Виды органов исполнительной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Органы исполнительной власти можно классифицировать по целому ряду признаков.

1. По основаниям образования:

■ создаваемые на основе Конституции РФ, конституций или уставов субъектов РФ (Правительство РФ, правительства, администрации в субъектах РФ);

■ создаваемые на основе иных нормативно-правовых актов (министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты, а также ОИВ субъектов РФ).

2. По характеру компетенции:

■ общей компетенции, т.е. ведающие всеми отраслями и сферами управления (Правительство РФ и правительства субъектов РФ, а также Совет администрации края (например, в Красноярском крае), администрация области);

■ отраслевой компетенции, т.е. ведающие одной отраслью управления (Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ и др.);

■ межотраслевой компетенции, т.е. ведающие вопросами управления, имеющими значение сразу для всех или для нескольких отраслей (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Государственный комитет РФ по делам молодежи и др.).

3. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

■ коллегиальные, которые обсуждают и решают подведомственные вопросы коллективно (Правительство РФ, высшие ОИВ субъектов РФ);

■ единоначальные, где вопросы решаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, ОИВ субъектов РФ).

Часто эти два принципа принятия решений сочетаются, так как во многих ОИВ образуются коллегии (коллегия МВД России), в состав которых входят руководитель органа, его заместители, другие руководящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, а ее решения реализуются, как правило, приказами руководителя единоначального органа, например, приказом министра.

4. По территории деятельности:

■ федеральные, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные ОИВ);

■ территориальные – структурные подразделения федеральных ОИВ, действующие в пределах отдельных субъектов РФ (например, ГУВД по Красноярскому краю, Главное управление Минюста РФ по Красноярскому краю, Управление ФСБ по Красноярскому краю и др.), т.е. органы, создание которых не может быть отдано на усмотрение субъектов РФ. Эти органы создаются во всех субъектах без исключения. Они не являются исполнительными органами субъектов РФ, а фактически являются филиалами федеральных ОИВ, вертикально подчиненными последним.

■ межтерриториальные ОИВ, действующие в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц, допустим, в пределах военного округа, железной дороги, федерального округа (например, ГУВД по Сибирскому федеральному округу, Управление Красноярской железной дороги и др.).

■ ОИВ субъектов Российской Федерации, создание которых осуществляется по усмотрению самих субъектов РФ (например, Агентство транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, Служба по контролю в области образования администрации Красноярского края, Управление делами администрации Красноярского края и др.)

5. По организационно правовым формам:

■ правительства, администрации, кабинеты министров (Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская республика, Адыгея, Чувашия);

■ федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты РФ;

■ министерства, департаменты, управления, службы, агентства, комиссии др. органы в субъектах РФ.

Рассмотренные нами критерии классификации ОИВ являются наиболее значимыми, но не исчерпывающими. Они позволяют всесторонне охарактеризовать правовое положение каждого органа исполнительной власти.

При рассмотрении административно-правового статуса органа исполнительной власти целесообразно выделять четыре блока этого статуса1:

- целевой блок, определяющий цели, задачи и функции органа исполнительной власти;

- организационный блок, определяющий порядок формирования (учреждения) данного органа;

- компетенционный блок, т.е. определение полномочий органа исполнительной власти;

- ответственность органа исполнительной власти за нарушение его компетенции, ненадлежащее исполнение обязанностей.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.