РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Экономика организации»
по специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
на базе основного общего образования
«Бухгалтер»
квалификация
очная форма обучения
Год набора – 2017 г.
Ростов-на-Дону, 2018 г.
Автор-составитель:
К.э.н., доцент, преподаватель Кислицкая Наталья Александровна
Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе
ЦМК по профессиональным (блок экономика и управление) дисциплинам
Протокол от 01 июня 2018 г. № 04
Председатель ЦМК Кислицкая Наталья Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 44
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 46
6.1. Основная литература. 46
6.2. Дополнительная литература. 46
6.3. Нормативные правовые документы. 46
6.4. Интернет-ресурсы. 47
6.5. Иные источники. 47
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 47
1.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина ОП.01 «Экономика организации» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана.
1.2. В результате освоения общепрофессиональной дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания:
сущности организации как основного звена экономики отраслей;
основных принципов построения экономической системы организации;
принципов и методов управления основными и оборотными средствами;
методов оценки эффективности их использования;
организации производственного и технологических процессов;
состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способов экономии ресурсов, в том числе основных энергосберегающих технологий;
механизмов ценообразования;
форм оплаты труда;
основных технологико-экономических показателей деятельности организации и методики их расчета;
– сформированы умения:
определения организационно-правовых форм организации;
поиска и использования необходимой экономической информации;
определения состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнения первичных документов по экономической деятельности организации;
расчета по принятой методике основных технико-экономических показателей деятельности организации;
– сформированы навыки:
работы с основными экономическими показателями;
составления форм отчетности;
анализа математических методов обработки информации и результатов исследований, систематизации, представления и интерпретации полученных данных;
эффективного планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения конкурентных преимуществ;
контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина ОП.01 «Экономика организации» относится к общепрофессиональному цикла блока профессиональная подготовка учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре в объеме 99 часов.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области экономической теории, бухгалтерского учета, математики и статистики.
Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: ПД.03 «Экономика (углубленный уровень), ЕН.01 «Математика», ОП.08 «Основы бухгалтерского учета», ОП.10 «Экономическая теория»
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 89 часов (в том числе 36 - лекционные занятия, 36 – практические занятия, 17 – курсовая работа) и на самостоятельную работу обучающихся – 10 часов.
По дисциплине предусмотрена курсовая работа.
Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего
Контрольная работа
Задача 1. Акционерное общество на момент принятия решения о дополнительном выпуске обыкновенных акций имело полностью оплаченный уставный капитал в размере 10000 тыс. руб. На общем собрании акционеров принято решение о дополнительной эмиссии акций на сумму 1000 тыс. руб. Срок размещения дополнительного выпуска акций составляет 1 год. На 31.12.2014 оплачено акций на сумму 780 тыс. руб. Определить уставный капитал ОАО по результатам эмиссии на 31.12.20114.
Задача 2. Учредители ОАО продали (табл.) штук обыкновенных акций по номинальной стоимости (табл.) руб. Частично эта сумма была ими израсходована на учреждение общества (табл.), приобретение производственного здания (табл.) и оборудования (табл.). Учредители приобрели также необходимые для производства запасы на сумму (табл.), причем счета поставщиков не оплачены.
Определить стоимость имущества АО и величину его уставного капитала.
Задача 3. ОАО создано в 2006 году и выпустило в обращение (табл.) акций номинальной стоимостью (табл.) руб. Размер нераспределенной прибыли за отчетный период составил (табл.) тыс. руб. В следующем (2007) году ОАО выпустило и разместило (табл.) акций номинальной стоимостью (табл.) руб. Определить величину акционерного капитала и балансовую стоимость акции до и после дополнительной эмиссии акций.
Показатели | Ед. изм. | Значение |
1. В 2013 году выпущено акций | шт. | 30000 |
2. Номинальная стоимость акции | руб. | 1000 |
3. Нераспределенная прибыль за 2013 год | тыс. руб. | 5780 |
4. В 2014 году выпущено акций | шт. | 5000 |
5. Акции 2014 года (номинальная стоимость) | руб. | 1300 |
6. Величина акционерного капитала до доп. эмиссии (по результату 2013 г.) | тыс. руб. | |
7. Величина акционерного капитала после доп. эмиссии (на 2014 г.) | тыс. руб. | |
8. Балансовая стоимость акции до доп. эмиссии (по результату 2013 года) | руб. | |
9. Балансовая стоимость акции после доп. эмиссии (на текущ. дату 2014 г.) | руб. |
Кроссворд
По горизонтали
3. Поставщики… формируют производственный коллектив высокопрофессиональных работников
5. Первичное структурное звено народно-хозяйственного комплекса России
6. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемое на свой страх и риск и под свою ответственность, направленная на получение прибыли
8. Вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей
9. Лицензия, дающая право частной компании функционировать как часть большой торговой сети
11. Наименование, под которым предприятия выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйственного объекта
12. Кредит, который используется на цели производственного и социального развития
13. Процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию с целью образования специального амортизационного фонда денежных средств
15. Это процесс который лежит в основе функции организации
17. Среда являющаяся источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне
По вертикали
1. Наука, занимающаяся поведением экономических субъектов при использовании ими ресурсов, которые могут быть по разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления
2. Система способов управления организацией
4. Учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг
7. Процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее кредит с помощью нового кредита
9. Рефинансирование под уступку денежного требования
10. Лицо, получающее имущество в аренду
14. Торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг
16. Имущественный найм, основанный на договоре о представлении имущества во временное пользование за определенную плату
Контрольная работа
Задание 1. На основе Гражданского кодекса РФ дайте характеристику основным организационно-правовым формам. Результаты оформите в таблицу.
Особенности учреждения | Статус владельцев | Источники формирования капитала | Право собственности | Особенности управления | Ответственность по обязательствам | Кредитоспособность | Распределение прибыли и убытков | Основные положения устава и учредительного договора | Количество участников | |
Задание 2. Определите, какая из организационно-правовых форм в наибольшей степени соответствует характеру деятельности организации
Характер деятельности | Возможная организационно-правовая форма |
Хлебозавод | |
Дом моделей | |
Судоверфь | |
Ремонтная мастерская | |
Завод точных измерительных приборов | |
Учебное заведение гуманитарного профиля | |
Научно-исследовательский центр радиоэлектронной промышленности |
Задание 3. Назовите степень проявления (высокая, средняя, низкая) отношения работников по предложенным факторам на предприятиях различных организационно-правовых форм:
заинтересованность в результатах труда;
ответственность за свою деятельность;
возможность перспективного развития;
экономическая устойчивость;
степень риска управленческой деятельности;
гибкость и быстрота изменений внутренних переменных предприятия.
Использовать можно любые организационно-правовые формы предприятий, в том числе и некоммерческие. Результаты оформите в таблице.
Задание 4. Назовите, какие организационно-правовые формы организации эффективны, конкурентоспособны и в наибольшей степени соответствуют следующим отраслям экономики:
в топливно-энергетическом и сырьевом комплексе;
в агропромышленном комплексе;
в военно-промышленном комплексе;
в строительстве, обрабатывающей промышленности, на транспорте, в финансовой сфере;
в непроизводственной сфере (образование, здравоохранение, наука, информация, спорт, туризм и т.д.)
Задание 5.Выбор правовой формы предприятия.
Пять инвесторов (А, В, С, D и Е) хотят основать предприятие (фирму). Их взносы в уставный капитал фирмы должны составлять: 20 000 евро (А), 35 000 евро (В), 40 000 евро (С), а также по 3000 евро (для инвесторов D и Е). Они планируют для своего предприятия годовой оборот в 2 млн евро и хотят нанять 10 работников.
Для учреждаемой фирмы инвесторы выбирают между правовыми формами: общество с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерное общество (АО). Три главных инвестора (А, В и С) предъявляют к выбираемой правовой форме определенные требования. В приводимой ниже таблице они отобразили свои требования с учетом их сравнительной значимости так, что в сумме количество баллов по каждому их требованию составляет 20. Инвесторам же D и Е выбор правовой формы предприятия в принципе безразличен. Им, по сути, важно лишь ограничение их ответственности по обязательствам учреждаемой фирмы.
Отметьте те ячейки в приводимой ниже таблице, которые согласно соответствующим (отмеченным по строкам таблицы) требованиям к правовым формам ведения предприятия в наибольшей мере адекватны той или иной правовой форме предприятия.
Какую правовую форму предприятия следует выбрать, если:
степень исполнения отдельных требований инвесторов А, В и С согласно представлениям этих инвесторов различна;
предусматривается, что решения по управлению предприятием принимаются большинством голосов, определяемым взносом каждого из инвесторов в уставный капитал организации?
Деловая игра
«Организационно-правовые формы предприятий»
Ситуация, или мини-кейс, направлена на подготовку студентов к изучению дисциплины «Экономика организаций», закрепление знаний, полученных на ознакомительной практике на предприятии, приобретение навыков работы с законодательными актами, литературой по дисциплине.
Подготовьте характеристику предприятия выбранной вами организационно-правовой формы. Опишите предприятие в терминах системного подхода: вход, процесс, выход. Для этого выполните следующее:
1) сформулируйте цель деятельности предприятия;
2) определите состав продукции, производимой предприятием, выполняемых работ, услуг, оказываемых предприятием;
3) выясните, какие ресурсы необходимы для выпуска этой продукции:
материалы (сырье, комплектующие изделия, рабочие, служащие, инженерно-технические работники, специалисты), оборудование, приборы, измерительные устройства, технологические процессы, информация.
При построении модели используют термины: затраты, процесс, или преобразование, продукция, результат.
Затраты – любой вид ресурсов, который можно приобрести в различных количествах и разновидностях (материалы, энергия, информация).
Процесс, или преобразование – изменение формы, внешнего вида, свойств переменной затрат (обработка, обучение, переработка). Работы можно измерить в отношении качества, своевременности, правильности использования метода обработки – все это перечисление признаков, или различимых свойств переменной.
Продукция – фактор или ресурс, который выступает результатом преобразования затрат. Продукция поддается измерению в отношении количества, качества, своевременности изготовления, совокупных издержек, цены.
Результат – продукция в оптовых или розничных ценах, выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Финансовый результат – прибыль (разница между доходами и расходами предприятия за вычетом всех налогов) или убыток;
4) определите состав поставщиков всех видов ресурсов;
5) выясните, как происходит сбыт продукции, какие рынки использует предприятие; как устанавливается цена продукции, какие могут быть использованы методы принятия ценовых решений;
6) определите, как принимают решение на предприятии; какова роль менеджеров, учредителей предприятия; кто несет ответственность за результаты принятых решений;
7) выясните, как влияет на принятие решений выбранная для вашего предприятия организационно-правовая форма предприятия.
Для примера используйте тренировочный тест.
Проблема первая. Как влияет на возможность принятия решения о выборе направления деятельности организационно-правовая форма предприятия?
Имеются два варианта развития предприятия.
По первому варианту можно с равной вероятностью получить превышение доходов над расходами в сумме 20 млн руб. или в сумме 10 млн руб.
По второму варианту можно получить 12 млн руб.
Нa момент принятия решения у предприятия имеется долг в сумме 12 млн руб.
Если наше предприятие – общество с ограниченной ответственностью, можно выбрать проект с доходом 15 млн руб. (20*0,5 + 10*0,5 = 15 млн руб.).
При этом после возврата долга получим 15 – 12 = 3 млн руб. Какие могут быть самые большие потери? Если по данному варианту мы получим только 10 млн руб., то учредители потеряют не более того, что они вложили в предприятие.
Кредиторы при этом могут потерять часть своих денег. При получении 10 млн руб. и долге в сумме 12 млн руб. риск потери составит 2 млн руб.
Если предприятие имеет организационно-правовую форму, при которой отсутствует ограничение ответственности (какую именно?), то при получении 10 млн руб. и долге в 12 млн руб. учредителям придется отдать из личных доходов и сбережений недостающую сумму 2 млн руб.
Проблема вторая. Кто из персонала, учредителей, руководства организации должен принимать решения, подписывать договоры, заключать контракты от имени предприятия? Обсудите проблемы, возникающие при различиях в позиции всех, кто может принимать решения и заключать контракты от имени предприятия. Кто же будет нести ответственность? Как велика, ограниченна или неограниченна эта ответственность? Какие могут возникнуть проблемы из-за равенства власти и ответственности нескольких учредителей?
Назовите другие проблемы, связанные с выбором организационно-правовой формы предприятия;
8) выясните, какими источниками средств обладает предприятие, если оно имеет выбранную вами форму. Насколько легко и просто получить кредит, можно ли увеличить количество учредителей для вашего предприятия без его перерегистрации или нет;
9) определите, кому принадлежат доходы предприятия, как распределяется прибыль вашего предприятия, имеет ли кто-либо преимущественное право на ее получение, какими статьями в Гражданском кодексе регулируется эта проблема;
10) выясните, кто будет платить налоги: предприятие как юридическое лицо или его учредители;
11) определите, можно ли привлечь в качестве совладельцев данного предприятия других физических или юридических лиц, что для этого необходимо сделать;
12) если собственники решат продать или ликвидировать предприятие, как будет разделена сумма, вырученная от продажи всех активов данного предприятия; как произведена расплата по задолженности с поставщиками, например, сырья, топлива, энергии, что и в какую очередь получат работники, кредиторы, учредители;
13) кто принимает решение о перепрофилировании (изменении сферы деятельности) предприятия;
14) какие пункты должны быть в Уставе и в учредительном договоре вашего предприятия.
Организация работы студентов: студенты делятся на группы из двух-трех человек, каждая из которых в качестве домашнего задания на основе Гражданского кодекса РФ, материалов по предпринимательству, реальных или виртуальных предприятий готовит отчет по вышеперечисленным пунктам. Выбирают организационно-правовую форму из следующего списка: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), дочернее предприятие, унитарное предприятие, муниципальное предприятие, производственный кооператив.
В аудитории группа докладывает о результатах, следуя перечисленным вопросам. Другие студенты должны выявить проблемы в функционировании, в управлении предприятием, обусловленные именно выбранной организационно-правовой формой. Каждой подгруппе задают вопросы, позволяющие уяснить степень глубины понимания проблем данного предприятия, особенностей его функционирования, обусловленных организационно-правовой формой.
Контрольная работа
Задание 1. Составьте в произвольной форме классификацию производственных процессов по следующим признакам:
1. номенклатура и ассортимент готового продукта;
2. стадии изготовления товара;
3. характер воздействия на предмет труда;
4. степень непрерывности процесса;
5. техническая оснащенность производства.
Классификацию можно представить как в виде схемы, так и в форме таблицы.
Задание 2. Подберите для приведенных ниже понятий и характеристик, составляющих производственный цикл, соответствующие им определения:
№ | Понятие | Определение | Соответствие |
1 | Производственный цикл | Сумма времени машинного, подготовительно-заключительного и естественных процессов | |
2 | Длительность производственно- го цикла | Календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до получения готового продукта | |
3 | Рабочее время | Время в течение которого не производится никакого воздействия на предмет труда и не происходит его качественного изменения | |
4 | Подготовительно- заключительное время | Цикл, длительность которого состоит из рабочего времени и времени перерывов | |
5 | Время вспомогательных операций | Сумма времени технологической обработки плюс время вспомогательных операций | |
6 | Технологический цикл | Время транспортных операций, контроля качества продукции, сортировки, упаковки и т.д. | |
7 | Время технологического цикла | Время, затрачиваемое на включение-выключение оборудования | |
8 | Время перерывов | Время, в течение которого производится непосредственное воздействие на предмет труда |
Задание 3. Определите тип производства на проектируемом участке цеха, если общее число операций по всем рабочим местам участка составляет 0,5 тыс. операций, суммарная месячная трудоемкость программы участка 108,8 тыс. нормо-часов. Рабочие места: один рабочий – один станок. Режим работы участка планируется следующий: 20 рабочих мест в месяц, 2 смены по 8 часов.
Деловая игра
Тип производства, глубина переработки (вертикальная интегрированность производства) и номенклатура продукции
Необходимо проанализировать два предприятия, производящие продовольственные товары.
ООО «Курам» на разном технологическом оборудовании производит печенье, шоколад и конфеты. Номенклатура печенья включает в себя различные сорта – печенье с арахисом, печенье с лесным орехом, печенье с миндалем.
В соответствии с изменением спроса выпускаемые виды печенья модифицируют по форме и вкусовым качествам. Номенклатура производимого шоколада охватывает десять его видов (молочный, ореховый и т. д.). В целом никаких изменений в производимых сортах шоколада не осуществляется. Однако некоторые сорта шоколада включаются в производственную программу только при наступлении определенного сезона.
Недавно в опытном порядке в торговлю выпустили новый сорт шоколада, который после небольшой модификации запустили в производство. Производятся также конфеты с лимонной и апельсиновой начинкой. Перечисленные продукты в своей совокупности представляют собой общую номенклатуру производства ООО «Курам». Тем не менее, при возникновении особого спроса предприятие в достаточно большом объеме закупает на стороне иные продукты, которые оно после незначительной переработки перепродает.
Чтобы быть в большей мере независимой от поставщиков и лучше контролировать качество производства, компания приобрела несколько предприятий, которые поставляют ей основные виды сырья и полуфабрикатов, необходимые для производства основных продуктов из номенклатуры производства компании.
Другое рассматриваемое предприятие, кооператив «Ленса», годами производит только сливочные конфеты по рецепту, выработанному многими поколениями. Все виды сырья и полуфабрикатов для изготовления сливочных конфет при этом закупаются у сторонних независимых поставщиков, продукция расфасовывается по упаковкам разных размеров и формы и поставляется крупным предприятиям оптовой торговли.
Охарактеризуйте эти два предприятия с точки зрения:
1) типа их производства;
2) глубины переработки продукции (степени вертикальной интегрированности производства);
3) номенклатуры производства.
Контрольная работа
Задание 1. В первой половине января 2011 года предприятие приобрело и поставило на баланс технологическое оборудование, полная первоначальная стоимость которого составила (ППС) 10000 тыс. руб.
Годовая норма амортизации (Наг) – 20%.
Способ начисления амортизации – линейный.
По состоянию на 1 января 2014 года была произведена переоценка данного технологического оборудования, полная восстановительная стоимость (ПВС) по результатам переоценки составила 8000 тыс.руб.
Определить:
1) коэффициент морального износа;
2) сумму начисленной амортизации до 01.01.2014.
Задание 2. В первой половине января 2011 года предприятие приобрело и поставило на баланс технологическое оборудование, полная первоначальная стоимость которого составила (ППС) 20000 тыс. руб.
Годовая норма амортизации (Наг) – 15%.
Способ начисления амортизации – линейный.
По состоянию на 1 января 2014 года была произведена переоценка данного технологического оборудования, полная восстановительная стоимость (ПВС) по результатам переоценки составила 18000 тыс. руб.
Определить:
1) коэффициент морального износа;
2) сумму начисленной амортизации до 01.01.2014.
Задание 3. В январе 2014 года предприятие приобрело и поставило на баланс технологическое оборудование, полная первоначальная стоимость которого составила (ППС) 10000 тыс. руб.
Срок полезного использования технологического оборудования (Тпол) – 5 лет.
Ликвидационная стоимость технологического оборудования (ПЛС) – 2000 тыс. руб.
Способ начисления амортизации – линейный.
Определить годовую норму амортизации (Наг) и балансовую стоимость оборудования на 31.12.2014 года.
Определить:
1) годовую норму амортизации (Наг);
2) балансовую стоимость оборудования на 31.12.2014 года.
Задание 4. В январе 2014 года предприятие приобрело и поставило на баланс технологическое оборудование, полная первоначальная стоимость которого составила (ППС) 90000 тыс. руб.
Срок полезного использования технологического оборудования (Тпол) – 5 лет.
Ликвидационная стоимость технологического оборудования (ПЛС) – 30000 тыс. руб.
Способ начисления амортизации – линейный.
Определить годовую норму амортизации (Наг) и балансовую стоимость оборудования на 31.12.2014 года
Определить:
3) годовую норму амортизации (Наг);
4) балансовую стоимость оборудования на 31.12.2014 года.
Задание 5. Линейный ускоренный способ. Приобретен объект основных средств стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации составляет 20%. Для высокотехнологичного объекта федеральным органом исполнительной власти установлен коэффициент ускорения 2.
Определить сумму амортизационных отчислений за два первых года (результат – в таблицу).
За первый год тыс. руб.
За второй год тыс. руб.
Итого за два года тыс. руб.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Приобретен объект основных средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок полезного использования установлен 5 лет.
Определить сумму амортизационных отчислений за два первых года (результат – в таблицу).
За первый год тыс. руб.
За второй год тыс. руб.
Итого за два года тыс. руб.
Задание 6. Основные фонды и основные средства предприятия. Показатели оборачиваемости ОС. ОР – объем реализации (продаж) в текущих ценах – 720 тыс. руб.
СО – средние остатки оборотных средств – 36 тыс. руб.
Определить коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота,
коэффициент закрепления средств в обороте.
Задание 7. Определите оборачиваемость оборотных средств, т.е. количество оборотов и длительность одного оборота, если стоимость реализованной продукции РП= 46 млн рублей, валовая прибыль Пвал=10 млн рублей, средний остаток, или норматив, оборотных средств ОСн=9 млн рублей.
Задание 8. Однодневные затраты предприятия на производство продукции составляют 240,0 тыс. д.е. Длительность одного оборота оборотных средств равна 54 дня. Задание по ускорению оборачиваемости оборотных средств – 2 дня.
Определить оборачиваемость оборотных средств в днях на планируемый год, ускорение оборачиваемости оборотных средств в суммарном выражении и сумму остатков нормируемых оборотных средств на конец планируемого года.
Задание 9. За отчетный период объем продаж предприятия составил 14,0 млн д.е., среднегодовая стоимость оборотных средств – 2,8 млн д.е., в том числе производственных запасов 1,06 млн д.е. Определить коэффициенты оборачиваемости, закрепления и длительность одного оборота всех оборотных средств, и в том числе запасов. Дать пояснения.
Задание 10. Предприятие на начало года имело производственные запасы в размере 540 тыс. д.е. и текущие обязательства – 430 тыс. д.е. На конец отчетного года эти показатели составили соответственно 710 тыс. д.е. и 490 тыс. д.е. Определить увеличение чистого оборотного капитала. Назовите возможные причины увеличения чистого оборотного капитала и его влияние на экономическое положение предприятия.
Задание 11. Определить совокупный норматив (потребность) оборотных средств предприятия в той их части, которая непосредственно зависит от роста объема производства продукции, на плановый период, если известно, что на отчетный год этот показатель определен на уровне 12,8 млн д.е., рост товарной продукции на планируемый период составит 8%, ускорение оборачиваемости оборотных средств – 3%.
Задание 12. Расход основного вида сырья на производство продукции в среднем на квартал составляет 10250 тыс. д.е. Норма производственного запаса равна 26 дням. Определить потребность предприятия в данном виде производственного запаса. За счет каких факторов возможно снижение нормы запаса и, соответственно, норматива?
Задание 13. Исправьте схему, заполнив пустые блоки и проверив правильность нанесенных стрелок, исходя из классификации оборотных средств.
Контрольная работа
Задание 1. По имеющимся данным за 2013 год рассчитать показатели использования живого труда. Ответ внести в таблицу.
Задание 2. Сборочный цех предприятия работает в три смены. В апреле 2013 года по отчетным данным в одну смену отработало (табл.) станков, в две смены – (табл.) станка, в три смены – (табл.) станков. Остались не задействованными (табл.) станка.
Определить коэффициент сменности установленного и работающего оборудования в апреле 2013 года.
Задание 3. На выполнение определенной работы рабочему установлена норма времени (табл.) нормо-часов. Тарифная ставка составляет (табл.) руб. в час. За экономию времени (разницу между нормой времени и фактическим временем) выплачивается премия в размере (табл.) % от тарифной ставки. Фактически рабочий выполнил работу за (табл.) часов.
Определить общий заработок рабочего.
Задание 4. Рассчитать показатели выработки и трудоемкости продукции, если известно, что объем продукции составляет (табл.) шт.; среднесписочная численность работающих – (табл.) чел.; время, затраченное на выполнение производственной программы, – (табл.) нормо-часов.
Задание 5. Мероприятия по совершенствованию технологии выпуска изделия А привели к сокращению его трудоемкости до 100 ч.
Определите:
а) сокращение трудоемкости годового выпуска продукции;
б) сокращение численности рабочих при новой трудоемкости изделия А;
в) уровень выработки по изделию А в плановом и базовом периодах;
г) рост выработки по изделию А;
д) рост производительности труда в цехе.
Задание 6. Определите темпы роста и прироста производительности труда, исчисленной в плановом периоде.
Объем произведенной продукции за 2013 г. составил 5000 тыс. руб., а среднесписочная численность – 180 человек. В 2014 г. планируется увеличить объем производства на 12%, а численность работающих сократить на 17%.
Задание 7. На основе исходных данных определить, на какой объем производства следует заключить договоры на поставку продукции.
На предприятии выпущено продукции на сумму 70 млн руб. за неделю.
Численность персонала – 1700 человек. Из них рабочих 1100 человек. Предлагается увеличить численность персонала за счет рабочих до 2000 человек. Одновременно полагают увеличить производительность труда на 10%.
Контрольная работа
Задание 1. Определите себестоимость крышки прибора.
Материал – латунный лист (удельный вес латуни 8,5 г/см3) размером 1400х 250 х 2. Площадь крышки 60 см2. Работа тарифицирована по 5-му разряду шестиразрядной тарифной сетки. Тарифная ставка 5-го разряда – 10 руб./ч. Норма времени на операцию – 2 мин. Накладные расходы: РСЭО – 70%, общепроизводственные расходы – 180, общехозяйственные расходы – 100%. Годовая сумма расходов по реализации 200 тыс. шт. составляет 3000 руб. Цена латуни – 43 000 руб./т, отходов – 1200 руб ./т.
Методические пояснения
Задачу рекомендуется решать в следующей последовательности:
1) подготовьте «бланк калькуляции», используя стандартный вариант;
2) определите расходы на материалы, принимая во внимание количество изделий, получаемых из листа, вес заготовки, вес отходов и возможность их реализации;
3) расходы на оплату труда производственных рабочих предусмотрите с учетом основной заработной платы (по тарифной части с учетом 15% премии), дополнительной заработной платы, приняв ее от 10 до 20% от основной зарплаты.
4) с учетом накладных расходов рассчитайте цеховую себестоимость крышки, производственную и полную себестоимость.
Задание 2. Распределите общепроизводственные расходы между изделиями А и В пропорционально выручке и пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
В цехе за месяц выпущено 250 изделий А и 500 изделий В. Вся изготовленная продукция была реализована. Цена изделия А – 4 тыс. руб., изделия В – 5 тыс. руб. Общепроизводственные расходы за месяц составили 180 тыс. руб.
Норма времени на изготовление изделия А – 30 нормо-час, на изделие В – 17 нормо-час. Средняя часовая тарифная ставка в цехе – 10 руб.
Задание 3. Решите задачу по исходным данным:
затраты на сырье и материалы – 190 руб.;
затраты на обработку – 30 руб.;
общепроизводственные и общехозяйственные расходы – 60 руб.;
коммерческие расходы – 3 % к производственной себестоимости;
свободная отпускная цена товара (с НДС) – 400 руб.;
оптовая надбавка – 2 %;
торговая надбавка к цене закупки – 8 %;
НДС – 18 %.
Определить:
а) свободную розничную цену товара, поступившего в торговое предприятие;
б) цену, по которой торговое предприятие будет рассчитываться с оптовой базой;
в) прибыль промышленного предприятия от реализации данного товара.
Методические пояснения
1. Рассчитать производственную себестоимость.
2. Определить полную себестоимость (произв. с/с + коммерч. расходы).
3. Определить сумму НДС по расчетной ставке 18 / 118.
4. Отпускная цена (без НДС) – Полная себестоимость = Прибыль.
5. Цена оптовой базы (без НДС) = Отпускная цена (без НДС) + Опто-
вая надбавка.
3. Определить сумму НДС по расчетной ставке 18 / 118.
4. Отпускная цена (без НДС) – Полная себестоимость = Прибыль.
5. Цена оптовой базы (без НДС) = Отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка.
6. Сумма НДС к цене оптовой базы = Отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка х 18 %.
7. Торговая надбавка = Отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка х 8 %.
8. Сумма НДС к свободной розничной цене = Отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка + Торговая надбавка х 18 %.
9. Свободная розничная цена = Отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка + Торговая надбавка + Сумма НДС.
Контрольная работа
Задание 1. Малое предприятие специализируется на выпуске двух изделий. Отчет о финансовых результатах (в тыс. руб.) по системе «директ-костинг» представлен в таблице. Определить величину пороговой выручки и запас финансовой прочности предприятия. Постоянные издержки распределять пропорционально выручке от реализации. Выбрать вариант производства. Результаты расчетов внести в таблицу.
Задание 2. Рассчитать маржинальную прибыль и прибыль.
Задание 3. По имеющимся данным рассчитать показатели ликвидности. Ответ внести в таблицу.
Задание 4. В балансе предприятия на начало года имелись производственные запасы на сумму 3200 тыс. д.е., дебиторская задолженность – 4513 тыс. д.е., денежные средства – 740 тыс. д.е., краткосрочные финансовые вложения – 1400 тыс. д.е., краткосрочная задолженность поставщикам – 3728 тыс. д.е. и задолженность перед бюджетом – 2889 тыс. д.е. Определить размер чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств) и его долю в оборотных средствах, величину источников формирования запасов, коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Дать оценку финансового состояния предприятия.
Задание 5. На основании исходных данных о доходах и расходах предприятия рассчитать следующие показатели прибыли: валовую прибыль, прибыль от продаж, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, прибыль до налогообложения, чистую прибыль, нераспределенную прибыль.
Ставка налога на прибыль – 24 %.
Статьи доходов и расходов, включаемые в отчет о прибылях и убытках (форма 2), в тыс. д.е.:
выручка от продажи продукции, работ и услуг – 3839;
налог на добавленную стоимость – 57;
себестоимость проданных продукции, работ и услуг – 2480;
коммерческие расходы – 89;
поступления от продажи активов – 314;
стоимость безвозмездно полученных активов – 550;
прибыль от совместной деятельности – 736;
доходы от участия в уставном капитале других организаций – 460;
налог на имущество – 588;
расходы, связанные с продажей активов – 112;
штрафы, пени, неустойки уплаченные – 16;
дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, – 212;
сборы на нужды образовательных учреждений – 114;
управленческие расходы – 170;
доходы от сдачи имущества в аренду – 187;
дивиденды по обыкновенным акциям ( 40% от чистой прибыли);
расходы на проведение НИОКР – 300.
Деловая игра
Компания «Инжектор» работает на рынке с 2002 года и занимается:
• поставками высокоэффективных пароводяных инжекторов собственной разработки (приложения 1, 2), автономных от централизованного энергоснабжения;
• проектированием пароводяных инжекторов с выпуском рабочих чертежей;
• шефмонтажем, пусконаладочными работами, настройкой систем теплоснабжения предприятий для совместной работы с выпускаемым компанией оборудованием.
Текущее состояние
Компания готова к реализации имеющегося плана продаж; объем продаж в текущем году планируется увеличить почти в 1,5 раза по сравнению с результатами прошлого года. Есть несколько договоров с покупателями в Санкт-Петербурге, которые позволяют оценить объем продаж в текущем году до 15 инжекторов.
Были учтены пожелания потребителей и произведена модернизация инжекторов, облегчающая их монтаж и обслуживание. Из 5 инжекторов, хранящихся на складе, 2 являются модернизированными.
Лариной исследован рынок и выделены следующие целевые группы потребителей:
• Компании теплоснабжения населения. Это 150-200 городских котельных (по два котла в каждой) (ГПТЭК) в Санкт-Петербурге.
• Промышленные компании. Им предложен типовой вариант инжектора с регулируемыми в некотором диапазоне параметрами, пригодный многим компаниям.
• Частные домовладельцы. Продажи инжекторов таким клиентам планируется осуществлять через проектировщиков систем отопления и горячего водоснабжения коттеджей.
Проблема
Поступил заказ на 50 инжекторов за 3 месяца для строящегося поселка частных коттеджей с предоплатой в 50%. Обязательным условием является гарантийный срок на инжекторы. Кроме того, заказчики предоставили готовые чертежи. Есть два варианта действия:
1) заказать у фирмы, изготавливающей оборудование для котельных и предприятий теплоснабжения, с оплатой 20% накладных;
2) сделать в своей мастерской либо по своим запатентованным чертежам, либо по чертежам заказчика (мало рабочих, срок заказа всего 3 месяца).
Вопросы
1. Сформулируйте миссию компании "Инжектор".
2. Проанализируйте возможное влияние внешних факторов (благоприятных возможностей и угроз) на деятельность компании.
3. Как, на Ваш взгляд, должен поступить директор, исходя из текущего
финансового состояния фирмы?
Тема 9. Ценообразование и ценовая политика организации
Примерные вопросы для подготовки к опросу
1. Цена и ценообразующие факторы.
2. Понятие цены, ее функции, структура.
3. Виды цен, ценовая политика организации, методы установления цен. Ценовая конкуренция.
4. Порядок и значение управления ценами.
5. Международная практика формирования цен.
Примерные вопросы для подготовки к тестированию
Закрытые тесты с одним правильным ответом - необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например:
1. Что происходит с объемом продаж, если цены снижены, а рентабельность остается неизменной?
1) объем продаж снижается
2) объем продаж растет
3) объем продаж остается неизменным
Правильный ответ – 2.
Определить объем продаж, при котором фирма получит прибыль в 20 тыс. руб., если цена единицы продукции - 180 руб., средние переменные издержки 100 руб., постоянные затраты - 30 тыс. руб.
1) 18
2) 750
3) 125
4) 625
5) 525
Правильный ответ – 4.
3. Что произойдет с величиной переменных издержек на единицу продукции при увеличении объема производства ?
1) величина переменных издержек на единицу продукции уменьшится
2) величина переменных издержек на единицу продукции увеличится
3) величина переменных издержек на единицу продукции останется без изменения
Правильный ответ – 3.
4. Постоянные издержки предприятия 15 млн. руб. в год, переменные издержки на единицу продукции составляют 0,04 тыс. руб., а ее цена 0,1 тыс. руб. Минимальный объем продаж составит:
1)
2)
3)
4)
Правильный ответ – 4.
Контрольная работа
Задание 1. На основе расходов производства, оптовика и вашей фирмы рассчитайте розничную цену товара. Данные о себестоимости производства и продвижения товара приведены в таблице:
№ | Показатели | Сумма, руб. |
1 | Себестоимость производства на единицу продукции | 14,0 |
2 | Стоимость услуг оптовика на единицу продукции | 7,2 |
3 | Стоимость услуг вашей фирмы на единицу продукции | 8,0 |
4 | Прибыль для каждого участника канала распределения, % | 15,0 |
Задание 2. Коммерческая себестоимость изделия – 90 ден. ед., уровень рентабельности – 25% к себестоимости, акциз – 15 ден. ед. на единицу изделия, налог на добавленную стоимость – 20% от оптовой цены предприятия, посредническо-сбытовая наценка посреднической организации – 20% от закупочной цены, торговая наценка – 10% от закупочной цены.
Определить: прибыль предприятия на одно изделие, оптовую цену предприятия, отпускную цену с НДС, посредническую и торговую надбавки, розничную цену изделия.
Задание 3. Рассчитать розничную цену пальто из натурального меха.
Исходные данные:
Статьи калькуляции | Значение |
Полная себестоимость, ден. ед. | 3680 |
Уровень рентабельности данного изделия, % | 29 |
Надбавка за высокое качество и соответствие международным стандартам, % | 15 |
Ставка акцизного сбора, % | 30 |
Торговая надбавка к свободной отпускной цене с НДС, % | 9 |
Задание 4. Определить отпускную цену единицы флакона духов, которые не облагаются акцизом, при следующих условиях:
· для изготовления продукции используется спирт, фактическая себестоимость которого (спирт изготавливается на данном предприятии) – 120 руб. за 1 дал (1 декалитр = 10 литрам);
· ставка акциза на спирт составляет 40% от отпускной цены без НДС;
· расходы на изготовление одного флакона духов составляют: 75 мл спирта и 25 руб. на производство (без учета затрат на производство спирта с учетом акциза);
· уровень рентабельности – 25%.
Задание 5. Вычислить потребительскую цену предприятия на электронный прибор методом «расходы + прибыль», если производственная себестоимость единицы изделия составляет 720 ден. ед., в том числе материальные затраты – 344 ден. ед., непроизводственные расходы по реализации всего объема производства за год – 200,6 тыс. ден. ед.; норматив рентабельности продукции – 35%.
Задание 6. По приведенным данным определить увеличение цены продукции за период, прошедший с момента подписания контракта на поставку объекта до его фактической поставки.
Исходные данные:
· Продажная цена объекта на момент подписания контракта – 16000 ден. ед.
· Заработная плата работников:
начальная – 1500 ден. ед.,
новая – 1700 ден. ед.
· Стоимость сырья:
начальная – 8000 ден. ед.,
новая – 8500 ден. ед.
Удельный вес заработной платы и стоимости сырья в себестоимости соответственно составляют 25 и 40%.
Задание 7. Товар по цене 120 ден. ед. уценивался в три этапа, причем каждая уценка предполагала, что цена изменяется в одинаковое количество раз. После последней уценки товар продавался по себестоимости – 35,6 ден. ед. Какая цена была уставлена вследствие первой и второй уценки?
Тема 10.Теоретические аспекты бизнес-планирования организации
Вопросы для подготовки к опросу
1. Сущность планирования в микроэкономике.
2. Планирование в экономической организации: виды, принципы, основные положения.
3. Функции бизнес-плана и этапы его разработки.
4. Современная типология бизнес-планов.
5. Структура бизнес-плана, функции и содержание разделов бизнес плана.
6. Требования к разработке бизнес-плана.
Темы для подготовки реферата и эссе
1) Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики
2) Планирование на Российских предприятиях
3) Особенности планирования на предприятиях США и Японии
4) Особенности планирования в компаниях Западной Европы
5) Роль бизнес-планирования в управлении организацией
6) Особенности бизнес-плана для малого предприятия
7) Роль предпринимательской идеи в повышении эффективности деятельности организации
Деловая игра «От бизнес-идеи к бизнес-плану проекта»
Формат деловой игры предполагает разбиение группы на 4 команды, что обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, способствует быстрому и качественному усвоению материала дисциплины, осознанию его актуальности.
Задание:
1. Придумать фирму и бизнес-идею.
2. Составить перечень конкурентных преимуществ, оценить уровень спроса и предложения на продукцию (услуги).
3. Составить предполагаемый перечень этапов реализации бизнес-идеи.
4. Оценить сильные стороны, возможности, угрозы и риски проекта.
5. Разработать перечень показателей эффективности реализации предлагаемого бизнес-плана.
6. Презентовать бизнес-идею команды.
Тема 11. Практика разработки бизнес-плана
Вопросы для подготовки к опросу
1. Программные средства, используемые в бизнес-планировании.
2. Основные технологические процессы бизнес-планирования.
3. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
4. Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
Задания для подготовки к контрольной работе
Изобразите в виде блок-схемы основные этапы разработки бизнес-плана
Изобразите в виде блок-схемы основные функции бизнес-плана
Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
Достоинства и недостатки компьютерных программных продуктов.
Назначение программ серии Expert.
Компьютерная программа «Касатка».
Пакет «Альт-Инвест». Пакет прикладных программ COMFAR.
Информационная система предварительной оценки проектов PROPSPIN.
Тема 12. Маркетинговая стратегия бизнес-планирования
Вопросы для подготовки к опросу
1. Основные элементы стратегического планирования.
2. Связь стратегии и бизнес-плана.
3. Понятие миссии, целей, стратегии реализации бизнес-проектов.
4. Состав, содержание и источники получения информации для разработки бизнес-плана.
5. Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ).
6. Информационное обеспечение бизнес-планирования: сбор, систематизация и анализ исходных данных для разработки бизнес-плана.
7. Формирование концепции проектного предложения (бизнеса).
8. Описание предприятия и отрасли. Характеристика объекта бизнеса.
9. Исследование и анализ рынка. Оценка рынка.
10. Исследование, анализ, оценка рынка и анализ конкурентов.
11. План маркетинговых действий на рынке.
Темы для подготовки реферата
1) Система стратегического планирования и контроллинга деятельности предприятия.
2) Стратегия маркетинга фирмы в условиях ВЭД
3) Методика разработки маркетинг-плана, в бизнес-плане фирмы
4) Бизнес-план фирмы как инструмент рыночного управления.
5) Международный маркетинг и планирование деятельности фирмы.
Тема 13. Производственная стратегия бизнес-планирования
Вопросы для подготовки к опросу
1. Минимально рентабельный размер производства (объем производства, при котором достигается окупаемость затрат).
2. Увеличение выпуска продукции как фактор снижения издержек на единицу продукции (оптимизация масштаба производства).
3. План производства (план оказания услуг).
4. Производственная мощность. Нормальная мощность. Номинальная максимальная мощность.
5. Потребность в материальных ресурсах и рабочей силе.
6. Величина производственного запаса и норма переходящего запаса.
7. Организация материально-технического снабжения. Приобретение или разработка собственной производственной технологии.
8. Выбор оборудования. Соответствие оборудования требованиям выбранного технологического процесса как фактор минимизации инвестиционных затрат.
Тема 14. Финансовая стратегия бизнес-планирования
Вопросы для подготовки к опросу
1. Понятия: инвестиционный проект, формы инвестирования.
2. Источники финансирования проекта: собственный капитал и привлеченный капитал (акционерный капитал, краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные займы).
3. Структура инвестиционных издержек: основной и оборотный капитал.
4. Критерии оценки эффективности инвестиционного проекта: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости.
5. Понятия: затраты, издержки, расходы.
6. Классификация затрат.
7. Прогнозирование величины затрат на будущий период.
8. Оперативный анализ «затраты-объем-прибыль».
9. Анализ безубыточности бизнес-плана.
10. Механизм управления прибылью, основанный на оптимизации затрат.
11. Финансирование проекта: источники, этапы, ресурсы.
12. Виды финансовых документов проекта.
13. Структура финансового плана на этапе составления бизнес-плана проекта.
14. Виды эффективности проекта: технологическая, коммерческая, экономическая, бюджетная, социальная эффективность.
15. Эффект убывающей отдачи.
16. Место отчета о финансовых результатах в инвестиционном проектировании организации.
17. Связь отчета о финансовых результатах с бухгалтерским балансом организации при планировании бизнеса.
18. Расчет показателей, используемых при анализе отчета о финансовых результатах организации.
Задания для подготовки к контрольной работе
Сотрудник банка, получающий в месяц 2000 у.е., решает уволиться и открыть собственное дело: организовать ателье на территории собственного частного домовладения, часть которого он сдавал в аренду за 1000 у.е. в месяц.
В создание ателье он вложил сбережения в сумме 10000 у.е.
После первого года деятельности внештатный бухгалтер фирмы представила владельцу следующий отчет о результатах производственно-коммерческих операций (с учетом уплаты налогов):
Выручка от заказов – 155 тыс. у.е.
Издержки – 130 тыс. у.е.
Прибыль – 25 тыс. у.е.
Но банкир, будучи человеком экономически грамотным, не удовлетворился радостным сообщением о получении фирмой бухгалтерской прибыли в размере 25 тыс. у.е. и начал анализировать. Его заинтересовало, во что обошлась деятельность фирмы ему самому. Для этого он рассчитал внутренние (неявные) издержки своей фирмы. Эта величина сложилась у него из:
- потерянного заработка в банке: 2 тыс. у.е. за 12 мес. = 24 тыс. у.е.;
- потерянных доходов от сдачи части домовладения в аренду: 1 тыс. у.е. за 12 мес. = 12 тыс. у.е.;
- потерянных доходов от хранения сбережений в банке (что могло ему обеспечить получение 20% на каждую у.е., помещенную в банк): 2 тыс. у.е.
Ответьте на вопросы:
Каковы внутренние издержки предпринимателя на основе его собственных расчетов?
Какова величина экономической прибыли (разницы между бухгалтерской прибылью и суммой внутренних затрат)?
Явилась ли его предпринимательская деятельность прибыльной?
Какие мероприятия он может предпринять для увеличения прибыли от ателье?
Какую стратегию развития ему необходимо выбрать для успешного функционирования ателье?
Каков будет размер экономической прибыли, если арендная плата за часть домовладения понизится до 700 у.е. в месяц, а доходы от вклада в банк до 1400 у.е.?
Каковы должны быть в сумме неявные (внтуренние) издержки предпринимателя, чтобы его деятельность от функционирования ателье была прибыльной?
Возможно ли совмещать работу в банке и руководство ателье?
Тема 15. Реализация бизнес-плана
Вопросы для подготовки к опросу
1. Планирование реализации бизнес-плана.
2. Стадии реализации бизнес-плана.
3. Управление реализацией бизнес-плана по результатам.
4. Оценка эффективности реализации бизнес-плана.
5. Функции контроля при реализации бизнес-плана и влияние контроля на персонал.
6. Система контроля реализации бизнес-плана: контроль за запасами; производственный контроль; контроль за качеством; контроль за продажами; контроль за расходами.
7. Управление командой, реализующей бизнес-план.
8. Управление коммуникациями с инвесторами.
9. Методы моделирования и решения конфликтов.
10. Организационные конфликты и контроль за исполнением директив.
11. Порядок проведения переговоров с потенциальными инвесторами.
12. Технологии успешной презентации бизнес-плана.
13. Подготовка презентации и разработка резюме бизнес-плана.
Деловая игра
Тема деловой игры.
«Создание консалтинговой фирмы»
Концепция игры.
Акционерное общество находится в состоянии глубокого спада. Испытывая финансовые трудности, руководство решило учредить дочернюю консалтинговую фирму по проблемам менеджмента и маркетинга, надеясь с ее помощью добиться возрождения предприятия.
Акционерное общество имеет хорошую инфраструктуру и некоторое количество свободных площадей для размещения консалтинговой фирмы, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления. Среди сотрудников достаточно профессиональных специалистов (в области производства) и обслуживающего персонала.
Акционерному обществу требуется дополнительное финансирование на ремонт помещений для проведения консультаций, оснащение вычислительной и оргтехникой консультантов, методическое и информационное обеспечение консалтинга, оплату высококвалифицированных консультантов, проведение рекламной кампании.
Команда должна:
• исследовать потребности в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга;
• изучить рынок консалтинговых услуг;
• разработать стратегический план создания и функционирования консалтинговой фирмы по проблемам менеджмента и маркетинга;
• разработать бизнес-план на получение кредита, рассчитать и обосновать его размер, предложить гарантии возврата кредита;
• рассчитать размер необходимого кредита;
· убедить банк в обоснованности выдачи кредита на конкурентной основе с другими командами, обратившимися в тот же банк;
• разработать тактический план привлечения специалистов в качестве консультантов;
• организовать рекламную кампанию по привлечению потребителей консалтинговых услуг.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды (не более 5 команд). Способы формирования команд: случайный выбор, ряды в аудитории и другие.
4. Ожидаемые результаты:
- получение навыков работы в команде;
- овладение навыками бизнес-планирования и разработки стратегии реализации бизнес-идеи;
- овладение методикой маркетинговых исследований;
- получение навыков по расчету необходимых для проекта ресурсов;
- овладение технологиями управления эффективностью бизнеса.
Примеры тестовых заданий
Задание 1. Под бизнес-планом понимается:
а) документ, описывающий основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми можно столкнуться в будущем, и определяющий способы решения этих проблем;
б) комплекс документов, содержащих данные об изменении состава имущества и обязательств предприятия;
в) документ, описывающий основные аспекты будущего коммерческого мероприятия и возможных доходов от его реализации.
Задание 2. Мониторинг инвестиционного проекта - это:
а) мероприятия, способствующие повышению содержательности труда, самостоятельности и ответственности работников;
б) процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений;
в) оценка финансового потенциала предприятия.
Задание 3. Под экспресс-анализом бизнес-плана инвестиционного проекта понимается:
а) определение за короткий промежуток времени, без детализированной проработки пригодности или непригодности инвестиционного проекта для дальнейшего рассмотрения и финансирования;
б) кредитование банком проекта, реализуемого на действующем предприятии, при котором источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика;
в) оценка проекта и его эффективности после завершения операционной стадии, сравнение прогнозных и фактических показателей проекта на выходе.
Задание 4. Точка безубыточности определяется как:
а) отношение постоянных затрат к маржинальному доходу на единицу продукции;
б) отношение переменных затрат к постоянным затратам;
в) отношение переменных затрат к маржинальному доходу на единицу продукции.
Задание 5. Главная задача антикризисного управления на предприятии заключается:
а) в сравнении фактических результатов деятельности предприятия с планом и данными предшествующих периодов;
б) в проведении сберегательных мероприятий, основой которых является сокращение расходов, связанных с деятельностью предприятия;
в) в осуществлении структурной перестройки предприятия в соответствии с потребностями рынка.
Задание 6. Показатели бюджетной эффективности отражают;
а) финансовую эффективность проекта с точки зрения отрасли с четом влияния реализации проекта на функционирование отрасли в целом;
б) влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы бюджетов всех уровней;
в) финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
г) сопоставление денежных притоков и оттоков без учета схемы финансирования.
Задание 7. Первый этап оценки инвестиционного проекта заключается:
а) в оценке эффективности проекта в целом;
б) в оценке эффективности проекта для каждого из участников;
в) в оценке эффективности проекта с учетом схемы финансирования;
г) в оценке финансовой реализуемости инвестиционного проекта.
Задание 8. Показатели общественной эффективности учитывают:
а) эффективность проекта для каждого из участников-акционеров;
б) эффективность проекта с точки зрения отдельной организации. генерирующей проект;
в) финансовую эффективность с учетом реализации проекта на предприятии региона или отрасли:
г) затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за рамки прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта, а также отражающие интересы всего народного хозяйства.
Задание 9. Трансфертные платежи представляют собой:
а) все виды внутренних перемещений денежных средств, которые не отражают реальных затрат или выгод страны;
б)налоги, субсидии;
в) кредитные операции, дивиденды, лизинговые платежи;
г) размер предельного продукта, производимого при расходовании ресурса или фактора производства при его наиболее эффективном альтернативном использовании.
Задание 10. Второй этап оценки инвестиционного проекта заключается:
а) в оценке эффективности проекта в целом;
б) в оценке эффективности проекта для каждого из участников;
в) в оценке эффективности проекта без учета схемы финансирования:
г) в оценке эффективности проекта с точки зрении общества и отдельной организации, генерирующей проект.
Задание 11. Показатели коммерческой эффективности учитывают:
а) денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, реализующей проект;
б) последствия реализации проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
в) последствия реализации проекта для отдельной организации, генерирующей проект, без учета схемы финансирования;
г) затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за рамки финансовых интересов предприятий-акционеров.
Задание 12. Имеется три альтернативных проекта. Доход от первого проекта равен 2000 у.е., причем первая половина выплачивается сейчас, а вторая - через год. Доход от второго проекта - 2200 у.е., 200 из которых выплачивается сейчас, 1000 - через год, а еще 1000 у.е. - через два года. Доход от третьего проекта равен 3000 долларов, и вся эта сумма будет получена через три года. Необходимо определить, какой из проектов предпочтительнее при ставке дисконта, равной 20 процентам:
а) первый проект;
б) второй проект;
в) третий проект.
Задание 13. Производственный леверидж отражает:
а) зависимость изменения объема прибыли от изменения объема продаж;
б) соотношение между постоянными и переменными затратами;
б) соотношение между прибылью и затратами.
Задание 14. Внутренняя норма доходности по проекту составляет 15%, предприятие планирует для реализации проекта использовать заемное финансирование, при этом средняя ставка по кредитам составляет 20%. Следует ли предприятию принимать данный проект?
а) да;
б) нет;
в) необходимо провести дополнительный анализ уровня риска по проекту
Задание 15. Удельный маржинальный доход линии по производству пластиковой упаковки составляет 10 у.е., постоянные затраты – 13000 у.е. Определите предельный объем производства, если инвестор желает обеспечить минимальный доход в объеме 5000 у.е.
а) провести расчеты невозможно, т.к. не хватает данных
б) 1800 упаковок;
в) 1300 упаковок;
г) 500 упаковок.
Задание 16. Кривая спроса (Д), как функция зависимости цены товара от объема востребованного товара, как правило, это:
а) возрастающая функция;
б) убывающая функция;
в) функция с экстремумами.
Задание 17. Кривая предложения (S), как функция зависимости цены товара от объема предлагаемого товара, как правило, это:
а) возрастающая функция;
б) функция с экстремумами;
в) убывающая функция.
Задание 18. Миссия – это:
а) четко выраженная общая цель предприятия;
б) стратегия ценообразования;
в) основная функция управленческого персонала.
Задание 19. Отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции - это:
а) рентабельность продаж;
б) рентабельность активов;
в) рентабельность затрат.
Примерные темы для подготовки курсовой работы
1. Предприятие в условиях рыночной экономики.
2. Формирование организационной структуры предприятия.
3. Организационно – правовые формы предприятий (организаций): преимущества, недостатки (на примере …).
4. Производственная структура предприятия и пути её совершенствования.
5. Ресурсы предприятия и их эффективное использование.
6. Классификация основных фондов (средств) предприятия.
7. Оценка эффективности использования основных фондов (средств) предприятия.
8. Амортизация основных фондов (средств) предприятия.
9. Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
10. Оборотные средства предприятия и пути улучшения их использования.
11. Формирование и использование прибыли предприятия.
12. Пути повышения финансовых результатов предприятия.
13. Персонал предприятия (организации) и пути повышения эффективности использования рабочей силы.
14. Порядок формирования цен на продукцию предприятия.
15. Ценовая политика организации (предприятия).
16. Сущность и значение инвестиций для деятельности предприятия.
17. Инновационная деятельность предприятия.
18. Сущность и критерии экономической и социальной эффективности организации.
19. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие.
20. Прибыль - основной оценочный показатель и цель деятельности предприятия.
21. Рентабельность предприятия (продукции). Показатели рентабельности предприятия.
22. Банкротство предприятия – причины, условия, последствия.
23. Предпринимательский риск: сущность, виды, управление рисками и способы их оценки.
24. Основные пути совершенствования и использования основного капитала.
25. Понятие и виды издержек предприятия.
26. Бизнес-план, его роль в планировании хозяйственной деятельности предприятия.
27. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
28. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
29. Финансовые ресурсы предприятия и эффективность их использования.
Шкала оценивания
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.
Оценки «хорошо» заслуживает студент обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Оценка «не удовлетворительно» выставляется в следующих случаях:
· Студент не справился с 50% вопросов и заданий билета, не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем, не обладает целостным представлением о компонентах дисциплины и их взаимосвязях.
· Ответ на вопрос полностью отсутствует.
· Отказ от ответа.
4.4. Методические материалы промежуточной аттестации
Экзамен проводится в соответствии с календарным учебным графиков в период промежуточной аттестации по расписанию. На проведение экзамена выделяется шесть академических часов.
В экзаменационном билете по дисциплине предусмотрено два теоретических вопроса для устного ответа. Вопросы и практические задания для подготовки к экзамену представлены в п. 4.3 рабочей программы дисиплины.
В процессе экзамена студенту предоставляется время на подготовку к устному ответу и решению практического задания 60 минут.
Оценка освоения знаний, умений и навыков студента проводится на основании шкалы оценивания, представленной в п. 4.3 рабочей программы дисциплины.
Для подготовки к экзамену необходимо использовать учебную литературу и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представленные в п. 6 рабочей программы дисциплины, а так же теоретические и практические материалы полученные в процессе освоения дисциплины.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, написание рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования организаций;
3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Интернет-ресурсы.
1. www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. |
2. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. |
3. www.gks.ru . – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. |
Иные источники.
1. Гареев И.Ф. Роль некоммерческих организаций в развитии региональной экономики // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 144-149.
2. Головков А. Н. Организация и управление производственным процессом интеграционных образований в экономике // Российское предпринимательство. 2012. № 1. С. 71-77.
3. Драмбовская А.А. Социальная политика организации – залог успешного развития предприятия как ключевого звена экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 161. С. 640-650.
4. Родионова Н.Д. Форма организации территориально-производственного кластера в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 34. С. 15-20.
5. Селимханов М.С. Мониторинг деятельности крупных организаций в условиях нестабильности экономики // Микроэкономика. 2012. № 2. С. 81-87.
6. Сыромятников Д.А., Саркисян В.С. Методология управления конкурентоспособностью организаций в условиях перехода к открытой экономике // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2012. № 2. С. 133-136.
7. Шаронин П. Н. Мотивационные концепции слияний и поглощений организаций в рыночной экономике // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 1. С. 155-161.
8. Шкиотов С. В. Российская экономика в исследованиях международных экономических организаций: сравнительный анализ точек роста национальной конкурентоспособности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. Т. 23. № 13-1. С. 115-122.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Экономика организации»
по специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
на базе основного общего образования
«Бухгалтер»
квалификация
очная форма обучения
Год набора – 2017 г.
Ростов-на-Дону, 2018 г.
Автор-составитель:
К.э.н., доцент, преподаватель Кислицкая Наталья Александровна
Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе
ЦМК по профессиональным (блок экономика и управление) дисциплинам
Протокол от 01 июня 2018 г. № 04
Председатель ЦМК Кислицкая Наталья Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 44
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 46
6.1. Основная литература. 46
6.2. Дополнительная литература. 46
6.3. Нормативные правовые документы. 46
6.4. Интернет-ресурсы. 47
6.5. Иные источники. 47
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 47
1.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина ОП.01 «Экономика организации» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана.
1.2. В результате освоения общепрофессиональной дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания:
сущности организации как основного звена экономики отраслей;
основных принципов построения экономической системы организации;
принципов и методов управления основными и оборотными средствами;
методов оценки эффективности их использования;
организации производственного и технологических процессов;
состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способов экономии ресурсов, в том числе основных энергосберегающих технологий;
механизмов ценообразования;
форм оплаты труда;
основных технологико-экономических показателей деятельности организации и методики их расчета;
– сформированы умения:
определения организационно-правовых форм организации;
поиска и использования необходимой экономической информации;
определения состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнения первичных документов по экономической деятельности организации;
расчета по принятой методике основных технико-экономических показателей деятельности организации;
– сформированы навыки:
работы с основными экономическими показателями;
составления форм отчетности;
анализа математических методов обработки информации и результатов исследований, систематизации, представления и интерпретации полученных данных;
эффективного планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения конкурентных преимуществ;
контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина ОП.01 «Экономика организации» относится к общепрофессиональному цикла блока профессиональная подготовка учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре в объеме 99 часов.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области экономической теории, бухгалтерского учета, математики и статистики.
Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: ПД.03 «Экономика (углубленный уровень), ЕН.01 «Математика», ОП.08 «Основы бухгалтерского учета», ОП.10 «Экономическая теория»
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем – 89 часов (в том числе 36 - лекционные занятия, 36 – практические занятия, 17 – курсовая работа) и на самостоятельную работу обучающихся – 10 часов.
По дисциплине предусмотрена курсовая работа.
Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего
Дата: 2019-02-19, просмотров: 418.