Любая система представляет собой такое определенное целостное единство составляющих ее и взаимосвязанных между собой частей, которое позволяет этой системе осуществлять определенные функции, не выполняемые ни одним из множества составляющих ее элементов в отдельности.
Правовую основу организации системы органов исполнительной власти составляют нормы Конституции РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», указы Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также конституции (уставы), законы и иные акты субъектов РФ.
Под системой органов исполнительной власти понимается организованная совокупность федеральных ОИВ, имеющих свою собственную компетенцию или, иными словами, круг полномочий по решению подведомственных вопросов.
Как показывает практика, система федеральных ОИВ в современный период социально-экономического развития России находится в подвижном состоянии и не отличается стабильностью.
В соответствии с положениями Конституции РФ, Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные комитеты.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти.
Особое место в системе федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти РФ.
Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110 – 117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ».
Правительство РФ – коллегиальный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Членами Правительства РФ являются Председатель, его заместители и федеральные министры. В состав Правительства РФ могут быть введены иные руководители федеральных ОИВ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре. По представлению председателя Правительства РФ Президент РФ назначает других членов Правительства РФ. Освобождение от должности Председателя (например, в связи с его отставкой) влечет за собой отставку всего Правительства РФ.
Правительство РФ руководит работой федеральных ОИВ, контролирует их деятельность, назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных ОИВ, утверждает состав их коллегий, вправе отменять или приостанавливать действие правовых актов этих органов.
Регламент Правительства РФ определяет организационные основы его деятельности (например, процедуры подготовки проектов его правовых актов). Он утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г.
Заседания Правительства РФ проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц. Для оперативного решения возникающих вопросов Правительство РФ образует постоянно действующий орган – Президиум. В него входят: Председатель Правительства РФ, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель аппарата Правительства РФ и другие лица. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов. Правительство РФ полномочно отменить любое решение Президиума.
Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата Правительства РФ являются департаменты.
Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство РФ:
1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политики.
3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
4) Осуществляет управление федеральной собственностью.
5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.
6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Постановления – это акты, имеющие нормативный характер, а распоряжения касаются оперативных и текущих вопросов ненормативного характера. Нормативные акты Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства РФ официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Распределение полномочий между иными ОИВ - федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и государственными комитетами осуществляется в зависимости не от сфер и отраслей, а с учетом выполняемых ими функций. К числу таких функций относятся:
- принятие нормативных правовых актов;
- контроль и надзор;
- управление государственным имуществом;
- оказание государственных услуг.
При этом некоторые федеральные ОИВ подчинены Президенту РФ, остальные – Правительству РФ.
Так, федеральное министерство является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
В настоящее время существует 16 федеральных министерств, 5 из них, так называемые силовые министерства, подчинены Президенту РФ. Это МВД, МЧС, МИД, Минобороны и Минюст. Остальные 11 – Правительству РФ, а именно: Министерство здравоохранения и социального развития, культуры и массовых коммуникаций, образования и науки, природных ресурсов, промышленности и энергетики, регионального развития, сельского хозяйства, финансов, транспорта, информационных технологий и связи, экономического развития и торговли.
Федеральная служба является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
В Российской Федерации создано 34 федеральных службы, 12 из них подчинены Президенту, при этом некоторые подчинены Президенту непосредственно (ФСБ, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков), а другие подведомственны силовым министерствам, которые, в свою очередь, подчинены Президенту РФ. Это Федеральная миграционная служба (МВД), Федеральные службы исполнения наказаний, регистрационная и судебных приставов (Минюст), федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, по оборонному заказу, техническому и экспортному контролю (Минобороны). Остальные федеральные службы подчинены Правительству РФ аналогичным образом, либо непосредственно (Федеральная служба по тарифам, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по финансовым рынкам, по экологическому, технологическому и атомному надзору, антимонопольная служба), либо через соответствующие министерства, например, Министерству образования и науки подчинены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная налоговая служба подведомственна Минфину, а Федеральная таможенная служба – министерству экономического развития и торговли.
Федеральное агентство является федеральным ОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Существует 35 федеральных агентств, 2 из них подчинены напрямую Президенту РФ (Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ, имеющие статус федеральных агентств), а остальные – Правительству РФ. Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ – непосредственно, а остальные через соответствующие министерства. Например, Минтрансу подчинены федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, геодезии и картографии, а также дорожное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии подведомственно Министерству культуры и массовых коммуникаций.
Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору, оказанию государственных услуг и управлению госимуществом.
Функционирует 2 государственных комитета, руководство деятельность которых осуществляет Правительство РФ: по делам молодежи и по рыболовству.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.