Пути преодоления дефицита бюджета РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Даже в экономически развитых странах дефицита государственного бюджета присутствует и имеет значительный удельный вес в ВВП. Из данных таблицы видно, что в России, Японии и Польше дефицит с каждым годом увеличивается, а в Украине, Великобритании, и США - понемногу уменьшается. Однако, даже не смотря на уменьшение дефицита в некоторых странах, он все же превышает допустимую норму, которая была прописана в Маастрихтском договоре и составляет 3% от ВВП.

Исследование и обобщение мнений ученых-экономистов относительно источников преодоления бюджетного дефицита позволили выделить основные из них[14]:

– сокращение расходов государства - данный способ является наиболее простым, однако некоторые важные государственные программы могут оказаться не реализованными, что в свою очередь приведет к негативным последствиям;

– поиск новых возможных источников дохода - определение ранее не используемых способов получения доходов и пересмотр уже существующих источников;

– выпуск внутренних государственных займов - является наиболее популярным способом получения дополнительных денежных средств так, как привлекаются денежные средства временно аккумулируемые у населения государства;

– пересмотр ставок и базы налогообложения в сторону увеличения - данный способ является нежелательным так, как может привести к повышению теневой экономики из-за потери заинтересованности населения к труду в связи с тем, что большая часть с заработной платы будет изыматься в пользу государства;

– заимствование денежных средств у других государств или международных банковских учреждений - данный способ так же является нежелательным для покрытия дефицита так, как государство-кредитор станет зависимым от заемщика;

– эмиссия денежных средств - данный способ может привести к нежелательным последствиям, а именно, к появлению такого негативного явления, как инфляция денежных средств.

Как можно заметить, многие способы покрытия дефицита бюджета государства из-за тех или иных причин являются нежелательными. Однако, в сложных для страны ситуациях они все же могут использоваться.

Например, в США, Польше и России для покрытия дефицита государственного бюджета были сокращены государственные расходы по статьям и увеличены неналоговые поступления, в Японии было решено покрыть дефицит выпуском долговых обязательств. Великобритания же предприняла другие меры, а именно, получила финансовую поддержку от банковского сектора. Украина избрала совершенно иной путь сокращения дефицита бюджета государства - приватизацию и привлечение средств международных финансовых организаций и институтов.

Подводя итог, можно сказать, что каждое государство самостоятельно выбирает способ покрытия дефицита бюджета исходя из собственных предубеждений и преследуемых стратегических целей. Одни сокращают государственные расходы, другие выпускают долговые обязательства, а третьи предпринимают не совсем желательные меры, ведущие к негативным последствием.

 

3.2. Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита

 

Самый простой способ снизить дефицит бюджета - это ослабить рубль, позволив доллару укрепиться в пределах 70-74 руб. и дефицит сократится на 0,7-0,8%. Чаще всего под сокращение попадают социальные статьи расходов. Так же используется секвестрование расходов, которое представляет собой равномерное снижение расходов на некоторые расходные статьи, кроме «защищенных», снижение финансирования которых может привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

На сегодняшний день существует несколько способов радикально увеличить бюджетное финансирование стратегически важных государственных социально-культурных, научно-технических инфраструктурных направлений. С существующей бюджетной системой есть масса возможностей, которые смогли бы улучшить экономическое положение страны и повысить эффективность бюджетной политики[15].

Для пополнения бюджета страны можно выполнить несколько условий, которые будут касаться налоговых сборов:

1) в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. Сейчас данный показатель не превышает 70%, когда в странах Евросоюза он равен 85%, а в Скандинавских странах вообще поднимается до отметки 90–  95%. Если Россия повысит собираемость налогов хотя бы до отметки стран Евросоюза, то федеральный бюджет получит, примерно, 1,2– 1,5 трлн руб. Это больше чем суммарные расходы на образование, науку, медицину, ЖКХ и охрану окружающей среды[16].

2) ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами меньше 15 тыс. руб. в месяц от уплаты налога на доход физических лиц и повысить верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн рублей до 35– 40%. Это позволит получить еще 1,5– 2 трлн руб. Эти деньги можно направить в фонд Пенсионного страхования для полного погашения его дефицита еще на 3– 4 года и вывести из нищеты 80 млн граждан России;

3) так же повысить налогообложение сырьевых компаний, кроме нефтедобывающих. Все сырьевые копании изымают ренту и получают за нее огромную прибыль. На этом федеральный бюджет может пополниться еще на 450– 800 млрд руб. Это позволит развивать отечественную обрабатывающую промышленность и улучшить развитие переработки сырья;

4) помимо налоговых мер можно еще ввести монополию государства на производство импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Это позволит получить еще, примерно, 550700 млрд руб. в федеральный бюджет. Данные средства могут быть направлены на удвоение финансирования науки и образования.

Потери в бюджете связаны еще и с нецелевым использованием бюджетных средств, связанные с коррупцией[17]. Как оценивает Счетная палата, задолженность экономических субъектов по уплате налогов составила 1,1 трлн руб. или 10,4% доходной части федерального бюджета. Получение прибыли путем нецелевого использования бюджетных средств, путем их спекулятивного прокручивания, который выражается в размещении бюджетополучателями временно свободных средствах на депозитах, «уводит» из бюджета страны несколько сот миллиардов рублей. Так же по подсчетам Счетной палаты, временно свободные средства бюджета выросли в 4 раза и достигли 2 трлн руб., из которых 160 млрд должны были вернуться в бюджет в определенные сроки. Поэтому ежегодно потери федеральных бюджетных средств от нецелевого использования и упущенных доходов составляют 200-250 млрд руб.[18]

По оценке Национального антикоррупционного комитета, количество взяток по открытым (гражданским) статьям бюджета равно 25-30%, а по закрытым 60-70%. Обналичивание и легализация преступных доходов 2,5 трлн руб., это по подсчетам Банка России, а на практике эта цифра в два раза больше[19].

Так же для пополнения бюджета страны можно ввести несколько антикоррупционных мер:

1) необходимо обязать Банк России отдавать все 100%, а не 75% прибыли, который он получает, для того чтобы лишить его стимула зарабатывать на спекулятивных действиях, так как по подсчетам Счетной палаты при управлении золотовалютными резервами страны происходят ежегодные потери России от обесценивания валютных резервов от 200 до 400 млрд руб.

2) следует повысить налогообложение на Газпром. Если сравнивать в нефтяном эквиваленте, то есть в расчете на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет в 2,1 раза меньше, чем у нефтяных копаний, а по налогу на добычу природных ископаемых в 2,3 раза. Это прибавка в бюджет 500– 600 млрд руб.

Для решения данных проблем необходима поддержка со стороны исполнительной и законодательной власти.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 206.