Теории фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитической психосоматики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория З. Фрейда получила широкое распространение не только в психиатрии, психологии, медицине, но в социологии, искусствоведении и других сферах идеологии. Она стала своего рода философией жизни. З. Фрейд попытался объяснить мотивы и психологические механизмы поведения людей, а не только причины и патогенез многих заболеваний, вторгся в неизведанную ранее область под(бес)сознательного, увидев в ней источник жизненной энергии и психоэмоциональной деятельности.

Начав врачебную практику как невролог, З. Фрейд потратил много сил на выяснение природы истерии и других неврозов. Клинические наблюдения и психологический анализ использовал в кон- струировании абстрактно-логической концепции структуры и роли так называемого психического, не психической деятельности как функции головного мозга, изучаемой физиологами и психологами, а абстрактного «психического». З.Фрейд представил его как состоящее из трех слоев, или сфер: 1) основы, главной сферы - под- (бес)сознательного, так сказать, дна, фундуса жизни, которое он обозначил с использованием греческой терминологии (как и все другие структуры) - «ОНО»; 2) сферы сознания, интеллектуальной деятельности - «ЭГО» - «Я» и 3) сферы контроля, цензуры психологических, эмотивных, подсознательных актов - «СУПЕРЭГО». Взаимодействие этих сфер и составляет психическое, психическую деятельность, которая направляет и определяет поведение человека, его судьбу, его здоровье и болезни. З.Фрейд исходил из того, что психическое непосредственно причинно не связано с окружающей природой и социальной средой, представляет собой как бы автономную область, которая сформировалась еще на заре человеческой истории, во время первобытной общины. Уже тогда основа психического - ОНО восприняло биологические инстинкты, которые свободно, без давления общества, цивилизации (ее еще не было) проявлялись в жизни людей. Среди этих инстинктов глав-

 

ными были те, что обеспечивали и выражали, по существу, животную жизнь людей - половой, агрессивный, пищевой и пр. С воз- никновением цивилизации, культуры, религии, морально-нравственных, правовых и других правил, норм поведения эти формы и условия коллективной жизни общества стали противодействовать свободному, дикому, животному проявлению эмоций и инстинктов подсознательного. Этому противодействию служит цензура, СУПЕРЭГО психического. Таким образом, образовался конфликт между окружающей средой и психическим, прежде всего, его основой - ОНО. ЭГО, по З.Фрейду, играет подчиненную ОНО роль, отражает его содержание, пропущенное через цензуру. ОНО - сосредоточие эмоций, инстинктов, их комплексов. Среди многих комплексов З. Фрейд придавал исключительное значение так называемому эдипову комплексу: под(бес)сознательному сексуальному чувству ревности младенца мужского пола к отцу из-за матери, а женского пола - к матери по отношению к отцу (по аналогии с известным античным мифом). Эмоции, инстинкты стремятся проникнуть в сферу сознания - ЭГО, т.е. быть осознанными, но СУПЕРЭГО, цензура, препятствует этому, так как она - воплощение созданных цивилизованным человеком морально-этических норм, правил, всяческих запретов - табу. Подсознательные эмоции и комплексы носят откровенно натуралистический, биологический характер - сексуальный. Это человеческая мораль не может признать мотивом и механизмом поведения. Усугубляется конфликт, конформизм между ОНО и ЭГО. В нем - суть патологии и не только психической, но, как потом будут доказывать сторонники З. Фрейда, всей патологии, особенно «болезней цивилизации».

Такова в кратких чертах теоретическая концепция фрейдизма, которую сам ее создатель называл психолого-биологической, определив ее как нечто стоящее рядом с психологией - метапсихологию. В отличие от своих современников, известных физиологов, психологов, неврологов, например, И.П. Павлова, З. Фрейд не признавал достижений экспериментальной неврологии, физиологии, считая, что еще не создана наука о психическом.

 

Другой частью фрейдизма, которым обычно обозначают все учение, является психоанализ, т.е. метод расшифровки содержания психического, прежде всего ОНО. Метод заключается в проникновении в сферу под(бес)сознательного, определения и идентификации наполняющих его эмоций, инстинктов и их комплексов и до-

ведения содержания ОНО до сознания человека, пациента (т.е. осознание). Такая процедура, как это установил З. Фрейд, дает лечебный эффект. Психоанализ стал господствующим методом психотерапии. В числе методических приемов психоанализа З. Фрейд и его последователи применяли толкование сновидений, оговорок, языковых ошибок, свободные ассоциации (беседы с пациентами по специальной программе) и др. Основой лечебного эффекта З.Фрейд считал разрядку психической эмотивной энергии ОНО - так называемый катарсис, о котором говорил еще Аристотель.

Учение З. Фрейда возникло не в вакууме. Родоначальник фрейдизма опирался на философские взгляды А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э.Гартмана о ведущем значении бессознательного - «изначального и естественного состояния всех вещей», первоосновы душевной деятельности, вторичности по отношению к бессознательному сознания, на исследования и клинические наблюдения Ж. Шарко и других неврологов. Концепция фрейдизма оформилась в основных положениях уже в начале XX в., продолжая формирова- ться вплоть до смерти ее создателя (1939). Литературное наследие З. Фрейда состоит из десятка известных, переведенных на многие языки книг (которые в настоящее время собраны в шеститомном издании, вышедшем и на русском языке).

Уже при жизни З. Фрейда начали формироваться концепции его учеников и последователей теории неофрейдизма. Ученики З. Фрейда встали на путь критики ряда положений классического учения, прежде всего, отрицания связей с окружающей средой, «культурой», влияющей на сознание. Неофрейдизм иногда называют «культурным фрейдизмом». Неофрейдисты выступали и против преувеличенного, по их мнению, значения сексуальных комплексов, про- тив пансексуализма, представлений о некоторых механизмах вытеснения, сублимации бессознательных влечений в сферу сознания, его формирования в младенческом возрасте («оральной», «анальной», «генитальной» фаз) и некоторых других положений. Вместе с тем они оставили без принципиальных изменений и даже развивали основной постулат фрейдизма о ведущей роли под(бес)- сознательного и его инстинктивного содержания. Более того, к комплексам, описанным З.Фрейдом, они добавили свои конструкции, определяющие поведение и здоровье людей.

 

Среди неофрейдистов особенно известны А. Адлер, К. Юнг. А. Адлер - основатель так называемой индивидуальной психоло-

гии. Он указывал на значение «социального интереса», «социального чувства», противостоящего ОНО. Из конфликта социального окружения и подсознательного у человека возникает «комплекс не- полноценности», влияющий на индивидуальную судьбу, здоровье и возникновение болезней.

К. Юнг - основатель «аналитической психологии», автор концепции о «коллективном подсознательном» - «психологическом наследстве человечества с доисторических предков, организован- ном в виде эмоциональных комплексов - архетипов». Из него возникают различные комплексы, составляющие глубинное ядро личности, от которого зависят поведение и здоровье человека.

Из других неофрейдистов широкую известность получили К. Хорни, автор «культурно-философской психопатологии», выдвинувшая представления о «неврозе характера», «основной тревоге», «стремлении к безопасности и удовлетворению»; Г. Селливан - создатель концепции «межличностной психиатрии», строения личности из двух сфер: «самосистемы», ее поверхностного слоя и «само» - изначального зерна личности, вступающих в конфликт с обществом; Э. Фромм, взгляды которого обозначают как «гумани- стический психоанализ», утверждавший, что психические подсознательные механизмы обусловливаются конкретными социальноэкономическими, политическими, историческими условиями и соответствующими им психологическими механизмами («морального мазохизма», присущего эксплуататорским обществам; «под- чиненного автоматизма», характерного для современного капиталистического общества, и др.).

 

Применение идей классического учения и неофрейдизма в медицине сформировало так называемую психоаналитическую психо- соматику. Ее наиболее яркий представитель Ф. Александер прямо ссылается на З.Фрейда, признавая, что психоанализ «изменит взгляды современного человека и все науки, касающиеся его, не только медицину и биологию, но и социальные науки». Он признает первостепенное, судьбоносное значение подсознательного. В своем основном труде «Западное мышление в переходный период» Ф.Александер писал: «На поверхность всплыло подсознательное со всеми своими элементами - мистицизмом и иррациональностью. Оно стало основным объектом психологии и социальных наук, искусства и литературы, оно доминировало во внутренней по- литической жизни, так же как и в мировой политике».

Девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение, заболевания, прежде всего, нейропсихические и так называемые психосоматические формируются вследствие конфликтов, конформизма окружающей человека цивилизованной среды и психической сферы человека, его под(бес)сознательного. Возникает и развивается деперсонализация, потеря личности, «утрата собственного Я». Человек «завоевал мир и утратил свое собственное Я». Происходят дезадаптация и дезорганизация как основы, предпосылки заболеваний. Следовательно, болезнь - реакция личности на социальную, или «культурную» дезинтеграцию, которая возникает уже с первых лет жизни индивидуума.

Психосоматики обосновали ряд механизмов заболеваний, исходя из представлений о примате под(бес)сознательного. Один из них - соматизация эмоций, т.е. трансформация эмоций в соматические нарушения. В этом механизме большое значение придается так называемому символическому языку органов: не в состоянии выразить эмоции бессознательного обычным, речевым образом, они трансформируются, сублимируются в патологические симптомы - «язык органов». Представители этого направления исходят из положений о целостности, психосоматическом единстве организма, используют концепции стресса, нервизма, достижения физиологии, клинической медицины. Следует особенно выделить применение так называемого биографического метода - подроб- ного обследования личности, мотивации, определения типов соматизации эмоций, профилей личности в клиническом исследовании, индивидуального подхода к пациентам и другие заслуживающие внимания и изучения стороны неофрейдизма и психоаналитической психосоматики.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.