ОП.08 «Основы бухгалтерского учета и аудита»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 «Основы бухгалтерского учета и аудита»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2017 г.

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

Автор-составитель:

 

Д.э.н., доцент, преподаватель Козлюк Наталья Васильевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по профессиональным (блок бухгалтерский учет, налогообложение и аудит) дисциплинам

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Малышева Юлия Александровна

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 6

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 43

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 49

6.1.    Основная литература. 49

6.2.    Дополнительная литература. 49

6.3.    Нормативные правовые документы. 49

6.4.    Интернет-ресурсы. 51

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 51

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учета и аудита» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК 2.6 Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;

ПК 2.7 Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля.

1.2. В результате освоения междисциплинарного курса у студентов должны быть:

– сформированы знания:

нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

национальной системы нормативного регулирования;

понятия бухгалтерского учета;

сущности и значения бухгалтерского учета;

истории бухгалтерского учета;

основных требований к ведению бухгалтерского учета;

предмета, метода и принципов бухгалтерского учета;

плана счетов бухгалтерского учета;

форм бухгалтерского учета;

основных принципов аудиторской деятельности;

нормативно-правового регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

основных процедур аудиторской проверки;

порядка оценки систем внутреннего и внешнего аудита;

роли и значения аудита в системе финансового контроля;

порядка и механизма применения внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности;

прав и обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора и аудируемых лиц;

особенностей гражданско-правого регулирования финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций России;

методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации в аудиторской деятельности;

основных нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования аудиторского заключения;

информационного обеспечения аудита, его составе и принципах формирования.

– сформированы умения:

применять нормативы бухгалтерского учета;

соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

использовать формы и счета бухгалтерского учета.

ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

сформулировать предмет договора о проведении аудита и оказании аудиторских услуг;

сформировать план и программу аудита, рассчитать аудиторские риски;

рассчитать уровень существенности в аудите;

комплексно применять внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности;

применять положения аудиторских стандартов на практике

оценивать различные ситуации, возникающие в процессе ведения учета имущества и обязательств, влияние изменений законодательства, на порядок ведения учета функционирующих предприятий и организаций, с целью определения их влияния на достоверность финансовой отчетности;

обеспечивать сохранность всех полученных от субъекта аудиторской проверки данных, форм отчетности, письменных заявлений и разъяснений клиента;

выполнять работы по составлению аудиторских заключений;

– сформированы навыки:

применения нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

применения методов и принципов бухгалтерского учета;

использования плана счетов бухгалтерского учета;

применения форм бухгалтерского учета;

оформления договора на проведение аудита и оказание аудиторских услуг;

работы с федеральными стандартами по вопросам аудита в финансовой отчетности;

применения в процессе аудита внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности;

использования методической и нормативной информации в процессе проверки финансовой отчетности по установленным правилам;

взаимодействия с заказчиком аудиторских услуг, экспертами, внутренними аудиторами в процессе аудита.

 

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина ОП.8 «Основы бухгалтерского учета и аудита» относится к общепрофессиональному циклу блока профессиональная подготовка учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 и 4 семестре в объеме 138 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области экономической теории, математики.

Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: ПД.01 «Математика», ПД.03 «Экономика (углубленный уровень)».

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 118 часов (в том числе 50 - лекционные занятия, 68 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающихся – 20 часов.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – зачет (3 семестр) и экзамен (4 семестр).

 

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Семестр

Тема 1

Основные понятия и категории бухгалтерского учета 5 2 - 2 - 1 О,  Р

Тема 2

Бухгалтерский учет, его сущность и место в управленческой деятельности 9 4 - 4 - 1 О

Тема 3

Организация учета имущества и источников его формирования 9 4 - 4 - 1 О, Р

Тема 4

Понятие, сущность и содержание бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета 5 2 - 2 - 1 О, Т

Тема 5

Бухгалтерский баланс 5 2 - 2 - 1 О, Т, КР

Тема 6

Счета бухгалтерского учета и двойная запись 9 4 - 4 - 1 О,Т, КР

Тема 7

Основы бухгалтерского учета хозяйственных процессов 9 4 - 4 - 1 О,Т

Тема 8

Информационные технологии в ведении бухгалтерского учета 9 4 - 4 - 1 О

Тема 9

Документация и инвентаризация 5 2 - 2 - 1 О, Р

Тема 10

Организация бухгалтерского учета и порядок обработки учетной информации 4,5 2 - 2 - 0,5 О

Тема 11

Понятие бухгалтерской отчетности и ее взаимосвязь с учетным процессом 4,5 2 - 2 - 0,5 О, ДИ

Всего за семестр:

74 32 - 32 - 10 Зачет

Семестр

Тема 12

Место аудита в системе экономического контроля

10 2   6   2 О, Р, Т Тема 13

Сущность и содержание аудиторской деятельности

9 4   4   1 О, Р, ПЗ Тема 14

Правовые и организационные основы аудиторской деятельности

7 2   4   1 О Тема 15

Планирование аудиторских проверок

10 2   6   2 О, Р, Т Тема 16

Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

7 2   4   1 О, Р, ПЗ Тема 17

Получение аудиторских доказательств в процессе аудита

7 2   6   1 О Тема 18

Оформление результатов аудита

12 4   6   2 О, Р, Т, РЗ

Всего за семестр:

64 18 - 36 - 10 Экзамен

Всего:

138 50 68 20                    

Примечание:

* – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), реферат (Р), деловая игра (ДИ), решение задач (РЗ).

Содержание дисциплины

Тема 1. Основные понятия и категории бухгалтерского учета

 История развития бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике. Техника и форма бухгалтерского учета. Сущность и значение отчетности. Финансовый контроль отчетности.

 

Тема 18. Оформление результатов аудита

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности. Формы модифицированного мнения и порядок его формирования. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности. Порядок организации контроля качества аудита.

 

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации междисциплинарного курса «Основы бухгалтерского учета и аудита» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий лекционного типа: проведение перекрестного опроса в ходе изучения теоретического материала, диспуты.

– при проведении практических занятий: опросы, тестирование, контрольные работы, подготовка реферата, деловая игра, решение задач.

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме  зачета и экзамена.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Тема 1. Основные понятия и категории бухгалтерского учета

Вопросы для проведения текущего контроля в форме опроса:

1. Кодекс этики бухгалтеров в России и за рубежом.

2. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике.

3. Техника и форма бухгалтерского учета.

4. Сущность и значение отчетности.

5. Финансовый контроль отчетности.

6. Хозяйственный учет и его виды. Измерители, применяемые в учете.

7. Единицы учета. Хозяйственный учет как функция управления.

8. Характеристика оперативного и статистического учета.

Тематика для проведения текущего контроля в форме реферата:

1. Бухгалтерская информация и ее значение в управлении.

2. Общие правила организации бухгалтерского учета, международные бухгалтерские правила и учетные стандарты.

3. Внутренний контроль объектов учета.

4. Различия финансового, управленческого и налогового учета.

5. Законодательная и нормативная база бухгалтерского учета.

Вариант 1

Определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

№ п/п Содержание хозяйственной операции
1. Поступили на расчетный счет денежные средства от прочих дебиторов в погашение задолженности
2. Зачислена на расчетный сет краткосрочная ссуда банка
3. Получены деньги в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам комбикормового завода
4. Выдана из кассы заработная плата работникам завода
5. Погашена с расчетного счета задолженность банку по долгосрочным кредитам
6. Начислена заработная плата работникам за изготовление продукции
7. Произведены удержания из заработной платы налога на доходы физических лиц
8. Выданы из кассы денежные средства под отчет на хозяйственные нужды
9. Нераспределенная прибыль прошлых лет направлена в пополнение резервного капитала
10. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом
11. Получена из производства готовая продукция
12. Остаток неизрасходованной суммы возвращен подотчетным лицом в кассу

Вариант 2.

Провести группировку имущества по видам и источникам образования. Составить баланс.

Данные для решения:

№ п/п Наименование имущества предприятия Сумма, тыс. руб.
1. Корма  
2. Семена  
3. Денежные средства на расчетном счете в банке  
4. Топливо  
5. Затраты на производство продукции  
6. Уставный капитал  
7. Минеральные удобрения  
8. Готовая продукция растениеводства  
9. Денежные средства в кассе  
10. Краткосрочные займы  
11. Задолженность по подотчетным суммам  
12. Машины и оборудование  
13. Резерв на оплату отпусков  
14. Вложения во внеоборотные активы  
15. Задолженность по краткосрочным кредитам  
16. Задолженность поставщикам за материалы  
17. Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение  
18. Здание детского сада  
19. Задолженность персоналу по заработной плате  
20. Задолженность бюджету по налогам и сборам  
21. Программное обеспечение  

Вариант 3

Определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

№ п/п Содержание хозяйственной операции
1. Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков
2. Зачислены на расчетный счет вкладу учредителей в уставный капитал организации
3. Переданы материалы в производство
4. Начислена заработная плата работникам организации
5. Открыт в банке аккредитив
6. Получен долгосрочный займ и зачислен на расчетный счет
7. Предъявлены претензии поставщику за недостачу полученных материалов
8. Перечислен с расчетного счета налог на прибыль
9. Увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала
10. В результате инвентаризации выявлены излишки материалов
11. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам за материалы

Вариант 4

Провести группировку имущества по видам и источникам образования. Составить баланс.

Данные для решения:

№ п/п Наименование имущества предприятия Сумма, тыс. руб.
1. Резерв предстоящих расходов и платежей 16000
2. Добавочный капитал 4400
3. Здание столовой 18800
4. Задолженность бюджету по налогам и сборам 14400
5. Пиломатериалы 300
6. Долгосрочные кредиты 6800
7. Запасные части 5300
8. Оборудование столовой 17400
9. Задолженность по ссудам на индивидуальное жилищное строительство 14200
10. Денежные средства на расчетном счете 25400
11. Производственный инвентарь 2500
12. Задолженность поставщикам 5800
13. Уставный капитал 5000
14. Резерв на оплату отпусков 6000
15. Затраты по незавершенному основному производству 7800
16. Задолженность по внебюджетным платежам 31000
17. Строительные материалы 3600
18. Тракторы 22000
19. Денежные средства в кассе 500

Вариант 5

Определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

№ п/п Содержание хозяйственной операции
1. Получены в кассу деньги с расчетного счета
2. Удержан налог на доходы физических лиц из заработной платы
3. Выдана заработная плата работникам организации
4. Получен краткосрочный кредит банка
5. Погашена с расчетного счета задолженность поставщикам
6. Отпущены доски в строительный цех
7. С расчетного счета погашен краткосрочный кредит банка
8. Начислена заработная плата работникам основного производства
9. Депонирована неполученная в срок заработная плата
10. Выпущена из производства готовая продукция
11. Получены наличными авансы от покупателей
12. Выданы из кассы денежные средства под отчет на командировочные работнику организации
13. Создан резервный капитал за счет нераспределенной прибыли прошлых лет

Вариант 1

1. Составить журнал хозяйственных операций, сделать корреспонденцию счетов

2. Открыть счета синтетического и аналитического учета, записать начальные остатки по счетам, осуществить разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки.

3. Составить заключительный баланс

Данные для решения:

Актив Сумма, тыс. руб. Пассив Сумма, тыс. руб.
01 Основные средства 40000 80 Уставный капитал 70000
41 Товары 50000 82 Резервный капитал 10000
62 Задолженность покупателей 15000 84 Нераспределенная прибыль 20000
50 Касса 2000 66 Краткосрочные кредиты 10000
51 Расчетные счета 30000 70 Задолженность персоналу организации 15000
    68 Задолженность по налогам и сборам 12000
Итого: 137000 Итого: 137000

Расшифровка остатков по синтетическому счету 62 Расчеты с покупателями и заказчиками

Наименование

Сумма

Дт Кт
ООО «Глория» 13000 -
ИП Афонин В.С. 2000 -
Итого: 15000 -

Хозяйственные операции

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма
1. Поступило на расчетный счет в счет погашения задолженности от покупателей ООО «Глория» ИП АфонинВ.С.     13000 2000
2. Начислена заработная плата персоналу организации за участие в производстве продукции 14000
3. Удержан НДФЛ из заработной платы персонала организации 1800
4. Отпущены товары покупателям ООО «Глория» ИП Афонин В.С. ООО «Лотос»   185000 70000 120000
5. На расчетный счет поступил краткосрочный кредит 20000
6. Прибыль организации направлена на увеличение уставного капитала 10000

Вариант 2

Провести группировку имущества по видам и источникам образования. Составить баланс.

Данные для решения:

№ п/п Наименование имущества предприятия Сумма, тыс. руб.
1. Резервы для осуществления ремонтов основных средств 2000
2. Задолженность поставщикам за материалы 8200
3. Уголь каменный 14400
4. Продукция, отгруженная покупателю 17000
5. Задолженность по подотчетным суммам инженера Петрова В.И. 11000
6. Аванс, выданный на командировку зам. директора Чугунову Г.А. 560
7. Расчетные счета 43200
8. Задолженность бюджету по налогам и сборам 16000
9. Готовая продукция на складе 19200
10. Здание заводоуправления 48200
11. Резервный капитал 10000
12. Строящиеся складские помещения 74000
13. Уставный капитал 87600
14. Задолженность по отчислениям на социальное страхование 18400
15. Разные вспомогательные материалы 12200
16. Прибыль, полученная в отчетном году 20500
17. Задолженность по заработной плате 50200
18. Резерв на предстоящие отпуска персонала 15100
19. Задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость 11760

Вариант 3

Определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

№ п/п Содержание хозяйственной операции
2. Выдано из кассы под отчет на хозяйственные нужды
3. Поступили в кассу с расчетного счета деньги для выдачи заработной платы
4. Выдана заработная плата из кассы
5. По решению учредителей часть нераспределенной прибыли присоединена к уставному капиталу
6. Начислена амортизация по основным средствам торгового предприятия
7. Удержаны из сумм оплаты труда работников очередные платежи по полученным ранее займам
8. Произведены отчисления от начисленной заработной платы на социальное страхование и обеспечение
9. Поступило на расчетный счет в погашение задолженности от покупателей
10. Возвращены материалы из производства на склад

Вариант 4

Составить журнал хозяйственных операций, сделать корреспонденцию счетов

Открыть счета синтетического и аналитического учета, записать начальные остатки по счетам, осуществить разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки.

Составить заключительный баланс

Данные для решения:

Актив Сумма, тыс. руб. Пассив Сумма, тыс. руб.
01 Основные средства 668000 80 Уставный капитал 367000
10 Материалы 135000 84 Нераспределенная прибыль 210000
50 Касса 103000 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 310000
51 Расчетные счета 240000 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 120000
71 Расчеты с подотчетными лицами 104000 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 379000
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 136000    
Итого: 1386000 Итого: 1386000

Расшифровка остатков по синтетическому счету 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Наименование Сумма задолженности
Сталелитейный завод 210000
Чугунолитейный завод 90000
База снабжения №1 10000
Итого: 310000

Хозяйственные операции

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма
1. Получено в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы 20700
2. Выплачена из кассы заработная плата персоналу организации 20700
3. Возвращены в кассу неизрасходованные остатки подотчетных сумм 500
4. Выдано из кассы в подотчет на закупку материалов 2000
5. Оприходованы на склад материалы, полученные от поставщиков от сталелитейного завода от чугунолитейного завода     190000 220000
6. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам сталелитейному заводу чугунолитейному заводу базе снабжения №1     300000 220000 10000

 

Проведение деловой игры

Занятие, на котором проводится деловая игра, состоящая, как правило, из следующих основных частей:

1. Инструктажа преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

2. Изучения участниками игры документации, определяющей ее содержание и ход (сценарий, правил, игры, дидактические материалы к ней);

3. Собственно игры (изучение ситуации, обслуживание и принятие решений, достижение поставленной цели, оформление материалов игры);

4. Публичной «защиты» предполагаемых решений на «техсовете», «производственном совещании» т.п.

5. Определение победителей игры;

6. Подведение итогов к анализу игры преподавателям (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок допущенных в игре и их причин) выставление оценок.

Описание игры

Этапы проведения игры

Деловая игра проводится в течении 3-х дней:

1-й день – I этап «Ведение бухгалтерского учета»

2-й день – II этап «Составление бухгалтерской отчетности»

3-й день – III этап – общий результат игры

Участники игры

Участники игры: студенты II курса.

Правила игры

I этап. «бухгалтера» распределяются по отделам, на каждый отдел по 1 человеку, всего 6 отделов. Каждому «бухгалтеру» отдела выдается индивидуальное задание. По всем возникшим вопросам «бухгалтер» может обратиться за консультацией к «главному бухгалтеру». «Бухгалтер» должен проставить корреспонденции, рассчитать суммы, заполнить регистры синтетического учета.

Каждый «бухгалтер» отдела ведет учет по соответствующим счетам и заполняет журналы-ордеры:

Отделы Счета Журналы-ордера
1 2 3
  1. Внеоборотные активы и фонды
  2. Материально-производственный
  3. Заработная плата
  4. Расчетный
  5. Заместитель главного бухгалтера
  6. Главный бухгалтер
01,02,04,05,80,82,83, 10, 20, 25, 26 70 60,73,76 43,62,90,99,84 50,51,66,71 10, 13,12 10 Расчетно-платежная ведомость, 10 06, 08 11, 12, 15 01,02,04, 07

За допущенные ошибки играющий получает замечания, которые будут учитываться при выставлении процента. Время для выполнения I этапа – 90 мин. Выполненное задание преподаватель проверяет и делает для себя замечания по допущенным ошибкам.

II этап. студенты образуют контрольную группу из 6 человек возглавляемую «начальником службы внутреннего контроля». На данном этапе группам выдается задание, которое представляет собой результат бухгалтерской деятельности группы противника I этапа. В течение 35 мин. «контролеры» по отделам оставляют отчет по выявленным ошибкам ведения хозяйственного учета. На основании отчетов «начальник» дает заключение.

Время для выполнения II этапа 55 мин. Отчеты преподаватель проверяет и делает замечания по не выявленным ошибкам, которые будут учитываться при выставлении процента.

III этап. Общий результат игры. Лучшими считается та группа, которая допустила наименьшее число ошибок при составлении корреспонденции, расчете сумм, заполнении документации выявила все допущенные ошибки и выдала объективное мнение.

Всем участникам игры выражается благодарность за участие.

Что такое аудит?

1. государственный контроль;

2. общественный контроль;

3. финансовый контроль;

4. независимый, вневедомственный финансовый контроль.

2. Аудиторская деятельность – это:

1. деятельность специализированных организаций, направленная на установление достоверности данных бухгалтерского учета;

2. предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности;

3. деятельность контролирующих служб по проверке бухгалтерского учета и отчетности.

3. Аудируемые лица - это:

1. только индивидуальные предприниматели;

2. только организации;

3. организации и индивидуальные предприниматели

Практические задачи

Ситуация 1. Аудиторская фирма, не имеющая аудиторов с единым аттестатом, планирует с 201х года заняться страховым аудитом, считая, что имеет на это право в соответствии с действующим законодательством. Оцените ситуацию.

Ситуация 2. В ходе аудита финансовой отчетности были выявлены ошибки и нарушения в бухгалтерском учете, в связи, с чем клиенту было выдано аудиторское заключение с оговоркой. Обязано ли аудируемое лицо устранять, выявленные в ходе проверки, нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности?

Ситуация 3. В договоре на аудиторскую проверку клиент ставил задачу дать аудиторское заключение о достоверности отчетности за истекший год. Проведя проверку отчетности, аудитор запросил материалы учета и отчетности за прошлые отчетные периоды год. Руководство клиента отказало в этом аудитору. Оцените ситуацию.

Ситуация 4. Руководство проверяемой аудиторами организации настоятельно рекомендовало сократить круг рассматриваемых вопросов, угрожая в противном случае расторжением договора. Каковы должны быть действия аудиторов в этой ситуации?

Ситуация 5. Аудиторская фирма членство которой в СРО аудиторов было временно приостановлено (по результатам контроля качества) не сообщила эту информацию аудируемому лицу и продолжила аудиторскую проверку. Оцените ситуацию.

Ситуация 6.

Сумма активов баланса ЗАО «Квадрат» на 31.12.20ХХ г. – 17800 тыс. руб., объем выручки от продажи продукции за 20ХХ г. – 459710 тыс. руб. Подлежит ли ЗАО «Квадрат» обязательному аудиту; если да, то определите, по какому критерию. Используйте положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Ситуация 7.

Аудиторская фирма «Синус-Аудит» оказывает аудиторские услуги ООО «Трапеция» в течение последних четырех последних лет  осуществляет информационно-консультационное обслуживание, налоговый аудит. В отчетном году в связи со сменой бухгалтерского программного обеспечения произошла утеря части бухгалтерской информации. Руководство ООО «Трапеция» обратилось к своим деловым партнерам (в аудиторскую фирму «Синус-Аудит») с просьбой произвести работы по восстановлению бухгалтерского учета за четвертый квартал 20ХХ г. и аудиторскую проверку за 20ХХ г. Оцените ситуацию. Используйте положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Ситуация 8.

Составьте примерную смету расходов аудиторской фирмы «Синус-Аудит» по статьям затрат с указанием ориентировочного удельного веса каждого вида расходов. Какие виды расходов являются специфичными для аудиторской деятельности? Какие расходы гарантируют высокое качество оказываемых аудиторских услуг?

 

Тема 15. Планирование аудиторских проверок

Примерные вопросы для проведения опроса

1. Этапы аудиторской проверки

2. Выбор клиента в аудите.

3. Понимание деятельности экономического субъекта

4. Форма и содержание письма о проведении аудита

5. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг.

6. Предварительный этап планирования аудита

7. Оценка системы внутреннего контроля в процессе аудита

8. Понятие существенности и факторы, влияющие на ее уровень

9. Аудиторский риск и его основные компоненты.

10. Подготовка общего плана аудита и программы аудита

Примерные темы для подготовки реферата

1. Критерии отбора клиентом аудиторской организации для проведения аудиторской проверки.

2. Характеристика основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом.

3. Концепция существенности в аудите.

4. Взаимосвязь аудиторских доказательств и аудиторского риска.

5. Взаимосвязь аудиторских доказательств и существенности в аудите.

Примерные варианты тестовых заданий

1. Из ниже перечисленных данных установите цель осуществления процесса планирования аудита:

1. разработка общего плана аудиторской проверки;

2. разработка программы аудиторской проверки;

3. установление взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском;

4. разработка общей стратегии и детального подхода к аудиторской проверке.

2. Планирование аудита прежде всего необходимо:

1. для определения гонорара аудитора;

2. для определения проблемных областей бизнеса клиента и влияния этих проблем на время аудиторских процедур;

3. для определения количества специалистов, которые будут заняты в аудите;

4. для ознакомления с результатами предыдущего аудита.

3. Планирование своей работы осуществляется аудитором:

1. до утверждения программы аудита

2. непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания

3. до начала выполнения аудиторских процедур

4. Определение объема работ при обязательной аудиторской проверке является предметом:

1. обсуждения аудитором и руководителем проверяемой организации;

2. профессионального суждения аудитора;

3. пожеланий руководства проверяемой организации.

5. Определите из нижеприведенных один из основных методов получения знаний о деятельности экономического субъекта:

1. обследование условий хранения активов и записей;

2. инвентаризация имущества и обязательств;

3. знакомство с организацией системы внутреннего контроля;

4. реализация аналитических процедур.

6. Кто подготавливает план аудита?

1. руководитель аудиторской фирмы;

2. руководство экономического субъекта;

3. аудитор, осуществляющий проверку.

7. В общем плане аудита приводится:

1. выводы, служащие основой для подготовки аудиторского заключения, и их аргументация

2. предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки

3. набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку

8. Определите из нижеприведенных данных показатели, которые включаются в общий план аудита:

1. стоимость аудиторских услуг;

2. цель аудита;

3. часовая тарифная ставка аудитора;

4. состав аудиторской группы.

9. Количество и квалификация аудиторов, необходимых для работы сданным аудируемым лицом, оценивается на этапе:

1. оценки аудиторских доказательств, выявленных в ходе проверки, и подготовки аудиторского заключения;

2. составления общего плана аудита;

3. подготовки программы аудита.

10. Определите, что должен учитывать аудитор в процессе планирования затрат времени на проведение аудиторской проверки:

1. проведение оценки рисков аудита;

2. численность и квалификация кадров;

3. распределение аудита в соответствии с их профессиональными качествами;

4. контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистента аудитора.

11. В программе аудита приводится:

1. выводы, служащие основой для подготовки аудиторского заключения, и их аргументация

2. набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку

3. предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки

12. Необходимость и порядок привлечения экспертов определяются:

1. в плане аудита;

2. в программе аудита;

3. в обоих документах.

13. Количество территориально обособленных подразделений аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга оценивают на этапе:

1. подготовки общего плана аудита;

2. оценки аудиторских доказательств, выявленных в ходе проверки, и подготовки аудиторского заключения;

3. составления программы аудита.

14. Отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры обсуждать с работниками, членами совета директоров и ревизионной комиссии аудируемого лица аудитор:

1. обязан

2. не вправе

3. вправе

15. Могут ли меняться в ходе выполнения аудита общий план и программа аудита?

1. программа аудита может, общий план аудита - нет

2. нет

3. да

16. Существенность в аудите – это:

1. максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая рассматривается как несущественная;

2. минимально допустимый размер ошибочной суммы, которая рассматривается как несущественная;

3. средняя величина, определяемая по специальному расчету.

17. Под "уровнем существенности" понимается:

1. предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

2. предельное допустимое значение ошибки бухгалтерской отчетности, в случае превышения которого аудиторская организация может сформировать только "отрицательное" аудиторское заключение.

3. предельное допустимое значение ошибки бухгалтерской отчетности, в случае превышения которого аудиторская организация должна отказаться от выражения независимого мнения относительно достоверности данной бухгалтерской отчетности.

18. Выделяют несколько уровней существенности:

1. два;

2. три;

3. пять.

19. Уровень существенности выражается:

1. в российской валюте;

2. в валюте, в которой ведется бухгалтерский учет;

3. в любой валюте.

20. Значение уровня существенности в ходе проверки:

1. можно корректировать;

2. нельзя корректировать.

Тема 18. Оформление результатов аудита

Примерные вопросы для проведения опроса

1 Подготовка информации руководству аудируемого лица по результатам аудита.

2 Структура и содержание аудиторского заключения.

3 Виды аудиторского заключения.

4 Влияние применимости допущения непрерывности деятельности на вид аудиторского заключения.

5 Аудиторское заключение: формы выражения мнения, составление и представление.

6 Порядок организации контроля качества аудита.

Примерные темы для подготовки реферата

1. Письменная информация аудитора по результатам аудита.

2. Структура аудиторского заключения. Содержание вводной, аналитической и итоговой части заключения.

3. Виды аудиторских заключений и их особенности.

Примерные варианты тестовых заданий

1. То, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, по подготовке выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, основывается на его профессиональном суждении, является:

1. дополнительным фактором, увеличивающим надежность аудита;

2. дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита;

3. в зависимости от квалификации аудитора может являться и тем, и другим.

За январь 2017 г.

(тыс. руб.)


п/п

Краткое содержание операции   

Сумма

Корреспонденция счетов 

Тип
операции

Д-т     К-т    
1. В кассу предприятия поступили денежные   средства с его расчетного счета 1 500      
2. Поступило на расчетный счет в погашение  задолженности от покупателей     500      
3. Выдана из кассы персоналу предприятия заработная плата 1 500      
4. Перечислено на расчетный счет в погашение  задолженности банку по ссуде  1 000      
5. Начислена заработная плата персоналу  предприятия за участие в производстве продукции       1 400      
6. Начислено социальным фондам по  страховому тарифу от зарплаты   производственного персонала    560      
7. Удержан налог из заработной платы персонала в пользу бюджета  180      
8. Отпущены материалы со склада     предприятия в производственный цех             2 000      
9. Произведенная продукция выпущена из производства и поступила на склад           5 000      
10. На расчетный счет поступила ссуда банка     2 000      
11. С расчетного счета перечислено в погашение задолженности поставщиком     2 000      
12. Прибыль предприятия обращена на увеличение его добавочного капитала        1 000      
  Итого:          18 640      

Задание 2. Составить бухгалтерские записи и определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

Хозяйственные операции за январь 20__г.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1 Сдана из производства и оприходована на склад готовая продукция по фактической себестоимости в количестве 50 шт.     100 000
2 Отпущены со склада материалы и израсходованы на упаковку продукции     2 000
3 Отгружена со склада готовая продукция по фактической себестоимости (45 шт.). Сумму определить, исходя из данных операции № 1     ?
4 Отражена выручка от продажи продукции по договорным ценам     125 000
5 Начислена заработная плата рабочим за погрузку продукции     2 500
6 Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды с оплаты труда     ?
7 Поступила на расчетный счет выручка от покупателей за реализованную продукцию по продажной цене     125 000
8 Списываются расходы на продажу     ?
9 Определить финансовый результат продажи продукции за февраль     ?

Задание 3. Составить бухгалтерские записи и определить тип операций, вызывающих изменение в балансе

Хозяйственные операции за январь 20__г.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1 Отпущены в производство материалы на изготовление продукции     40 000
2 Начислена заработная плата:      
3 – производственному персоналу за изготовление продукции     130 000
  – персоналу цеха за обслуживание производственного оборудования     12 000
  – общепроизводственному персоналу     40 000
  – административно-управленческому персоналу     44 000
  Итого:     226 000
3 Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды от расходов на оплату труда:      
  – производственного персонала, занятого изго­товлением продукции     ?
  – персонала цеха, обслуживающего производственное оборудование     ?
  – общепроизводственного персонала     ?
  – административно-управленческого персонала     ?
  Итого:     ?
4 Начислена амортизация      
  – производственного оборудования     4 000
  – основных средств общепроизводственного азначения     3 000
  Итого:     7 000
5 Списаны общепроизводственные расходы (сумму определить)     ?
6 Списаны общехозяйственные расходы (сумму определить)     ?
7 Выпущена из производства и оприходована на склад готовая продукция по фактической себестоимости (сумму определить, на конец месяца незавершенного производства нет)     ?


Шкала оценивания

Критерии Оценка
Студент ответил на теоретические вопросы и решил задачу, ответил на дополнительные вопросы

Зачтено

Студент ответил на теоретические вопросы и решил задачу, но не ответил на дополнительные вопросы
Студент ответил на теоретические вопросы, но не решил задачу
Студент не ответил на теоретические вопросы и задачи не решены Не зачтено

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность аудита и предпосылки его возникновения.

2. История возникновения и развития аудита.

3. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

4. Понятие и характеристика Международных стандартов аудита.

5. Сущность и основное значение Федерального Закона «Об аудиторской деятельности».

6. Характеристика состава и структуры российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

7. Основные принципы аудита.

8. Кодекс этики и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

9. Классификация видов аудита

10. Уровень существенности в аудите.

11. Аудиторский риск и его основные компоненты.

12. Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.

13. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.

14. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

15. Структура и основные положения договора на оказание аудиторских услуг.

16. Порядок выбора аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.

17. Принципы и порядок общения с руководством экономического субъекта в процессе аудита.

18. Порядок получения разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта.

19. Значение и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности

20. Аудиторская выборка.

21. Методы получения аудиторских доказательств.

22. Порядок проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита.

23. Методика аудиторской проверки операций с денежными средствами.

24. Методику аудиторской проверки расчетов с персоналом.

25. Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

26. Методика аудиторской проверки операций с основными средствами.

27. Методика аудиторской проверки операций с нематериальными активами.

28. Методика аудиторской проверки операций по заготовлению и расходованию материальных ценностей.

29. Методика аудиторской проверки формирования и изменения собственного капитала организации (уставного, добавочного, резервного капитала; прибыли).

30. Порядок отражения событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

31. Порядок подготовки письменной информации руководству экономического субъекта по результатам аудита

32. Виды аудиторских заключений и их особенности.

33. Структура аудиторского заключения.

34. Порядок организации контроля качества аудита.

 

Шкала оценивания.

«Отлично» - владеет теоретическими знаниями об истории аудита, его сущности, нормативном регулировании, основных принципах, видах и элементах, а так же планировании, организации и методики аудиторской деятельности.

«Хорошо» - владеет теоретическими знаниями об истории аудита, его сущности, нормативном регулировании, основных принципах, видов и элементах.

«Удовлетворительно» - студент может выделить основные теоретические аспекты аудиторской деятельности.

«Неудовлетворительно» - студент не может выделить основных теоретических аспектов аудиторской деятельности, не может решить практические задачи.

 

4.4. Методические материалы промежуточной аттестации.

Зачет проводится на последнем занятии по расписанию.

В билет включаются два теоретических вопроса и одна задача.

Предварительное ознакомление обучающихся с  билетами не разрешается.

Для подготовки к ответу студентам отводится не более 30 минут. По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет.

Экзамен проводится в соответствии с календарным учебным графиков в период промежуточной аттестации по расписанию. На проведение экзамена выделяется шесть академических часов.

В экзаменационном билете по дисциплине предусмотрено два теоретических вопроса для устного ответа и одно практическое задание. Вопросы и практические задания для подготовки к экзамену представлены в п. 4.3 рабочей программы дисциплины.

В процессе экзамена студенту предоставляется время на подготовку к устному ответу 40 минут.

 

Оценка освоения знаний, умений и навыков студента проводится на основании шкалы оценивания, представленной в п. 4.3 рабочей программы междисциплинарного курса.

Для подготовки к экзамену необходимо использовать учебную литературу и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представленные в п. 6 рабочей программы междисциплинарного курса, а так же теоретические и практические материалы полученные в процессе освоения междисциплинарного курса.

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, написание рефератов, выполнение практических заданий, контрольных работ.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на практическим занятии и в процессе выполнения лабораторных работ.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.

На практических занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Практические занятия включают в себя специально подготовленные рефераты, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На практических занятиях студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии, а также показывает свои знания в процессе решения практических задач.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;

2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике деятельности организации в процессе ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности;

3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.

После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.

Требования к выполнению самостоятельной работы.

1.    Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.

2.    Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3.    Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, составление глоссария, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка презентации по реферату, решение контрольных задач.

Требования к оформлению реферата:

1. Шрифт: Times New Roman Cyr. Размер шрифта 14; Отступ со всех сторон – 2 см; Сноски автоматические, постраничные (нумерация на каждой странице начинается с 1), список литературы прилагается. Интервал между строками: 1,5. Абзацный отступ (красная строка) автоматически: 1,25. Объем работы 7-10 стр.

2. На титульном листе указать название вуза, факультет, кафедру, дисциплину, тему контрольной работы в кавычках, указать фамилию и затем инициалы автора, номер группы, Проверяющий преподаватель.: уч.степень, уч.звание Ф.И.О., внизу посередине Ростов-на-Дону, год.

Методические рекомендации по написанию рефератов

Реферат является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. 

Тему реферата студент выбирает из перечня тем, рекомендуемых преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. 

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

Приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. 

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для еѐ достижения; 

описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью еѐ раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. 

Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. 

Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке 

обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 5 лет, а также ныне действующие нормативно-правовые  акты, регулирующие  отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

 Методические рекомендации по оформлению реферата

Требования к оформлению курсовой, исследовательской работы, реферата и контрольной работы:

1. Титульный лист оформляется по установленному образцу.

2. Работа представляются руководителю в сброшюрованном   виде (в папке со скоросшивателем).

3. Работа оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

4. Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги одного сорта формата А4 (210 × 297мм) через полтора интервала и размером шрифта Times New Roman 14 пунктов..

5. Текст работы, таблиц и иллюстраций следует располагать на листах, соблюдая следующие размер полей: поля: левое - 20 мм, правое - 20 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (10 мм). При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине» (двухстороннее выравнивание).

6. Нумерация страниц работы – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе, содержании номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются вверху по центру арабскими цифрами (шрифт 10), без точки в конце. 

7. Оглавление оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 7.0.11-2011.

Оглавление – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают.

Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или приводить заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

В оглавлении слово «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту (посередине страницы) с прописной буквы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав.

Заголовки располагают симметрично тексту (посередине страницы).

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце,  не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно трем интервалам. Расстояние между заголовками – два интервала. Каждую главу следует начинать с нового листа. Главы и параграфы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенного точкой.

8.Текст работы должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать действующим правилам.

9. Иллюстративный материал оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. Иллюстративный материал должен быть представлен рисунками. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении. Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы, например: «Рисунок 2.3 – Система учета основных средств» (третий рисунок второй главы). На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.  Иллюстрации должны иметь наименование и, если необходимо, пояснительные данные (подрисуночный текст). 

10.Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей   и оформляют их в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. Таблицы, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или      в пределах главы, например: «Таблица 2.1– Показатели ликвидности» (первая таблица второй главы). На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать «… в соответствии с данными, представленными в таблице 3» при сквозной нумерации и по данным, представленным в таблице 2.2» при нумерации в пределах раздела. Таблицы, которые занимают объем более одной страницы, следует располагать в приложениях. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

11. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата работы и служит источником библиографической информации об объектах ссылки. Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом источнике (его составной части или группе источников), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и обшей характеристики. Если ссылку в работе приводят на конкретный фрагмент текста источника, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой. Отсылку приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.  Пример. В тексте: [10, с. 81]   В списке литературы: 10. Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 604 с.  Если ссылку в работе приводят на конкретный фрагмент текста электронного ресурса, в отсылке указывают порядковый номер источника.  Пример. В тексте: [15] В списке литературы: 15. Реунова Л.В. Механизм формирования финансовых результатов предприятия. [Электронный ресурс]// Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь, 2015. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/12/116 (дата обращения: 22.04.2017).

12. Список литературы должен включать библиографические записи на источники, использованные автором при работе над темой. Список должен быть размещен в конце основного текста.  В работе источники в списке литературы следует располагать в алфавитном порядке. При этом независимо от алфавитного порядка впереди должны быть приведены нормативные акты. Нормативные акты располагаются в следующем порядке: международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН; Конституция России; кодексы; федеральные законы; указы Президента России; постановления Правительства России; приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств; законы субъектов России; распоряжения губернаторов;распоряжения областных (республиканских) правительств; судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России.  Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые.

13. Материал, дополняющий основной текст работы, допускается помещать в приложениях. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, формулы, рисунки и другой иллюстративный материал.  Приложения оформляют как продолжение работы на ее последующих  страницах. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения должны быть перечислены в  оглавлении работы с указанием их номеров, заголовков и страниц. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.  

3. Критерии оценки

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста 5 10 10   10   5
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные 10
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме 5 5 10 5 10
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата 5 3 5 2

4. Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

Результаты тестирования оцениваются исходя из количества баллов в 100-балльной и 5-балльной системах оценивания:

Оценка в 100-балльной шкале Оценка в 5-балльной шкале
84-100 5 (отлично)
67-83 4 (хорошо)
50-66 3 (удовлетворительно)
0-49 2(неудовлетворительно)

Таким образом, оценка «отлично» выставляется при условии правильного ответа студента не менее чем на 84% тестовых заданий; оценка «хорошо» выставляется при условии правильного ответа студента не менее чем на 67% тестовых заданий; оценка «удовлетворительно» - не менее чем на 50% тестовых заданий; оценка «неудовлетворительно» - если студент правильно ответил менее чем на 50% тестовых заданий.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Основная литература.

1. Лытнева Н. А., Малявкина Л. И. Федорова Т. В. Бухгалтерский учет / учеб. для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. и науки РФ - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2015 г.

2. Самохвалова Ю. Н., Бухгалтерский учет. Практикум / учеб. пособие для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. и науки РФ - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2014г.

3. Дмитриева И. М Бухгалтерский учет и аудит / учеб. и практикум для сред. проф. обр.: Рек. УМО М. : Юрайт 2015.

6.2. Дополнительная литература.

1. Михеева Е.В., Тарасова Е.Ю. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера / учеб. пособие для сред. проф. обр.: Рек. ФИРО М.: Академия 2013.

2. Гордеева О.Н. Аудит [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Н. Гордеева. — Электрон. текстовые данные. — Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009. — 189 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11306.html

Интернет-ресурсы.

1. Официальный сайт Правительства РФ http: //www.government.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru

3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ http://www.nalog.ru

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 «Основы бухгалтерского учета и аудита»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2017 г.

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

Автор-составитель:

 

Д.э.н., доцент, преподаватель Козлюк Наталья Васильевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по профессиональным (блок бухгалтерский учет, налогообложение и аудит) дисциплинам

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Малышева Юлия Александровна

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 6

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 43

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 49

6.1.    Основная литература. 49

6.2.    Дополнительная литература. 49

6.3.    Нормативные правовые документы. 49

6.4.    Интернет-ресурсы. 51

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 51

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учета и аудита» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК 2.6 Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;

ПК 2.7 Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля.

1.2. В результате освоения междисциплинарного курса у студентов должны быть:

– сформированы знания:

нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

национальной системы нормативного регулирования;

понятия бухгалтерского учета;

сущности и значения бухгалтерского учета;

истории бухгалтерского учета;

основных требований к ведению бухгалтерского учета;

предмета, метода и принципов бухгалтерского учета;

плана счетов бухгалтерского учета;

форм бухгалтерского учета;

основных принципов аудиторской деятельности;

нормативно-правового регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

основных процедур аудиторской проверки;

порядка оценки систем внутреннего и внешнего аудита;

роли и значения аудита в системе финансового контроля;

порядка и механизма применения внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности;

прав и обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора и аудируемых лиц;

особенностей гражданско-правого регулирования финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций России;

методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации в аудиторской деятельности;

основных нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования аудиторского заключения;

информационного обеспечения аудита, его составе и принципах формирования.

– сформированы умения:

применять нормативы бухгалтерского учета;

соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

использовать формы и счета бухгалтерского учета.

ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

сформулировать предмет договора о проведении аудита и оказании аудиторских услуг;

сформировать план и программу аудита, рассчитать аудиторские риски;

рассчитать уровень существенности в аудите;

комплексно применять внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности;

применять положения аудиторских стандартов на практике

оценивать различные ситуации, возникающие в процессе ведения учета имущества и обязательств, влияние изменений законодательства, на порядок ведения учета функционирующих предприятий и организаций, с целью определения их влияния на достоверность финансовой отчетности;

обеспечивать сохранность всех полученных от субъекта аудиторской проверки данных, форм отчетности, письменных заявлений и разъяснений клиента;

выполнять работы по составлению аудиторских заключений;

– сформированы навыки:

применения нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

применения методов и принципов бухгалтерского учета;

использования плана счетов бухгалтерского учета;

применения форм бухгалтерского учета;

оформления договора на проведение аудита и оказание аудиторских услуг;

работы с федеральными стандартами по вопросам аудита в финансовой отчетности;

применения в процессе аудита внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности;

использования методической и нормативной информации в процессе проверки финансовой отчетности по установленным правилам;

взаимодействия с заказчиком аудиторских услуг, экспертами, внутренними аудиторами в процессе аудита.

 

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина ОП.8 «Основы бухгалтерского учета и аудита» относится к общепрофессиональному циклу блока профессиональная подготовка учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 и 4 семестре в объеме 138 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области экономической теории, математики.

Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: ПД.01 «Математика», ПД.03 «Экономика (углубленный уровень)».

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 118 часов (в том числе 50 - лекционные занятия, 68 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающихся – 20 часов.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – зачет (3 семестр) и экзамен (4 семестр).

 

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.