Органы исполнительной власти республик
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в большинстве республик главой субъекта РФ признаны президенты (например, в республиках Бурятия, Татарстан, Марий Эл и др.). Высшим органом исполнительной власти признается правительство. Так, в Республике Хакасия пост президента не предусмотрен, исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство. Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Карелия, Республике Калмыкия.

Что касается системы республиканских органов исполнительной власти, то она, как правило, включает в свой состав министерства и государственные комитеты.

Органами исполнительной власти в иных субъектах РФ, как правило, являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее различные формы своего конкретного выражения. Так, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство.

В систему исполнительных органов государственной властиКрасноярского края входят Совет администрации Красноярского края как высший исполнительный орган государственной власти края, департаменты администрации края, службы администрации края, агентства администрации края, Региональная энергетическая комиссия края, Постоянное представительство Совета администрации края при Правительстве РФ, Управление делами администрации края.

Совет администрации Красноярского края состоит из Губернатора края – Председателя Совета администрации края, первых заместителей и заместителей Губернатора края. Совет администрации считается сформированным со дня назначения 9 членов Совета администрации. Порядок деятельности Совета администрации края определяется Регламентом Совета администрации. Заседания Совета администрации проводятся не реже одного раза в месяц, они носят, как правило, открытый характер. Исключительно на его заседаниях рассматриваются:

а) проекты краевого бюджета, краевых целевых программ;

б) проекты концепций и программ, в том числе социально-экономического развития края;

в) проект программы приватизации краевого имущества;

г) вопросы об установлении цен на продукцию, товары, услуги, регулирование которых отнесено к компетенции Совета администрации края и другие вопросы.

Совет администрации по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, а также решения.

Советом администрации края формируются иные органы исполнительной власти края.

Органы исполнительной власти края, за исключением департамента администрации, находятся в ведении Совета администрации или департамента администрации.

Департамент администрации Красноярского края осуществляет нормативное правое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления, а также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и (или) агентств. Департамент возглавляет заместитель Губернатора края. Функционируют 9 департаментов (например, департамент финансов, департамент здравоохранения и социального развития, департамент жилищно-коммунальной политики и др.

Как правило, Служба администрации Красноярского края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной сфере деятельности, агентство администрации края оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом. Служба администрации края и агентство администрации края могут создавать территориальные подразделения в муниципальных образованиях края. Органы исполнительной власти края состоят из отделов.

Агентство печати и массовых коммуникаций, агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов, архивное агентство, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера находятся в ведении Совета администрации края, службы, а также другие агентства – в ведении соответствующих департаментов.

Можно сделать вывод, что за основу построения системы и структуры органов исполнительной власти Красноярского края (по организационно-правовым формам и функциональному разделению) взята федеральная система и структура органов исполнительной власти.

В целом система ОИВ различных субъектов РФ отличается отсутствием единого правового регулирования, а сами органы весьма разнообразны как по наименованию, так и по осуществляемыми ими функциям.

 

20. Административно-правовой статус государственных органов исполнительной власти,

их компетенция

Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Административно-правовой статус органов исполнитель ной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

— подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

— наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

— подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управ ление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

— оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности ц структуру органа.

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления:

– обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

– обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

– управление муниципальной собственностью;

– обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

– осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

– обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

Принципы делятся на общие и специальные.

Общие:

– верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

– самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

– наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

– соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

– многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

– соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

– законность в организации деятельности местного самоуправления;

– гласность деятельности местного самоуправления;

– коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

– государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Специальные:

– принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

– принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ».

 

21. Административно-правовой статус и полномочия Президента РФ в сфере

исполнительной власти

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ.

Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее, основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

- непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ);

- косвенно (через Правительство РФ).

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- издает указы и распоряжения;

- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;

- вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

22. Административно-правовой статус и полномочия Правительства РФ

ПравительствоРоссийской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит:

· из членов Правительства Российской Федерации;

· Председателя Правительства Российской Федерации;

· заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

· федеральных министров.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

· организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т. д.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т. д.

В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и т. д.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

23. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных Министерств,

Федеральных служб, Федеральных агентств, Федеральных комиссий и органов Федерального контроля и надзора

Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства
Полномочия федерального министерства
  • осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
  • не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Функции федерального министра
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), который:
  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законам и к компетенции Правительства РФ;
  • во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; > назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Полномочия федеральной службы
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;
  • не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Полномочия федерального агентства
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

24. Административно-правовой статус и полномочия органов государственной власти

субъектов РФ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 168.