Внутренняя форма слова (4 ч )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внут­ренней формы слова (приём этимологизации) как средство выра­жения иронии, сарказма или наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Окказионализмы (4 ч )

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте. Наблюдение за использованием различных словообразова­тельных средств в изобразительных целях.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей худо­жественного текста и выразительное его чтение.

Лексическое богатство русского языка (20 ч )

Слово в художественном тексте (1 ч )

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, измене­ние значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художест­венном тексте.

Переносное значение слова (8 ч )

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тро­пов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

Многозначные слова (2 ч)

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: соз­дание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; рече­вая характеристика героя и др.

Омонимы , синонимы , антонимы (4 ч )

Виды омонимов; их экспрессивное использование в ху­дожественных произведениях для усиления изобразительности, за­острения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в худо­жественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Анти­теза и оксюморон и языковые средства их создания.

Лексика ограниченного употребления (2 ч)

Изобразительные функции лексики ограниченного упот­ребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой про­исходит действие, и т. п.

Основные требования к использованию лексики ограничен­ного употребления в художественном тексте: уместность, понят­ность и умеренность.

Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессиона­лизмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды уста­ревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания по­этическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.

Особенности употребления старославянизмов в художествен­ных текстах.

Фразеологизмы (3 ч )

Стилистическое использование фразеологизмов в худо­жественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной харак­теристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразе­ологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава

фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение, намеренная грамма­тическая деформация структуры фразеологизма) и др.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литера­турных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Класс

(34 ч )

Дата: 2018-12-28, просмотров: 354.