На сегодняшний день экономисты выделяют три основных подхода к регулированию бюджета, такие как: ежегодно балансируемый бюджет, бюджет балансируемый на циклической основе, функциональные финансы[7].
В научной литературе можно встретить мнение, что ежегодно балансируемый бюджет является основной целью государственных финансов в развитых капиталистических странах. По своей он является сдерживающим для экономики, и, как следствие приведет к уменьшению совокупного спроса и значит только усугубит падение производства. Если посмотреть на данный метод с другой стороны, то можно прийти к выводу, что он может вызывать и ускорение инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются доходы, это приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений.
Основная проблема данного метода заключается в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть разные по глубине и длительности и, следовательно, цель стабилизации вступает в противоречие с целью сбалансирования бюджета в ходе цикла.
В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенен. Первоначальной целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В соответствии с данным методом проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, имеют не такое большое значение в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.
Признается, что проблемы, возникающие по причине большого государственного долга, не столь катастрофичны, как полагает большинство.
К бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в годы депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Все дело в метаморфозах, происходящих в доходной и в расходной частях бюджета: при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и т.д.) из-за уменьшения базы налогообложения, но в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу с циклом[8]. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.
Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.
Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:
1. Увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);
2. Увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);
3. Увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
4. Увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);
5. Увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
6. Сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
7. Уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
8. Сокращение доходов из-за низкой их собираемости.
Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.
В практике бюджетного планирования бюджетный дефицит рассматривается как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами (т.е. не закрепленная за какими-либо расходами). Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов. Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если согласиться с неизбежностью таких расходов (без соответствующей корректировки доходов), то придется признать и последствия вызываемого ими бюджетного дефицита - наращивание государственного долга, инфляцию.
Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем пост производства и прибыли возместит произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.