детских праздников, как:

1. Коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по мере необходимости, возможности, желания и родителей в подготовке и проведении праздника);

2. Самореализации каждого ребенка (у каждого должно быть необходимое творческое пространство для выражения своей индивидуальности в любом празднестве);

3. Разумная цикличность праздников (не слишком редко, но и не очень часто; с учётом структуры учебного - года продолжительности четвертей, каникулярного времени, возможности подготовки и эмоционального насыщения).

Праздники - рентген характера растущего юного человека. И этим они значимы для учителей и воспитателей. Праздники нельзя превращать в торгово-бизнесные ярмарки (как и в «праздники желудка»). Они приобщают детей к мировой национальной культуре, к народному досугу, важнейшей частью которых они, праздники, являются.

Праздник лишь тогда Праздник, когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников-детей и опыта мудрых режиссеров-взрослых.

Любой праздник - радость: ты получаешь ее от самого участия в нем и оттого, что можешь подарить радость другим. Поэтому все - и взрослые - преподаватели, и дети - учащиеся школы с удовольствием готовятся к празднику, а затем и участвуют в его проведении.

Праздничная программа включает в себя стихи и драматические постановки, вокальные и хореографические номера, а также выступление ребят, обучающихся играть на различных музыкальных инструментах и, конечно - разнообразные подарки, которые готовятся на уроках творчества в начальных классах и в творческих мастерских.

Таким образом, к празднику практически у всех ребят всегда готовы и сделанные своими руками подарки, и разножанровые номера (руководители мастерских, составляя план работы на год, заранее продумывают учебный материал так, чтобы к традиционным праздникам у ребят было чем удивить и порадовать преподавателей, родителей и друзей). Эта система позволяет нам воплощать на практике принцип самореализации каждого ребенка.

О реализации принципов коллективности и разумной цикличности праздников пойдет речь далее.

Любой праздник в школе - праздник «семейный»: на него собирается либо «малая семья» - класс, параллельные классы или две «параллели», либо «большая семья» - учащиеся со своими родителями и преподавателями всей школы, а также выпускники разных лет, которые стараются, по мере возможности, «зайти на огонек», чтобы повидаться со своими преподавателями, бывшими одноклассниками, младшими друзьями.

В течение года в торжественной обстановке «большая семья» обычно собирается около 5-ти раз: 1 сентября, 5 октября, накануне 8 марта и 9 мая, 25 мая; «малая семейка» же - чаще: в дни времен года (4 раза в год), день мальчиков (23 февраля) и день девочек (7 марта), на вечер встречи выпускников. В классах могут также проводиться и нетрадиционные праздники, такие как Рождество, День влюбленных, Масленица или встреча Нового года по восточному календарю и т. п.

Поэтому и в подготовке, и в проведении любого праздника всегда принимают участие абсолютно все дети, а также преподаватели и родители - по мере необходимости возможности и заинтересованности (так мы воплощаем принцип коллективности).

Поздравление, конкурсы, игры, танцевальная часть и угощение - это традиционные компоненты праздничных классных мероприятий, которые имеют менее торжественный, но более спонтанный, импровизированный, развлекательный характер. Проводится это может, как в специально оформленной для мероприятия классной комнате, так и в лесу (на природе вообще - в парке, на берегу реки, водохранилища и т. д.), в друг ом городе, куда ребята едут по случаю торжества и т. п.

Главная задача в том, чтобы ребята не воспринимали праздник только как возможность получить подарок и съесть приготовленные сладости, но ценили возможность коллективной подготовки к нему (лучше - по секрету от других участников, потому что сюрпризы всегда приятны и интересны), возможность порадовать других и пообщаться с друзьями в нетрадиционной обстановке. Поэтому мы стараемся не приучать детей к обильному угощению, длительному поеданию сладостей во время торжества, а поощряем именно деятельную часть мероприятия, где ребята представляют самостоятельно подготовленные номера и спонтанно, творчески проявляют себя в предлагаемых одноклассниками или взрослыми организаторами играх и конкурсах, поздравляя друг друга и гостей: учителей, родителей, братьев, сестер и друзей, которые могут присутствовать на любом празднике не только как зрители, но и как активные его участники; в гости к классу может прийти также и любой другой приглашенный класс.

Праздник как человек интересен своеобразием (нельзя по одному сценарию с одними и теми же участниками проводить не только разные праздники, но и дин и тот же праздник несколько лет подряд). Нельзя, однако, отрицать и традиции - повторение чего-либо: традиционные формы, номера и т. п. - это родное, этого всегда ждут. Все равно любое традиционное действие, повторенное вновь, будет иным по сравнению с предыдущим. Оптимально - сочетать традиции и новые идеи, элементы.

У каждого праздника - своя прелесть, свой характер, свои краски и звуки, у каждого - свое лицо, своя идея. Ведущую идею праздника отражает его наглядность, церемониалы, символы, репертуар концертной части и т. д. Содержание праздника воплощается в музыке, стихах, песнях, тематических, хореографических и актерских постановках, играх конкурсах.

Безусловно, сценарии одного праздника будут абсолютно отличны друг от друга, если будут написаны разными людьми, ведь работа сценариста - это творчество, а оно есть проекция индивидуальности личности. Конечно, и один человек вполне может создавать ежегодно новые сценарии к традиционным праздникам, но «почерк» сценариста и режиссера, его стиль, индивидуальность, подход всегда узнаваемы какой бы неплохой была новая работа на предыдущую.

Поэтому для того, чтобы праздничные представления получились еще более разнообразными и интересными, созданием сценариев и подготовкой к праздникам занимается не один специально назначенный на такую работу человек, а разные представители педагогического коллектива: любой, кто пожелает проявить себя в сценаристском и режиссерском творчестве (а нередко и как исполнитель каких-либо ролей, хореографических номеров, аккомпаниатор или ведущий программы), будь то педагог-организатор, психолог, пре- подаватель-предметник или классный руководитель (ведь преподаватели школы, в большинстве своем, - люди творческие).

Положительный смысл такой работы мы видим не только в том, что каждый праздник получается непохожим на предыдущий, но и в том, что преподаватели имеют возможность самоактуализироваться через творчество, получать удовлетворение от своей работы и показать детям пример того, что творить может каждый, независимо от должности и профессии, а это является очень существенным условием в развитии творческой в личностях воспитанников.

Роль детских праздников в организации досуга. Виды и формы детских праздников

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Календарь праздников меняется как меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 209.