Теория социобиологии Э.О. Уилсона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Попытки объяснить социальные процессы и явления, в том числе социальные проблемы здравоохранения и медицины, с помо- щью биологических концепций, прежде всего дарвинизма, предпринимались давно. Социал-дарвинизм стал целой теорией уже во второй половине XIX в. Она известна не только в социологии, но и в демографии, и медицине. Основоположник этого учения английс-

кий философ-позитивист и социолог Г. Спенсер распространил физиологические, морфологические представления, концепции Ч. Дарвина на социальные процессы и явления. По аналогии со строением и деятельностью животного организма он распределил назначение и функции социальных слоев и классов общества. Правящие круги, элита общества аналогичны мозгу и призваны управлять обществом, которое подобно суперорганизму: рабочие, крестьяне, как мышцы, обязаны выполнять физическую работу. Банкиров и им подобных Г. Спенсер сравнивал с сосудодвигательными нервами; служащих - с соединительной тканью; богатых, живущих на доходы от капиталов, ренту, - с жировой тканью и т.д. Таким образом, создавалась, так сказать, органическая теория. Органической теорией является и социал-дарвинизм, основные постулаты которого о конкурентной борьбе, выживании наиболее приспособленных использовались для объяснения современной структуры и фун- кций капиталистического общества, в том числе демографических и медицинских явлений и проблем. Например, воспроизводство населения рассматривалось на основе так называемого закона об обратной изменяемости между процессом генезиса и «индивидуации», т.е. между биологическими, генетическими процессами, направленными на размножение и сохранение вида (генезис), и приспособ- лением, индивидуальной адаптацией в процессе борьбы за существование («индивидуация»). Чем больше энергии затрачивается на генезис, тем меньше ее остается на «индивидуацию». Отсюда все различия демографических явлений и состояния здоровья в разных обществах, у разных народов и т.п.

 

Как известно, аналогия - не способ доказательства. Органическая теория Г. Спенсера и им подобные концепции, заменяя социальные процессы биологическими, остаются примерами механис- тических теорий, хотя отдельные наблюдения и обобщения, касающиеся жизни животных, заслуживают внимания при объяснении поведенческих актов и состояния здоровья человека. Эти элементы органических концепций наиболее полно представлены в новейшей теории - социобиологии, а также экологии, этологии, о которых будет сказано отдельно.

Новейшая теория социобиологии известна с 70-х годов, с работ американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975), «О природе человека» (1978) и совместных с К. Ламзденом изданий «Гены, разум и культура. Процесс коэволюции»

(1981), «Прометеев огонь. Размышления о происхождении разума» (1983). Социобиология исследует характерные черты организации сообществ живых существ на основе биологических законов, про- цессов. Эти черты переносятся на человека, его поведение, образ жизни, здоровье. Создаются «биограммы» человека, т.е. его полной биологической характеристики для определения приспособления к современной культуре и не устранимых культурой филогенетических свойств. Этот процесс адаптации к современной культуре, цивилизации с помощью биологических процессов назван «генно-культурной коэволюцией», отражающей взаимовлияние генотипа, среды и цивилизации. Генно-культурная коэволюция призвана определить биологические, филогенетические и социальные черты, синтез которых и должен объяснять поведение человека, его психосоматический статус и здоровье.

Этологическая концепция

Термин «этология» введен в 1859 г. французским биологом Ж. Сент-Илером для обозначения поведения животных в естественных, природных условиях. Сегодня под ним понимают инстинктивное поведение. Следовательно, этологическая теория связана с закономерностями инстинктивного поведения животных и попытками использовать их при объяснении поведения и здоровья человека.

 

В 1973 г. Нобелевской премии по медицине и физиологии были удостоены зоологи К. Лоренц, Н. Тинберген и К. Фриш, известные своими трудами по этологии. В решении Нобелевского комитета Королевского каролинского института о присуждении этой премии сказано, что награжденные на основе изучения поведения пчел, птиц, животных разработали «возможные способы адаптации биологических свойств человека с целью профилактики дезадаптации и заболеваний». Отмечалось, что этология заметно повлияла на социальную медицину, психиатрию и психосоматическую медицину.

Однако этологическая концепция, как и другие натуралистические теории, идет дальше скромной возможности исследования ин- стинктов. Она переносит закономерности инстинктивного поведения животных на сферу поведения и здоровье человека, что и отмечал Нобелевский комитет: на основании исследований инстин-

ктивного поведения животных возможно раскрытие некоторых сторон этиологии и патогенеза заболеваний человека. В основе этологической концепции лежат представления о «врожденных формах поведения, инстинктивных движений» под воздействием определенных стимулов, или релизеров поведения. У каждого вида имеются свои релизеры, которые автоматически вызывают специфические комплексы моторных реакций - паттерны поведения, или сигнальные, ключевые реакции. Такие безусловно-рефлекторные (инстинктивные) связи (по типу стимул-реакция) обеспечивают адаптацию животных к окружающей среде, адаптивное поведение.

Этологи утверждают, что и человек в процессе эволюции унаследовал от животных инстинктивные формы поведения, которые можно выявить и изучить, оценить их значение для поведения и образа жизни, следовательно, и здоровья, особенно психосоматического, которое, таким образом, уходит корнями в инстинктивную сферу. Это положение близко к фрейдистским представлениям о роли инстинктивного, бес(под)сознательного. Более того, этологи, как и психосоматики, неофрейдисты, говорят о конформизме инстинктивного начала и внешней цивилизованной среды, о подавлении средой инстинктов как одном из факторов нездоровья, болезней. Особое значение придается агрессивным инстинктам, присущим биологической природе человека. Известность этологии принесли труды об агрессии и ее инстинктивном проис- хождении, особенно книга К. Лоренца «Так называемое зло. К вопросу о естественной истории агрессии» (1963). К. Лоренц писал, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, людей, в крови», объясняет происхождение войн, конфликтов и ряда сердечно-сосудистых, нервно-психических и других болезней.

 

Учением об инстинктивном поведении, особенно об агрессии, воспользовались некоторые реакционно настроенные публицисты, нашедшие простое «научное» объяснение неизбежности войн, преступлений, конфликтов. Появились книги под названиями, не позволяющими сомневаться в биологическом происхождении поступков, поведения, физического и психического здоровья человека: «Голая обезьяна», «Человеческий зверинец», «Любовь начинается со шкуры», «Царствующее животное» и т.п. Этология в таких публикациях стала этологизмом - односторон-

ним и тенденциозным толкованием поведения человека и человеческих популяций.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 288.