Установление московского единодержавия, а вместе с ним образование великорусского централизованного государства были закономерным и неизбежным явлением на пути политического самоопределения русской народности. Экономические, социальные и культурные предпосылки этого процесса сдерживались политической раздробленностью, отсутствием суверенного государства и зависимостью от Золотой Орды.
Центром объединения Русских земель стало Московское княжество. Со второй половины XIII в. началось быстрое усиление и возвышение нового удела. Как уже отмечалось, этому способствовал комплекс факторов.
1. Выгодное географическое положение города, который был расположен на пересечении дорог, ведущих из Южной Руси в Северную и из Новгородской земли – в Рязанскую. Река Москва стала таким водным путем, который соединял верховья Волги со средним течением Оки. Этим путем пользовались новгородцы, перевозя к себе хлеб, воск, мед из богатейшей Рязанской земли.
2. Политика союзов и коалиций первых московских князей, сумевших расширить свои владения и использовать выгоды своего положения.
3. Заинтересованность различных политических сил. Так, русские города – центры ремесла и торговли нуждались в создании единых правил взаимовыгодного обмена, прекращении бессмысленных войн и бесцельного опустошения. Это было возможно только при наличии сильной власти, способной гарантировать мир и спокойствие. Средние и мелкие феодалы – "дети боярские" и дворяне тяготились своей зависимостью от удельных князей и боярской аристократии. Их интересы перестали совпадать с интересами сюзеренов, поэтому они стремились освободиться от их власти. Однако это было возможно при образовании единого крупного централизованного государства. Наконец, обретение независимости возможно при свержении татаро-монгольского ига. Это можно было сделать русским княжествам только объединившись, что и показала Куликовская победа. Она позволила Руси вновь стать суверенной, расчистила путь к созданию единого Русского централизованного государства.
В основу политики централизации была положена идея о том, что великий московский князь есть единодержавный и самодержавный монарх, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги. Ее практическое воплощение и стало главной задачей московских правителей, опираясь на которую они осуществляли собирание земель в единое государство.
Князь Даниил Александрович (1261–1303) и его сын Юрий Даниилович (1281 – 1325) присоединили к Москве города: Коломну в устье р. Москвы, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия – Иван I Даниилович (1283–1340) по прозвищу Калита (т.е. кошель). В 1328 г. он добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Великий князь Иван I Калита проводил политику умиротворения во взаимоотношениях с Золотой Ордой. Во время своего княжения он сумел получить право самостоятельно доставлять дань в Золотую Орду без участия татарских сборщиков дани. Так был устранен главный повод для набегов татар. Калита превратил Москву в духовную столицу всей Руси, переведя в Москву из Владимира митрополита Петра и начав строительство знаменитого Успенского собора наподобие Успенского собора Владимирского.
Политику объединения Русских земель активно проводил Дмитрий Иванович Донской (1350–1389). Он подчинил себе суздальских и нижегородских князей, победил рязанского князя Олега. После долгой борьбы в зависимость от Москвы попала Тверь. В 1375 г. между Тверью и Москвой был заключен, наконец, мир, по которому тверской князь признавал себя "младшим братом" московского князя и отказывался от всяких притязаний на владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода была ограничена. При Дмитрии Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами.
Великий князь Иван III Васильевич (1440–1505) закончил собирание великорусских земель под властью Москвы. Первоначально подчинив себе владения русских князей, Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Где силой, а где мирными соглашениями он подчинил себе Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Пермь, Вятку. Иван III отказался платить дань татарским ханам. Великое "стояние на Уфе" (1480 г.) закончилось отступлением татар. Вместе с объединением Северной Руси произошло превращение московского удельного князя в государя всея Руси. С 1493 г. великого князя Ивана III полагалось именовать государем.
Росту международного авторитета Московского государства, развитию отношений с западными странами способствовал и брак овдовевшего Ивана III (первая жена – тверская княжна Мария умерла, когда Ивану было 30 лет) с племянницей последнего Константинопольского императора – Зоей (в крещении – Софья) Палеолог, заключенный в 1472 г. Будучи его инициатором, папа римский посредством этого брака питал надежды подчинить Москву своему влиянию. Однако его надеждам не суждено было сбыться. Идея распространения католичества среди русских была отвергнута. Вместе с Софьей в Москву прибыли греки и итальянцы. Великий князь держал их у себя как мастеров, поручая им строительство крепостей, церквей, палат, чеканку монет. Женившись на греческой царевне, Иван III считал себя преемником исчезнувших византийских императоров. Этим и объясняется введение им византийского герба – двуглавого орла. За время правления этого князя возросший престиж Москвы находит зримое воплощение в строительстве величественного Кремля под руководством итальянских архитекторов.
Централизаторскую политику Москвы поддерживала церковь, связанная тесными узами с княжеской властью. Она участвует в разработке придворного церемониала, вводимого Иваном III, что способствует легитимизации его единодержавной власти.
Кроме того, возвышению Москвы способствует и новая политическая идеология. В ее основе лежит государственная модель, завещанная Византией, падение которой в 1453 г. делает Русь наследницей православия. В русском обществе все активнее утверждалась идея о богоустановленном единстве всего христианского мира, которое последовательно олицетворяли Рим, Византия и Москва. Теорию о том, что Москва есть преемница Византии, изложил в послании великому князю Василию III Ивановичу (1479–1533) игумен псковского Елизарова монастыря Филофей. Он доказывал, что изначально центром мира был Рим, затем новый Рим – Константинополь, а в последнее время стал третий Рим – Москва. "Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывали", – писал он. Идея о всемирной роли "Москвы – третьего Рима" овладела русским народом, а московский великий князь стал рассматриваться "царем всего православия", а русская церковь – достойной преемницей греческой церкви. Передавали предание, будто сам апостол Андрей Первозванный был на Руси и благословил горы Киевские и предсказал, что на Руси будет цвести истинная вера.
Преемник Ивана III, его сын Василий III, довершает дело отца. При нем активно продолжалось присоединение к Москве удельных земель (Смоленск, Псков, Рязань). Он склонил многие княжества к добровольному вхождению под власть новой державы, что еще больше укрепило волю Москвы к верховенству. Становясь слугами и обращаясь в бояр московского князя, удельные князья сохраняли за собою свои родовые земли, но уже не в качестве уделов, а как простые вотчины. Они были их частными собственниками, а "государем" их земель считался уже московский великий князь. С развитием монархии шел процесс превращения Москвы в центр духовного управления Россией.
Главным итогом ценгрализаторской политики московских князей стало становление Русского централизованного государства, которое в основном оформилось к середине XVI в. Вместе с объединением политическим происходит объединение юридическое. Правовая система Московского государства трансформируется от партикулярного (местного) права к общерусскому. От издания отдельных грамот Московская Русь перешла к кодификационной деятельности – составлению сборников законов, что приводит к установлению единообразных правил на всей территории государства. Первым опытом кодификации, как уже отмечалось, являлся Судебник 1497 г., представляющий собой общий сборник юридических норм для всего Московского государства. Составлен сборник дьяком Владимиром Гусевым и санкционирован царем и Боярской думой.
8. Период конструктивных преобразований Ивана IV и «Избранной рады»: их историческое значение.
Иван IV притягивал к себе внимание, был одновременно и положительным (редко), и отрицательным персонажем. Грозный был яркой личностью, обладал индивидуальностью и сильным характером. В истории российского самодержавия царь оставил след, как олицетворение деспотизма и человека-тирана. Он был воспитан боярским правлением, так как с 8 лет остался без матери, и уже в раннем возрасте начал задумываться о власти, о титуле государя Московской и Всея Руси.
Но все-таки многие историки считают, что государственная деятельность Ивана Грозного осуществила переход от феодализма к сословной монархии. Грозный был дипломатом и стратегом. Со временем Иван IV вырастает в мощную величественную фигуру. Реформы 50-х годов 16 века, направленные на развитие и укрепление централизованного государства, являются важнейшей чертой политической истории Русского государства при Иване Грозном. Подавляющее число преобразований царя имели антибоярскую направленность. Их цель заключалась в устранении последствий боярского правления и укреплении экономической роли других социальных слоев: дворян, помещиков и верхов посада.
За время правления Ивана Грозного:
§ Удар по боярству;
§ Была создана сословно-представительная монархия;
§ В 1547 г.,когда Ивану исполнилось 17 лет, он вступил на престол и получил титул царя. Этим шагом Грозный показал, что после падения Золотой Орды высшим правителем является Иван IV, а центром власти является Москва, а не Сарай – Бату.
§ Созывался Земский собор;
§ Территория Руси расширялась.
1. Краткая биография Ивана Грозного
Иван IV, считающийся как Иван «Грозный», вероятно, самый известный безумный правитель в истории, как России, так и мира. Практически каждый человек в своей жизни слышал о его имени в литературе, в кино, на телевидении и, конечно же, в учебниках истории школьной программы. Несмотря на свое известное имя, мало кто знает, что сделал Иван, чтобы получить такое прозвище, и даже историки не уверены, был ли он сумасшедшим или просто ужасным человеком. Иван вел необычную жизнь, преследуемую ужасом и трагедией. Он был человеком, который был воспитан в нестабильной, жестокой ситуации и поэтому оказался таким правителем, про которого мы знаем из истории. Ключом к раскрытию мотивов ужасных преступлений Ивана против человечества является история его биографии, и те ситуации, с которыми он столкнулся во время своего правления.
Иоанн Васильевич родился 25 августа 1530 в селе Коломенском под Москвой. Иван был из династии Рюриковичей, отец Ивана — великий князь Василий III, а его мать — великая княгиня Елена. Его отец был хорошим человеком и сильным правителем, человеком, который правил довольно уверенно и имел сильную позицию. Аристократы России, широко известные как бояре, были лживыми, хитрыми людьми, всегда соперничавшими за власть против Василия. Иван родился 25 августа 1530 года в бушующую ночь. Это позже использовалось как предзнаменование символа ужаса, который Иван навлек на своих подданных. Его младший брат, Юрий, родился 30 октября 1532 года. Юрий родился глухим и немым, но, несмотря на это, Иван очень любил его, и он был единственным товарищем Ивана в юности. 3 декабря 1533 года Василий умер от инфекции. Его отец оставил Россию своему сыну, который правил до 15 лет под регентством своей матери. Иван был умным ребенком, с раненого возраста был очарован христианскими ритуалами, паломничествами и реликвиями, а в молодости уже запоминал длинные фрагменты Библии наизусть.
16 января в 1547 году в Успенском соборе Московского царя Иван IV венчался, на него были возложены знаки царского достоинства, а именно: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Затем царь был помазан миром. Царский титул позволял проводить внешнюю политику с западом. Русский самодержец тем самым вставал в один ряд с императором Священной Римской империи, та как титул «царь» переводился и как «император».
Царь имел от своих пяти жен восемь детей, но умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: слабоумного Федора и малолетнего Димитрия, больного эпилепсией. После их смерти династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась.
Не стало царя 18 марта 1584 года, место захоронения – Архангельский собор в Москве. Много говорили о том, что смерть была насильственной, однако Иван Грозный не отличался крепким здоровьем, в зрелые годы выглядел старше своих лет.
Иван IV был противоречивой личностью. Для того времени царь был человеком образованным, послания к Курбскому говорят о его выдающихся литературных способностях. Некоторые литературные памятники, летописные своды были поставлены под влиянием царя. Также Иван Васильевич многое сделал для книгопечатания, храм Василия Блаженного – его инициатива, как и другие строительные сооружения тех времен.
2. Реформы в эпоху Ивана Грозного
В 1549 году, после венчания царь начал реформы.
Избранная Рада. В этом же году была создана партия реформ, ее возглавил любимец царя – Алексей Адашев,государственный деятель из незнатного помещичьего рода.Партия получила название «Избранная Рада».
В состав Рады также входили:
1. Андрей Курбский – князь, молодой реформатор;
2. Митрополит Макарий – глава Русской Церкви;
3. Висковатый – думный дъяк;
4. Отец Сильвестр – духовный наставник царя.
Несмотря на то, что Избранная Рада была первым опытом царя и его соратников для правительства на Руси, именно ее появление повлияло на проведение всех реформ Ивана IV.
Началась эпоха правления Ивана Грозного, которая оставила след во внешней и внутренней политике русского государства.
Реформы Избранной Рады:
1. Первый Земский собор (1549г.) – во время которого царь Иван дал боярам понять, что отныне он берёт бразды правления в собственные руки и время боярского самовластия прошло. Земские соборы, — писал Л.В.Черепнин, — это орган, пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские «традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов», но заменивший «элементы демократизма началами сословного представительства».
Земский собор имел общерусский характер, созывался для решения важных вопрос, представлял такие сословия, как дворян, бояр и духовенство. Все решения, принимаемыми Земским собором были окончательными и авторитетными среди русского народа.
Суть Земской реформы :
1. Совершенствование местного самоуправления на Руси;
2. Среди богатых крестьян и горожан был создан институт земских старост;
3. В крупных городах назначались царем городовые, которые вели хозяйственные и административные дела в городах;
4. Иностранными делами занимался Посольский приказ;
5. Сформировалась при царе и приказная система;
6. Также назначались губные старосты, которые были главами губерний и осуществляли судебные, управленческие функции;
7. За сбор и организацию армии отвечал Разрядный приказ;
8. За людей, которые служили на службе у государства, отвечал Поместный приказ.
9. Судебник 1550 года. Первый в истории нормативно – правовой акт, сборник законов, содержит сто статей. Судебник 1497года, но дополненный и исправленный различными грамотами и указами, которые были связаны с улучшением судебных порядков. Судебник содержал систему преступлений и наказаний, и даже наказывал судью, если он неправильно назначал наказания. Виды наказаний были разными: смертная казнь, торговая казнь, членовредительские наказания, клеймения, денежные штрафы.
Изменилась и классификация преступлений, были добавлены новые виды: мошенничество, подлог и многое другое.
Судебник 1550 года также подтверждал обязательственное право, права феодалов и положение о закрепощении крестьян и Юрьевом Дне.
Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
Таким образом, Судебник 1550 года: упорядочил налоги; провозгласил закон единственным источником права на Руси; ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции; закрепил функцию суда исключительно за государством; упорядочил налоги;
3. Стоглавый собор (1551г.) или церковная реформа. Свое название он получил из-за того, что содержал 100 глав. Инициатором создания были Иван Грозный и митрополит Макарий. Были приняты меры по ужесточению церковной жизни. Была проведена унификация обрядов русской православной церкви и искусства. Все земли, которая церковь получила до введения церковной реформы, оставались у нее, но дальнейшие покупки земель церковь могла только с разрешения царя. Таким образом, в вопросе о церковном землевладении стала четко видна линия на ограничение монастырского землевладения и его контроль со стороны государства.
4. Военная реформа (1556 г.)
Причины проведения военной реформы:
1. Низкая боеспособность конницы.
2. Нужно было создать регулярные войска.
3. Перевооружение армии и повышение боеспособности
4.Идея испомещения избранной тысячи, чтобы в столицу можно было быстро собрать отборные войска.
В итоге:
1. Появилась постоянная армия вместо ополчения.
2. Часть войск набиралась из крестьян.
3. Военная служба вознаграждалась земельными угодьями;
4. Появилось огнестрельное оружие.
Землевладелец должен выставить одного конника, который должен быть в доспехах и вооружении. При внесении денег в казну, можно было избежать службу в армии.
Усиление числа служилых дворян обеспечивало лояльность войска царю и делало армию подлинной опорой трона. Изменение принципа набора рекрутов обеспечило не только рост численности войск, но и достаточно одинаковое их вооружение. А массовое введение огнестрельного оружия и артиллерии значительно усилило боеспособность русской армии.
В армии было отменено местничества, были созданы стрелецкие войска, которые использовали новое огнестрельное ружье – пищали.
1557 год – рассрочка на 5 лет долгов служилых людей.
«Уложение о службе» – 1556 год.
Дворяне и дети боярские до 15 лет недоросли, в 15 – новики.
В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было
Оклад новика зависел от происхождения и службы. В среднем от 100 до 300 четвертей в трех полях и от 4 до 7 рублей в год (обычная деревня с крестьянами стоит 5 – 7 рублей).
5. Губная реформа.
Губная реформа была вызвана обострением классной борьбы. Данная реформа была проведена во многих районах Русского государства. Наибольшого развития губная реформа получила во второй половине 16 в., где губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. Губная реформа была направлена, прежде всего, против кормленщиков и административного произвола. Вместе с тем, она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов.
3. Опричнина 1565—1572 гг.
После того, как А.М. Курбский предал Ивана Грозного, тот начал подозревать своих подданных. В России был создан чрезвычайный режим, который получил название «опричнины». Страна разделилась на две стороны: опричнину и земщину, которая обязана была содержать опричнину.
Происходили казни и репрессии, Иван IV пошел против собственного народа. В 1560 г. в опалу попал Алексей Адашев. И.М. Висковатый был создан в Данию. В 1563 г. умер митрополит Макарий. С 40 до 32 было сокращено число бояр, а в 1564 г. не было ни одного нового пожалования. Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек. По исследованиям историков — заметно больше десяти тысяч.
Итоги опричнины:
1. Разбоями и насилием была заменена внутренняя политика;
2. Экономика оказалась в упадке;
3. Военные задачи против Литвы, Крыма, Польши и Швеции не были решены;
4. В стране было беззаконие;
5. Крепостное право было усилено и ужесточено;
6. Почти весь боярский класс был уничтожен;
7. Иван Грозный обожал принимать участие в пытках. В стране царил страх.
8. Укрепление вертикали государственной власти оказалось призрачным. «Вертикаль» треснула и развалилась почти сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 году.
9. Институт думных дворян окончательно сложился благодаря опричнине, образовалась курия думных дьяков. Также возрос вес приказной служилой бюрократии.
Развитие приказной системы вело к усилению централизации и были созданы представительные соборы, которые являлись органами будущей сословно – представительной монархией. В годы опричнины земельные конфискации привели к ослаблению бояр, однако самодержавию было укреплено. Глубокий след в жизни простого, русского народа оставила опричнина, ее погромы деморализовали жизнь общества. Политическую структуру монархии, значение думы как высшего органа государства, опричнина изменить не смогла.
Опричнина дорого обошлась стране. Кровавый террор унес множество человеческих жизней. Погромы сопровождались разрушением производительных сил. Бесчинства опричников были беспрецедентными и не имели оправданий.
1. Историческое значение реформ Ивана Грозного
XVI век ознаменован серьезными сдвигами в социально-экономическом и политическом строе Русского централизованного государства.Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление централизованного государства. На всем протяжении царствования Ивана Грозного Московское государство вело войны за расширение своих территорий и широкого выхода к балтийскому побережью. Что потребовало от общества напряжения всех сил. В целом же Россия к концу царствования Ивана Грозного представляла собой огромную империю, простиравшуюся от берегов Белого моря до Каспия и от Урала — до границ с Речью Посполитой.
Исторически значимым событием стало издание Судебника в 1550г. С изданием Судебника расширяется круг полномочий центральной власти: контроль за наместниками, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговой пошлины (таньги) переходит к царской администрации.
Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений.
Экономический подъем и рост городов сменились «великим разорением» в 1570 -1580 годы. Наблюдалась деморализация народа, из –за расширения границ территории государства произошел отток населения. Многие территории были запущены и пустовали. В стране создалась атмосфера полного контроля и страха, непредсказуемости и доносительства.
При этом Иван Грозный пользовался демагогией. Создал впечатление, что царь казнит только аристократию, его подданных, гибель простых людей оставалась практически незамеченной. Все казни были публичными, при большом скоплении народа.
Не следует недооценивать реформаторскую деятельность, внешнюю и внутреннюю политику царя. При нем, за счет покорения Казанских и Астраханских ханств, а также освоения Сибири увеличилась территория России. Военную мощь усилила реформа армии. Было ослаблено давление бояр.
Иван Грозный добился неограниченной власти России путем гибели тысяч людей и разорения своей страны. По его мнению, террор был скомпрометирован как способ действия.
Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи благодаря своему возросшему могуществу военной армии. Россия перестроила отношения с татарами и западными соседями. Однако страна не имела морские гавани, где через них можно настроить экономические отношения.
Фигура Ивана IV издавна привлекала внимание историков н писателей, художников и музыкантов. Одни считали его мудрым правителем, другие считали его жестоким, беспощадным, проливающий кровь ни в чем не повинных людей. В русской истории едва ли найдется исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков, его реформы, внешнюю и внутреннюю политику до сих пор вызывают споры.
Эпоха Ивана IV хранит в себе много тайн, разгадать их мечтает уже не одно поколение. Огромное количество книг и статей, а также прошедший не так давно нашумевший проект «Имя Россия», по результатам которого Иван Грозный вошёл в число «12 героев России», ещё раз подтверждают это.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие историки считают, что понимание роли Ивана Грозного осложняется вкладом ведущего историка Иосифа Сталина (также ведущего военного командующего).
Менее очевидным является влияние более ранней официальной истории. Русская абсолютная монархия была завершена Петром Великим, методы которого в конце XVII века были похожи на методы Ивана Грозного. Однако Петр Великий, династия Романовых, которая находилась у власти вплоть до 1917 года, не был фигурой, чьи добродетели могли быть допрошены в любое время. Плюс как монарх, создавший возможность для более просвещенной России, его в равной степени почитали те, кто был недоволен отсутствием свободы в России.
Россия стала мировой державой с развитием богатых природных ресурсов Сибири. Однако большая часть земель в России была в руинах. Бесчисленные угодья обрабатываемых земель были заброшены фермерами во время террора опричников, и леса начали возвращать землю. То, что осталось от российского общества, резко изменилось во время правления Ивана. У Ивана начался новый этап в истории создания крестьянства. С расширением класса обслуживания многие князья и другие члены элиты должны были ответить царю и больше не соперничали с ним за власть. Самое главное, что Иван создал пример для абсолютного и все могущественного царя, ясно установив, что Россия полностью отделилась от своих дней когда была в колонии у Монголии. Пример Ивана, который будет эмулироваться (за вычетом социопатических тенденций) такими великими российскими лидерами, как Петр Великий и Екатерина Великая.
И все же, правление Грозного не было значимым, так как он ослабил государство. Сильная российская монархия была создана Иваном III России, который не был таким знаменитым, потому что не создавал достаточного прецедента для террора.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 286.