Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании «5 ч) Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 374.